Вечер на высшем уровне

В Концертном зале имени Чайковского выступило трио Чика Кориа, в составе которого вместе с легендарным пианистом играют барабанщик Брайан Блейд и контрабасист Эдди Гомес. К лучшим российским джазменам, которые пришли послушать кумира, присоединился в зале Борис Барабанов.

Если вам нужно было в один вечер увидеть весь цвет российского джаза, стоило прийти вечером понедельника в Концертный зал имени Чайковского. Выступление 68-кратного номинанта и 22-кратного лауреата Grammy Чика Кориа стало чем-то вроде джазового саммита.

Рядом с корреспондентом "Ъ" в партере устроился пианист и дирижер Сергей Жилин, народным массам знакомый как ответственный за аккомпанемент в шоу "Голос".

Он чинно раскланялся с Игорем Бутманом, который посетил концерт вместе со своим компаньоном по рижскому World Jazz Festival Аркадием Укупником. В амфитеатре разместился "русский Крис Ботти" Вадим Эйленкриг. Помимо джазменов на концерт пришли и поп-артисты — в антракте в буфете автор этих строк обнаружил Виктора Салтыкова и Сергея Трофимова.

Такой кворум лишний раз подтвердил, что Чик Кориа — не просто значительный пианист. Это тот человек, с которым ассоциируют сам джаз как форму жизни: если в твоем городе гастролирует Чик Кориа, пойди на концерт и потом можешь год джазом не интересоваться, просто говори всем, что слушал Чика.

Согласно концертной статистике, это были шестые московские гастроли Чика Кориа. Он прекрасно знает здешние концертные площадки, а Концертный зал имени Чайковского у него в особом почете. Выйдя на сцену и сделав пару снимков публики своим смартфоном, пианист тут же сообщил зрителям, что звук здесь фантастический и что в его домашней коллекции есть DVD с концертами, снятыми здесь еще в 1990-е.

Звук, по крайней мере в этот вечер, и вправду был отличный. Кориа, Блейдс и Гомес не были бы американцами, если бы ограничились сухим техничным исполнением пьес. Для коммуникации с публикой они применили все свои артистические таланты. И первым делом попросили публику помочь им настроиться. Чик Кориа нажимал две-три клавиши — и зрители без лишних напоминаний тут же повторяли созвучие.

Импровизированный хор московских меломанов звучал идеально; вспомнились здешние выступления Бобби Макферрина, который вообще все свое выступление целиком любит строить на кооперации с публикой.

Трио сыграло программу, которая в общих чертах основана на "живом" альбоме Чика Кориа 2013 года "Trilogy". Партии контрабаса на нем играл недавний гость московского фестиваля "Триумф джаза" Крисчиан Макбрайд. А в нынешнем турне эта роль отдана одышливому 72-летнему пуэрториканцу Эдди Гомесу.

В 1970-е господин Гомес играл в легендарном ансамбле Чика Кориа Return To Forever, а также в трио Билла Эванса, из репертуара которого он взял кое-что и для нынешних концертов с Кориа. За барабанами же остался Брайан Блейд, соратник Уэйна Шортера и партнер Чика Кориа по его совместным проектам с Джоном Маклафлином.

От игры Эдди Гомеса и Брайана Блейда осталось впечатление циркового шоу с укрощением диких животных, где успех оказался на стороне "укротителей"-музыкантов. Оба они продемонстрировали виртуозную игру во всех возможных вариантах.

Брайан Блейд не упустил возможности несколько раз напомнить зрителям, что наряду с джазовыми музыкантами среди его партнеров были и рокеры — например, Боб Дилан. Но напора в его игре было все же меньше, чем нюансов, в особенности в работе с железом.

Главный герой вечера был не так экспрессивен, как его товарищи. Чик Кориа, сильно похудевший в последние годы (вероятно, от груза наград и заслуг), взял на себя роль конферансье и давал остроумные комментарии к песням, иногда разраставшиеся в целые истории.

Например (в предисловии к "Anna`s Tango", посвященному его матери), о том, как ему заказали саундтрек к фильму Карлоса Сауры "Танго" и продюсер никак не мог добиться от него аутентичного звучания мелодий. В итоге работа досталась Лало Шифрину. Зато у Кориа в репертуаре появились 15 отличнейших танго.

Программа вечера была составлена таким образом, чтобы авторские произведения музыкантов чередовались со стандартами, а вещи, требующие виртуозного исполнительского мастерства,— с легкими песенками, которые наигрывают пианисты в лобби отелей по всему миру. Трио сыграло и Телониуса Монка, и Ирвинга Берлина, и вечный саундтрек из мультфильма "Алиса в Стране чудес", и ресторанный хит "But Beautiful".

В таком сценарии была заложена возможность общаться с публикой на "ты", говорить на понятном языке, выуживая из зрительской памяти самые ранние воспоминания о джазе в том или ином его виде. Может быть, Чик Кориа хотел напомнить о том, что даже у самой серьезной и требовательной музыки может быть вполне практическое и даже легкомысленное применение.

МинПром

    

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢