Глобальная экономика: в ожидании прорыва

Публікації

В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.

В январе в Давосе (Швейцария) прошел ежегодный Всемирный экономический форум (ВЭФ), участие в котором приняли около 2500 бизнесменов из 140 стран и около 50 глав государств, включая президента Петра Порошенко. На этот раз встреча проходила под лозунгом "Чуткое и ответственное лидерство", с его помощью ВЭФ "требует признать, что в тех сегментах мирового сообщества, где отсутствуют экономическое развитие и социальный прогресс, нарастают разочарование и недовольство". Речь об общей картине настроений, которые сопровождаются дальнейшей неуверенностью в международной экономике. Особый акцент был сделан на проблематике глобального потепления, которое все больше угрожает мировому хозяйству и против которого направлено новое климатическое Парижское соглашение. Борьба с потеплением имеет четкое денежное выражение: до 2030 года на нее нужно потратить 13,5 трлн долл.

Как сказал МинПрому европейский экономист Сони Капур, в любом случае для полноценного преодоления последствий кризиса-2008 нужна серьезная реформа мировой системы "рыночного капитализма" с растущим разрывом в уровне развития между бедными и богатыми странами, а также между различными социальными слоями внутри отдельных государств. По его словам, одна из проблем – в том, что развитый Запад (США, Евросоюз, Япония) замкнут на своих меркантильных интересах и не уделяет должного внимания трудностям остального мира, которые, усиливаясь, влияют и на сам Запад, и на общие социально-экономические перспективы планеты.

От Трампа до Пекина

Основные риски для международной экономики сегодня концентрируются вокруг сохраняющейся нестабильности ЕС и "охлаждения" Китая, продолжает эксперт. Кроме того, приход к власти в Соединенных Штатах Дональда Трампа способен усилить протекционистские настроения в глобальной торговле, возникшие после кризиса-2008 и растущие в последние годы. Ведь новый президент обещает усилить закрытость американского рынка от импорта и вообще проводить более "эгоистичную" внешнеэкономическую политику, что, конечно же, повлияет на остальной мир. Аналитик Института Брукингса (США) Бессма Момани констатирует: в таком случае Вашингтон во многом утратит былую роль мирового экономического стабилизатора, которая перейдет к КНР. Да, в 2016-м Поднебесная стала более волатильной, но не теряет общего развитийного импульса, который сохранится на всю обозримую перспективу ввиду значительного потенциала страны.

В этот раз китайский лидер Си Цзиньпин впервые выступил в Давосе, притом в защиту экономической глобализации и международного сотрудничества в решении проблем, угрожающих всеобщему экономическому росту. По мнению Б.Момани, если выступление Си Цзиньпина перед давосским элитным клубом – это индикатор внешней политики Пекина на 2017 год, то Китай может стать "самым сильным голосом за социальную и экономическую пользу глобализации, приглашая столицы присоединяться к форматам свободной торговли, инвестируя в развивающиеся страны, привлекая их к глобальным рынкам. Также предлагается соединить Азию, Европу и Африку "Новым Шелковым путем", который напоминает план Маршалла, реализованный американцами в Европе после Второй мировой войны. Си Цзиньпин подчеркнул: его страна открыта для торговли и приглашает всех воспользоваться достоинствами крупнейшей в мире развивающейся экономики. И все это озвучено на фоне слов Д.Трампа о протекционизме и разрыве торговых соглашений". При этом показательно, что председатель КНР предложил переформатировать глобализацию, поскольку в ней "не хватает равенства между участниками".

Подобный дискурс внешней политики Поднебесной не в последнюю очередь направлен против защитных мер Запада в отношении китайской продукции, число которых в 2015-16 годах активно увеличивалось. Тем временем в прошлом году ВВП Китая вырос на 6,7% – против 6,9% в 2015-м. Это продолжило тренд замедления (в 2014 было +7,3%), но, снова-таки, не меняет значимости КНР для мировой экономики. А она в минувшем году продемонстрировала намного более скромные усредненные показатели – плюс 2,3%, это минимум с 2009 года; в 2014-м было +3,4%, в 2015-м +3,1%, т.е. налицо быстрое замедление роста. Тем не менее в наступившем году Всемирный банк ожидает его ускорения до +2,7% на фоне восстановления цен на нефть и сырьевые товары, что улучшает ситуацию для ряда emerging markets.

Рост развитых экономик, по прогнозу ВБ, в 2017-м ускорится до 1,8% – с прошлогодних 1,6% (ожидалось 2,4%), а развивающихся и "переходных" (постсоциалистических) стран – с 3,4% до 4,2%, причем здесь ожидания-2016 тоже были еще больше и составляли 4,5%. ВВП США за минувший год укрепился на 1,6% (ожидалось 2,3%), в 2017 прогнозируется 2,2%. Президент группы ВБ Джим Ен Ким отмечает, что прирост в Штатах может быть существенно выше прогноза вследствие возможных фискальных послаблений, которые будут стимулировать деловую активность в стране и поддержат всю международную экономику. В то же время усиление закрытости США способно сократить предложение инвестиций на глобальном рынке, провоцируя повышение процентных ставок и прочее ужесточение условий для заемных ресурсов, а это негативно повлияет на те emerging markets, которые в значительной степени зависят от внешнего финансирования.

Еврозона в 2016-м показала рост на 1,7%, а в 2017-м может замедлиться до +1,5%, считают специалисты Еврокомиссии и ряда частных институций. Факторы – низкая инвестактивность на периферии валютного союза, риски ухудшения обстановки в банковском секторе, а также последствия Brexit. И все же Европа продолжает постепенно "приходить в себя", грядущий год может стать довольно неплохим экономически, полагает С.Капур – в т.ч. благодаря оживлению внутреннего потребления в регионе. UniCredit Bank прогнозирует стабильный рост ВВП в 3 крупнейших экономиках еврозоны: на 1,8% в Германии (1,7% годом ранее), на 1,2% во Франции (неизменно), на 0,8% в Италии (после +0,9%).

Украинский аспект

В Украине обвал 2014-15 годов тоже вроде бы сменился стабилизацией, которую в Кабмине оценивают в 1,5% роста реального ВВП, +2,4% промпроизводства, +6,1% в АПК и +13% объемов строительных работ. Так, в числе лидеров индустриального роста – черная металлургия (+6% выплавки стали, до 24,2 млн тонн). Показатели машиностроения в 2016-м восстановились примерно на 1%, а в некоторых его подотраслях – на 15% и более (например, по выпуску техники для АПК и лесохозяйства). Впрочем, все это отчасти достигнуто из-за инфляционной доходности, а не благодаря действительному улучшению конъюнктуры. Товарный экспорт за 11 мес. прошедшего года упал на 5,9%, до 32,7 млрд долл., лидеры спада – такие экспортные хедлайнеры, как химпром (-30,1%), транспортное машиностроение (-19,6%), минеральные продукты (-15,4%), черные металлы (-13,2%). Это формирует новые риски на 2017 год, хотя, возможно, снижение экспорта наконец прекратится за счет улучшения сбыта и развития поставок агросырья, экспорт которого оставался активным и в 2016-м. Но такое перераспределение означает превращение страны в аграрно-сырьевого поставщика.

Дальнейшие макро-ожидания умеренно оптимистичны: ООН прочит нашей стране 1,9% годового роста (в 2018 – аж 3,2%), а Кабмин на этот год "рисует" +3%, прописанные в госбюджете. Экономика начинает восстанавливаться, надо сделать этот процесс необратимым и ускорить экономический рост, заявил недавно премьер Владимир Гройсман. По оценке первого вице-премьера и главы Минэкономразвития Степана Кубива, важным стимулом такого развития событий будет углубление сотрудничества с Брюсселем, позволяющее наращивать производство, экспорт и привлекающее инвестиционный ресурс. Наряду с этим правительство обещает ослабить зависимость роста экономики от потребительского спроса в пользу инвестиций и развития экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью (пока что тенденция, опять же, обратная). Для этого, в частности, предполагается формирование "новых мощных вертикально интегрированных структур" на базе национальных производителей.

В "актив" можно добавить и относительную стабилизацию гривны, что улучшает потребительские и деловые ожидания, в то же время позволяя экспортерам и далее зарабатывать на последствиях девальвации 2014-15 годов. Эксперты Bloomberg даже указали гривну в числе самых прогнозно стабильных мировых валют наступившего года.

К неблагоприятным факторам относятся политические и военные риски, медленность реальных системных реформ, низкий уровень внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, недостаточные продажи ключевых экспортных товаров (металл, химпродукция) из-за сохраняющейся волатильности внешних рынков. Сюда же добавим критическую зависимость от иностранных кредитов, которая – с учетом их возможного подорожания, упомянутого выше – ставит под угрозу любые прогнозы. В течение года за рубежом намечено дополнительно занять до 9 млрд долл., что повысит внешний госдолг до 53 млрд долл. В таких условиях успехом был бы рост промпроизводства на 5-7% и прекращение экспортного спада в стоимостном выражении.

Закончить можно словами исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко: "При всех его недостатках мировой экономический поезд в 2017 году поедет вперед со скоростью до 3%, но это, скорее, дальнейшее выздоровление после кризиса-2008, чем качественный рост. То же самое можно сказать в нашем случае: для истинного выхода из кризиса отечественный ВВП должен ежегодно увеличиваться не менее чем на 6-7%, иначе отставание украинской электрички от глобального поезда будет только усугубляться".

Максим Полевой

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

ВСІ НОВИНИ ⇢