Фальсификациям — «Так!»?

Точка зору

Во время последнего внеочередного заседания Верховная Рада подавляющим количеством голосов «за» приняла закон о выборах президента, который существенно меняет правила избирательной игры и, по мнению экспертов, разработан юристами БЮТ и ПР «под себя». Ключевые «ноу-хау»: избирательная кампания будет сокращена до трех месяцев вместо четырех, как предусматривалось ранее, увеличивается залог для регистрации кандидатов с 500 тыс. грн. до 2,5 млн. Причем деньги будут возвращать только тем, кто выйдет во второй тур. Изменен порядок формирования окружных и участковых избирательных комиссий, ликвидируется институт открепительных удостоверений и подписных листов в поддержку кандидата на пост президента.

Примечательно, что новую редакцию Закона «О выборах президента» критикуют не только эксперты, но и члены Центральной избирательной комиссии. В ЦИКе, в частности, недовольны тем, что уточнения в списки избирателей могут вноситься даже в день выборов. Из-за этого Центризбирком может ошибиться при подсчете количества проголосовавших граждан.

Членами окружной и участковой избирательных комиссий теперь могут быть только жители этих округов, что, по мнению зампредседателя ЦИК Андрея Магеры, ограничивает права граждан. Более того, в Центризбиркоме считают, что и права наблюдателей также ущемлены, ведь теперь избирательные комиссии могут запретить им контролировать свою работу, попросту выставив из зала заседаний. Дальше — больше: возможна ситуация, когда неугодных членов участковых избиркомов на заседание вовсе не пустят, но комиссия при этом не утратит свою правомочность.

Президент уже заявил, что наложит вето на этот закон и оспорит его в Конституционном Суде. В лагере ПР устами первого вице-спикера Александра Лавриновича Виктора Ющенко «просветили», что вето — это только то, что он может положить себе в шкафу на полочку. Что это означает? Это означает, что соратники Тимошенко и Януковича, имеющие в активе более 300 голосов, с легкостью это вето преодолеют, а по сути — навяжут обществу, не советуясь с ним, удобные для себя правила избирательной игры.

При рассмотрении данного скандального закона во втором чтении депутатам пришлось проголосовать за каждую из 469-ти поправок. Беспрецедентное количество замечаний к документу (больше половины от общего числа) высказал представитель НУ-НС Иван Заяц. С ним «День» и обсуждает сегодня то, какими могут быть последствия избирательного «удобрения» БЮТ и ПР для хрупких ростков украинской демократии.

— Иван Александрович, как далее, на ваш взгляд, сложится судьба скандального закона о выборах президента? Выборы пройдут-таки по новым и, увы, не наилучшим с точки зрения демократии правилам?

— Бесспорно, Президент наложит вето на этот закон. А вот то, как будут развиваться события далее, будет зависеть от атмосферы, которая сложится в обществе. Дело в том, что данный закон из той же рукавички, что и изменения в Конституцию. Другими словами, это продукт стратегического партнерства Партии регионов и БЮТ. И в Конституции, и в этом законе заложена одна-единственная идеология — разделение власти на двоих.

Если журналисты, политологи, политики создадут такую же атмосферу вокруг этого закона, какая была создана вокруг конституционных изменений (а этот закон по своему негативному влиянию будет иметь очень и очень плачевный результат), это вынудит БЮТ и ПР не преодолевать вето Президента, а таки усовершенствовать закон. Если же протестной атмосферы не будет, понятно, что в августе созовут внеочередную сессию, в ходе которой президентское вето будет преодолено.

— Назовите ключевые антидемократические нормы закона и их вероятное влияние как на избирательный процесс, так и на результат.

— Сразу отмечу, что это системные изменения, однако дело в том, что эти системные изменения направлены на устранение третьей силы как реального игрока на президентских выборах, на существенное ослабление роли избирателя, на обнуление судебной системы в избирательном процессе. Как это достигается? Это достигается несколькими приемами.

Например, изменения, касающиеся списка избирателей. Даже за час до закрытия урн в день голосования комиссии обязаны принять заявление гражданина о включении его в список. Никаких открепительных талонов не предусмотрено. О чем это свидетельствует? О том, что будут иметь место манипуляции списком избирателей. Если ранее ездили автобусами (речь идет о так называемых каруселях. — Авт.) на президентских выборах в 2004 г., сейчас, судя по всему, будут ездить поездами с тем, чтобы зафиксировать себя в той или иной комиссии в том или ином населенном пункте. Даже демократические завоевания, зафиксированные в Законе «О выборах народных депутатов Украины», которые прошли апробацию в 2006, 2007 годах, не приняли во внимание…

— Уточните, о каких именно завоеваниях идет речь?

— Прежде всего надо сказать о том, что отброшена сама идея государственного реестра, поскольку его попросту не существует. В 2006—2007 годах, имея опыт 2004-го, когда фальсификации происходили как раз из-за включения избирателей в список, за два дня до выборов список закрывался. И таким образом комиссия не имела права влиять на список. Эта норма хорошо себя зарекомендовала на выборах, однако большинство в лице БЮТ и Партии регионов даже это проверенное временем положение упразднило. Поэтому манипуляции и, следовательно, фальсификации будут.

Вернусь к наиболее негативным нормам утвержденного закона. Положение, регулирующее деятельность комиссий. Оно прописано таким образом, чтобы комиссия была инструментом фальсификаций, чтобы комиссия была зависима от ключевых субъектов избирательного процесса. Если ранее в избирательных комиссиях были ограничения (например, на выборах народных депутатов малая комиссия — 15 человек, средняя — 20, большая — 25), то сейчас авторы сняли ограничение. Теперь комиссии будут формировать кандидаты в президенты. Что это значит? Это значит, что открывается шлюз для покупки технических кандидатов. Может начаться этакая гонка: кто же больше купит технических кандидатов — БЮТ или Партия регионов? В таком случае комиссия вовсе может разрастись до 50-ти человек, но такая комиссия — нерабочая.

Поднятие же регистрационного взноса до 2,5 миллиона для мегаблоков не является препятствием, поскольку заплатить за технического кандидата 300 тысяч долларов при миллиардных избирательных бюджетах — сущий пустяк. Вместе с тем, у той или иной политической силы, которая может дать альтернативу мегаблокам, каждая копейка на счету. Но и это еще цветочки. Законодатель пошел дальше и ввел уголовную ответственность за «уклонение в работе». Вот, например, склонились вы влево или вправо — или заплатите восемь тысяч, или будете на два года лишены свободы. То есть они даже не удосужились грамотно написать, а написать надо было «уклонение от работы», а не «в работе». Таким образом, над человеком, который выполняет гражданский долг и пошел работать в комиссию, висит угроза быть осужденным, если он ослушается определенную политическую силу — даже не ту, которая его делегировала в комиссию.

Более того, этой нормой, по сути, исчерпывается вопрос о заказчиках и исполнителях фальсификаций результатов выборов, поскольку в любом случае виновным будет член комиссии.

Указанные поправки дают мне основания сделать вывод, что принцип формирования комиссий и зависимость комиссий от политических сил превращает комиссии в механизм для манипуляций.

— Эксперты обращают особое внимание на поправки в «президентский» закон, касающиеся подведения итогов голосования. Что вы скажете на этот счет?

— Да, это тоже очень важный вопрос. Согласно поправкам, Центризбирком может подводить итоги выборов без протоколов окружных комиссий «на основании протоколов участковых избирательных комиссий». Во-первых, протоколы участковых избирательных комиссий не могут попасть в ЦИК, поскольку они прилагаются к протоколу окружной избирательной комиссии. Во-вторых, окружной избирательной комиссии предоставляется пять дней с тем, чтобы она подвела итоги по округу. А если за это время итоги по округу не будут подведены, тогда Центризбирком не принимает во внимание отсутствие протокола окружной комиссии, и на базе протоколов участковых комиссий подводит итоги. Что это означает? Это означает, что если где-то, например, в шести регионах Тернопольской области, результаты выборов не будут удовлетворять представителей двух мегаблоков, будет проведен элементарный рейдерский прием: участковым комиссиям «помогут» не вложиться в пять дней и окружная комиссия не составит протокол. Затем напишут какие угодно протоколы и свезут их прямо в Киев, в Центризбирком. Кто будет везти? Каким образом? Что в этих протоколах будут рисовать? Это, похоже, никого не волнует. И заметьте: согласно проголосованным в минувшую пятницу поправкам, обжаловать протоколы участковых и окружных избирательных комиссий нельзя. А вот пример из моего личного опыта. В 2004-м, когда я был доверенным лицом Виктора Ющенко в 200-м избирательном округе в Черкасской области, как раз и фальсифицировали итоги выборов посредством переписывания протоколов участковых комиссий. И то, что принадлежало Ющенко, они перевели «на баланс» Януковича. В итоге только по десяти комиссиям у Ющенко украли 3 200 голосов. Потом мы, просматривая бюллетени, обнаружили эти «фокусы», Верховный Суд установил, что это действительно фальсификация, и вернул результаты Ющенко. А если взять все 246 участков? Можете себе представить количество фальсификаций?!

Что же касается объявления победителя — это отдельная тема. Победитель назначается по решению Центризбиркома. По сути, это лишает возможности обжалования нарушений, поскольку времени на это попросту нет. Раньше решение надо было опубликовать и был определенный период для обжалования, а теперь все по-другому. Судам на рассмотрение жалоб дается всего два дня вместо пяти. Да никогда в жизни за два дня суд не рассмотрит эти жалобы! Даже в пять дней уложиться сложно… Это не просто несправедливость, это, по сути, обнуление суда.

— Вы назвали довольно-таки резонансные нормы (закон все еще не опубликован на сайте Верховной Рады), которые даже с большой натяжкой сложно назвать демократическими. Почему, как вы считаете, имеет место полная информационная тишина вместо волн критики?

— Сложно объяснить… Если помните, я в пятницу выступал по каждой своей поправке, чтобы акцентировать внимание на этой важной теме. И что? Ничего, все молчат… Я ведь криком кричал о вероятности ослабления соблюдения прав человека. Человек ведь, по сути, лишен права обжалования результатов выборов на том или ином участке, а члены комиссий могут рисовать «правильные» результаты. В итоге победитель выборов определяется той политической силой, которая имеет больший рейдерский потенциал. Народу тут места нет…

Крайне важный момент: если ранее удалить наблюдателя из избирательной комиссии можно было двумя третями голосов от состава комиссии, то теперь достаточно простого большинства. А наблюдатели от общественных организаций и вовсе не предусмотрены. Таким образом, существенно ослабляется механизм контроля.

Я сказал бы так: этот закон годился бы для «стрелки» двух криминальных кланов, поскольку, по сути, это игра без правил. Один клан пришел с пистолетами, использует пистолеты. Второй клан пришел с автоматами «узи», использует их… Победитель полностью подчиняет себе побежденного. Однако там, где народ является источником власти, подобного рода вещи недопустимы!

— Подводя черту, можно сказать, что в принципе время еще есть и все в руках общественности, которая своим влиянием может предотвратить принятие предложенных БЮТ и ПР избирательных «ноу-хау»?

— Абсолютно верно. Главное — не быть равнодушными сейчас, поскольку потом может быть уже поздно…

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢