Железные слова

Точка зору

Государство будет поддерживать металлургов, обеспечивая спрос на металл, а также защищать рынок, когда речь идет об откровенном демпинге. Это и многое другое пообещал премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу о состоянии и мерах по развитию черной металлургии в Магнитогорске в минувшую пятницу. Эксперты считают, что правительство дружелюбно настроено к металлургам, но помогать им конкретными дейст­виями пока не спешит.

Производство проката в первом полугодии упало на 28%, в результате чего российские металлурги потеряли примерно 560 млрд. руб., — заявил глава Минпромторга Виктор Христенко на совещании по металлургии в пятницу в Магнитогорске. Сальдированный финансовый результат был отрицательным и составил 70 млрд руб. К этому он добавил дорогие кредиты, падение внутреннего потребления на 62% по сравнению с прошлогодними данными.

Глава правительства Владимир Путин металлургов успокоил и пообещал помочь. В частности, государство продолжит поддерживать спрос на продукцию российской металлургии. «Мы будем и дальше стимулировать рыночный спрос на металлургию, загружая заказами строителей, автопром и других конечных потребителей», — заявил премьер-министр. Более того, Путин не исключил, что металлурги могут получить преференции при по­ставке своей продукции естественным монополиям. «Можно будет подумать даже и о принятии соответствующего закона», — считает Путин. Правда, без оговорок все же не обошлось. «Здесь надо хорошенько подумать… Цены-то, несмотря на кризис, держите, и держите на достаточно высоком уровне», — обратился премьер к металлургам. Он опасается, что монополии могут попасть в ситуацию, когда у них не будет выбора.

Впрочем, в «Российских железных дорогах» говорят, что, даже если такой законопроект будет принят, это существенно не изменит ситуацию. «Мы и так закупаем металлопродукцию у российских производителей. С «Мечелом», например, в 2007 году заключено долгосрочное соглашение на по­ставку длинных рельсов (стан для этого сейчас в стадии разработки)», — отметил представитель монополии. В группе ГАЗ также напомнили, что ее крупнейшие поставщики — россий­ские «Северсталь», Магнитка и НЛМК. «Да и нерентабельно везти металл из-за границы», — добавили в компании.

Между тем глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, также участвовавший в совещании, придумал еще один способ повысить внутренний спрос. Нужно надавить на зарубежные автоконцерны, работающие в России в режиме промсборки. В Volkswagen на это ответили, что заинтересованы в локализации и работают над поиском поставщиков в России, так как это снижает расходы на логистику. Volkswagen будет использовать российский металл с сентября 2010 года, когда испанская Gestamp совместно с «Северсталью» откроет штамповочное производство в Калуге.

Зато в отношении экспорта российского металла и защиты внутреннего рынка государство настроено более решительно. «Нам не нужно стесняться использовать инструменты защиты внутреннего рынка, если мы сталкиваемся с откровенным дем­пингом», — заявил Путин. По его данным, в отношении экспорта металлопродукции из России действует примерно 30 различных ограничительных мер. Скоро их будет больше, продолжил Христенко: заградительные меры в отношении российской черной металлургии могут ввести Китай и Иран.

В «Северстали», «Мечеле», НЛМК, «Металлоинвесте» и Evraz Group отказались от комментариев. Между тем в неофициальной беседе сотрудники некоторых компаний признаются, что несколько разочарованы итогами встречи. «Ничего плохого, но и ничего хорошего», — сказал один из них, добавив, что примерно то же самое было на весеннем совещании у Сечина и заседании по металлургии зимой.

Аналитик Ольга Митрофанова из «Атона» отмечает, что в целом риторика позитивная. Многие ожидали какой-нибудь критики, но ее не было. На все просьбы металлургов был положительный ответ, но никаких сроков и конкретных цифр. «Складывается впечатление, что правительство не спешит помогать металлургам», — добавляет она. На фоне других отраслей они действительно чувствуют себя не так уж и плохо, и, видимо, в правительстве это понимают. По словам того же Христенко, на системообразу­ющих предприятиях, на долю которых приходится 90% производства проката и почти весь выпуск труб, ситуация лучше, чем в целом по отрасли: в июне производство выросло на 27% по сравнению с ноябрем 2008 года, хотя и остается пока ниже докризисных показателей.

АЛЕКСАНДРА ТРУШИНА, ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢