Евро-2012 в Украине: все пропало?

Публікації

Когда два года назад Украина выборола право принимать чемпионат по футболу Евро-2012, украинские чиновники обязались реализовать много важных инфраструктурных проектов, которые могли бы приблизить Украину к странам ЕС. Скоростное железнодорожное движение, автобаны между городами, принимающими чемпионат, современные аэропорты и вокзалы, новые линии метро, рекреационные и спортивные комплексы – все это неоднократно обещалось министрами, депутатами и президентом, однако за прошедшее время государство не сделало практически ничего, тем не менее деньги куда-то уходят.

Кабинет министров сократил финансирование государственной целевой программы по подготовке и проведению Евро-2012 на 22,4% – до 126,071 млрд. грн. Формально это связано с решением УЕФА о сокращении с шести до четырех количества городов-кандидатов, которые будут принимать чемпионат, однако реально – с пустой казной, обремененной непосильными социальными программами. Из общего объема финансирования в 126,071 млрд. грн. предполагается выделить 32,923 млрд. грн. из государственного бюджета, 6,866 млрд. грн. – из местных бюджетов городов-кандидатов, а также частные инвестиции в объеме 86,281 млрд. грн. В этом году из бюджета на реализацию программы Евро-2012 будет выделено 6,909 млрд. грн., а также 1,765 млрд. грн. из местных бюджетов.

Однако даже этих денег распорядители бюджетных средств могут не дождаться. На стабилизационный фонд, из которого должны финансироваться целевые программы, связанные с подготовкой к Евро, в этом году было навешено чрезмерно много задач, многие из которых относятся к защищенным статьям бюджета и должны были финансировать из общего фонда. Для того же, чтобы профинансировать подготовку к Евро-2012 правительство нашло очень простой источник – эмитировать 9,8 млрд. грн, которые должны зачислиться в бюджет как поступления от превышения доходов над расходами Нацбанка.

В то же время премьер-министр, очевидно, отдает себе отчет, что президент с вероятностью 100% наложит вето на закон, в котором прописана эта норма. Как альтернативный вариант Кабмин рассматривает возможность перенаправить на эти проекты часть средств последнего транша кредита МВФ. Такое предложение также может не пройти, поскольку МВФ не занимается кредитованием реального сектора экономики. Отечественное правительство, похоже, путает функции и полномочия МВФ и ВБ.

Сложившаяся ситуация с финансированием и ходом работ по подготовке к чемпионату увеличивает шансы Украины потерять как минимум два города. Складывается впечатление, что правительство возложило все обязанности на частный капитал, который успешно финансирует строительство спортивной инфраструктуры.

Между тем, право проводить столь масштабные мероприятия, как Евро-2012, накладывает колоссальные обязанности, прежде всего, на правительство. При этом надлежащая спортивная инфраструктура является априори обязательным фактором проведения чемпионата и значится в списке требований УЕФА отнюдь не на первом месте, как это пытаются представить украинские власти. На данный момент правительство может похвастаться только украинскими стадионами, которые возводятся стахановскими темпами, хотя к их строительству оно имеет очень ограниченное отношение.

УЕФА же, отдавая право на проведение чемпионата Украине, четко сформулировала свои требования к Киеву. Приоритетами были определены:

1) подготовка транспортной инфраструктуры (приведение к европейским требованиям аэропортов, городских дорог, метро, мостов, вокзалов, замена подвижного состава городского транспорта и т.д.);

2) обеспечение туристов необходимым количеством гостиничных номеров и подготовка заведений культуры – музеев, парков, заповедников.

Именно из-за невыполнения этих двух пунктов, даже при наличии очень хорошего стадиона, из списка городов, принимающих Евро-2012, был вычеркнут Днепропетровск. Муниципальные власти города за 2007-2008 гг. ровным счетом не сделали ничего, хотя деньги из бюджета в рамках целевой программы освоили.
Остальные города хоть и с большим прогрессом, но все же медленно движутся в этом направлении. Главной проблемой для большинства из них по-прежнему остается транспортная инфраструктура. Сегодня уже никто не говорит о строительстве новых линий метро, современных автобанов, о внедрении скоростного железнодорожного движения, о кардинальной модернизации подвижного состава УЗ и коммунального транспорта. Все эти проекты украинская власть провалила, несмотря на колоссальные займы «Укравтодора», выделение огромнейших средств на покупку ж/д вагонов для УЗ и готовность инвесторов вкладывать деньги в строительство скоростных магистралей и автобанов.

Теперь же украинские власти сконцентрировались на плане минимум – развитие аэропортов, без чего Евро 2012 точно не пройдет в Украине. Однако даже здесь правительство не может навести порядок. Сугубо государственные аэропорты «Киев» и «Львов» все еще не приступили к реконструкции, а работы в Донецке и Харькове проходят только благодаря активности инвесторов. Последние же могут обеспечить подготовку аэропортов только в части инфраструктуры, поскольку еще в 2006 году экс-министр И. Винский очень настаивал на том, чтобы взлетно-посадочные полосы были закреплены в собственности государства. Однако, разогнав инвесторов, министр не смог обеспечить финансирование их реконструкции. Согласно плану сейчас идут работы только в Борисполе. К слову, И. Винский и отсюда выгонял инвесторов, но позже вовремя передумал.

Не удивительно, что УЕФА выражают крайнюю озабоченность ситуацией с украинскими аэропортами. До конца июля Министерство транспорта и связи в рамках подготовки Украины к Евро-2012 должно предоставить для рассмотрения организации концептуальные планы временных терминалов, а до 30 октября – конкретные планы, которые убедят УЕФА, что аэропорты Украины обеспечат необходимую пропускную способность.

Второй ключевой проблемой подготовки Евро-2012 является размещение гостей. По предварительным расчетам, 16 матчей Евро-2012, которые пройдут в Украине, могут посетить около 800 тыс. лиц. Учитывая, что квота Украины на билеты Чемпионата составляет 20%, а на полуфинальном и финальном матчах – 15%, ожидается, что матчи смогут посетить более 640 тыс. иностранных болельщиков.

По нормативам УЕФА только Киев и Львов близки к тому, чтобы разместить необходимое количество гостей, хотя даже они готовы еще не полностью. К примеру, Киеву, который является лидером в данном направлении, необходимо иметь 3920 номеров в пятизвездочных отелях, 4250 номеров – в четырехзвездочных и 400 – в отелях с тремя звездами. У столицы же нынче существенный дефицит в местах размещения двух высших категорий. Так, на сегодня 122 киевские гостиницы имеют следующие показатели: 5 звезд – 661 номер, 4 звезды – 1204 номера, 3 звезды – 3234 номера.

А вот ситуация в Донецке и Харькове с гостиницами складывается намного хуже, что абсолютно закономерно, учитывая, что оба города не являются привлекательными для туристов. Как и аэропортами, общей подготовкой к размещению гостей УЕФА также очень недовольно. Мэры украинских городов-кандидатов на проведения даже получили официальное предупреждение от президента Мишеля Платини с настоятельной рекомендацией обратить особое внимание на эту проблему.

Намного лучше, среди всех направлений по подготовке к чемпионату, ситуация обстоит со спортивной инфраструктурой, однако только той ее частью, которая сооружается опять таки частными инвесторами. Те же проекты, которые реализуются государством, сопровождаются перманентными коррупционными скандалами. Так, строительство львовского стадиона без всяких конкурсов было отдано структуре, входящий в орбиту влияния главного советника премьер-министра. При этом названная компания практически не имеет опыта строительства подобных сооружений, тогда как иностранные инвесторы предлагали очень хорошие проекты нового стадиона по достаточно низким ценам.

Вопиющие нарушения зафиксированы и во время строительства центрального стадиона в Киеве. Буквально за год, несмотря на тотальное падение цен на рынках металла и строительных материалов, смета реконструкции выросла в полтора раза. В середине июля вице-спикер Николай Томенко частично прояснил этот феномен. По его словам, расследование, проведенное Временной следственной комиссией парламента по НСК «Олимпийский», фактически подтвердило «теневой и коррупционный характер принятия решений» при реконструкции стадиона. К примеру, по его информации, на подготовку рабочего проекта «Туалет № 1» пошло 262 тыс. 200 евро, а проекта «Артезианская скважина» – более 393 тыс. евро бюджетных средств.

Кроме того, в СМИ просочилась информация о том, как правительственными чиновниками расходуются средства, предназначенные на подготовку Евро 2012. В частности, стало известно, что Министерство охраны здоровья решило передать 20 млн. гривен реабилитационно-диагностическому центру в Краматорске Донецкой области, который не входит в перечень медицинских учреждений, которые должны обслуживать чемпионат. В свою очередь, Министерство образования и науки по собственной инициативе сняло 4,75 млн. гривен со строительства шести новых общежитий для гостей Евро и направило их на реконструкцию и ремонт старых, которые вообще не будут принимать гостей чемпионата.

Такими злоупотреблениями изобилуют практически все государственные органы и ведомства, занимающиеся подготовкой страны к Евро 2012. При этом нарушения фиксируются как на высшем уровне, как в случае с передачей Львова в вотчину ИСД, так и на низшем, ярким подтверждением чему являются проекты дорогих туалетов или переданные бесплатно земли частным инвесторам в рамках подготовки к Евро 2012. В итоге долгожданный чемпионат стал еще одним факторов тенизации национальной экономики, хотя мог бы как в Польше стать фактором преодоления экономического кризиса. Благодаря широкой подготовке к чемпионату наши партнеры сумели сохранить позитивную динамику ВВП даже в условиях кризиса.

Алексей Виниций

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢