Новые министры Тимошенко: тайна назначений–4

Точка зору

Мы продолжем анализировать претендентов на министерские портфели в правительстве Юлии Тимошенко. Мы уже поведали читателям о Федоре Ярошенко, Олеге Шамшуре, Александре Клименко, Михаиле Згуровском и Юрии Любоненко. Сегодня объектом нашего исследования станет самая интересная персона списка «неофитов» – миллиардер Тариэл Васадзе.
Тариэл Васадзе родился в селе Супса Ланчхутского района Грузинской ССР. Трудовой путь начал автослесарем колхоза "Хидмагала" в родном селе. После окончания вуза работал в системе "Киевавтотехобслуживание". Дослужился до заместителя генерального директора объединения. В 1982-1991 гг. он – начальник Украинского республиканского управления "Автотехобслуживание". С распадом СССР взял в аренду свое предприятие и назвал его "Автосервис". С 1992 года – президент ОАО "Украинская автомобильная корпорация" ("УкрАВТО"), построенного на фундаменте советской системы автосервиса.

В 2002 году – советник премьер-министра Украины Анатолия Кинаха на общественных началах. Весной 2002-го в первый раз стал народным депутатом Украины (от блока "За Единую Украину!"). На парламентских выборах 2006 и 2007 гг. прошел в Верховную Раду по избирательным спискам Блока Юлии Тимошенко.

На сегодняшний день корпорация "УкрАВТО" включает в себя несколько десятков предприятий: заводы по производству автомобилей и комплектующих, сети автосалонов и станций техобслуживания, АЗС, страховые компании. Говорят, Васадзе вместе с Парцхаладзе был соучредителем столичной торговой сети "Квадрат" и сети ресторанов быстрого питания "Швыдко".

Однако на сегодняшний момент учредителем ЗАО «Швыдко-Украина» выступают две оффшорные фирмы Western Nіs En (США) и Twenty Fіrst Century Holdіng (Кипр). За которой из них стоит Васадзе и стоит ли вообще – нужно разобраться. Кстати, ЗАО «Швыдко-Украина» в свою очередь – соучредитель «Квадратов», хотя ранее там числились компании Парцхаладзе «XXI век» и другие. Что ж, время диктует новые правила, оффшоры стали самым удобным прикрытием в бизнесе известных людей.

Зато есть интересная информация о том, что "УкрАВТО" купил пакет акций «Брокбизнесбанка», который принадлежит братьям Бурякам. Как известно, Сергей Буряк – председатель ГНАУ, Александр – депутат от БЮТ. В связи с кризисом у банка были проблемы, и Васадзе закачал туда немного денег.

Кстати, о деньгах. Ни один отечественный бизнесмен не может похвастаться такой разницей в оценке его состояния экспертами. Так, в марте 2007 года украинский журнал "Фокус" оценил состояние совладельца "УкрАВТО" в $720 млн. Месяцем ранее грузинская газета "Georgian Times", не постеснявшись, приписала ему активов на $5 млрд., что приблизительно равно двум годовым бюджетам Грузии. Год спустя "Фокус" насчитал у политика $780 млн. А издание "Корреспондент", изучая его активы, пришло к выводу, что состояние автомобильного магната тянет на $2,1 млрд.

Сколько на самом деле денег у Васадзе, мы, понятное дело, сказать не можем. Не аудиторы все-таки. Но совершенно точно – денег много. И потому Васадзе относится к той части бизнесменов-политиков, которые сами могут выбирать себе партии и лидеров по душе, а не наоборот.

Причина тут не только в деньгах. Один близкий к нему человек пояснил, что нынешнее влияние Юлии Тимошенко (при разбалансированности власти) – это 20% того веса, который имел директор РЕСПУБЛИКАНСКОГО АВТОСЕРВИСА в советские годы. Рассказывают, что к Васадзе с поклоном ходили не только земляки-грузины, но даже секретари ЦК (кстати, он до сих пор дружит с Леонидом Кравчуком и ездит с ним на охоту). Всем нужны были дефицитные запчасти к «Волгам» и «Жигулям», все искали хорошего автомастера. И в этом плане всемогущий Тариэл был «феем» всеукраинского масштаба.

Сейчас, конечно, есть и другие деловые люди, чье состояние и влияние несравнимо больше васадзевского. Причем многие из них сделали свою карьеру не на приватизации советской собственности. Но у Васадзе сохранилась «звездность», которой неоправданно страдают отдельные «красные директора», и мнение, что они выбирают, а не их выбирают.

Как и Кинаха, Тимошенко он выбрал ситуативно и не навсегда. Леди Ю этого долго не понимала. Не понимала и тогда, когда год назад непубличный Васадзе намекнул, что, так уж и быть, он готов великодушно принять пост министра транспорта. Но в день избрания нового правительства, вопреки ожиданиям, на пост главы Минтранссвязи был предложен другой депутат-"бютовец» – Иосиф Винский. А почетный президент "УкрАВТО" объяснил отсутствие своей фамилии в списке членов нового правительства самоотводом: мол, не захотел совмещать бизнес и политику. На самом деле его конкретно прокинули. И этого Васадзе не забудет никогда.

Сейчас положение Юлии Владимировны, особенно, после истории с «бомж-сафари» Лозинского и поспешно-идиотскими заявлениями ближайших соратников (Турчинова с Кожемякиным) о том, что депутата-убийцу нужно представить к ордену, не таково, чтобы разбрасываться кадрами уровня Васадзе.

Сам он давно бы ушел от Тимошенко, если бы не депутатский мандат, который хотелось бы сохранить, и не просьбы Буряков. После первого «прокидона» с назначением Тариэл Шакрович нарочито не скрывал своего спонсорства относительно Арсения Яценюка. Он полностью финансировал благотворительный фонд Яценюка «Open Ukraine». Выдавал ему по машинке или компьютеру в месяц, чтобы помогать сиротам и больным детишкам. Кстати, Яценюк и Васадзе вместе вручали «Таврию» Инессе Посисень – 9-летней девочке из села Тухолька Львовской области, которая не имеет рук и рисует ножками.

Не знаю, встревожило ли это Юлию Владимировну, но она решила вернуть миллиардера в дружную «бютовскую» семью, дав ему поиграть самым привлекательным рычагом исполнительной власти – Минтрассвязи.

После объединения под одной крышей автомобильного, железнодорожного, авиационного и морского-речного сегментов это ведомство стало беспрецедентной по размаху махиной, а министр, соответственно, – круче первого вице-премьера. Как пишут СМИ, по официальным данным, только объем рынка украинских перевозок достигает 40 млрд. грн. в год; а традиционный финансовый план "Укрзализныци" – не менее 30-40 млрд. грн. Министерство не только тратит деньги, но и наполняет пятую часть госбюджета. В общем, для такого гордого человека, как Тариэл Шакирович, – это почти развал республиканского автосервиса в советские времена.

С одной лишь поправкой. В автосервисе не было самостоятельных фигур, которые могли бы вести свою линию и не подчиняться начальству. А в Минтрансе – каждый «играет свою скрипку», и, естественно, имеет своих покровителей.

Из замов, например, Екатерина Фоменко – протеже Владимира Литвина. Генерал-майор СБУ Анатолий Клименко (внутренняя безопасность), говорят, человек прежнего министра, но за него сейчас активно просят спецслужбисты через Кожемякина. Владимир Бадагов, по слухам, близок к Жеваго. Автомобилист Петр Кравчук (СП «Волынь-транс») держится за Василия Онопенко. Александр Давыдов, как всем известно, в прошлом – личный пилот Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко. Михаил Чубай (госадминистрации морского и речного транспорта) – это человек бизнесмена Константина Григоришина, а начальник портового хозяйства Владимир Работнев – ставленник лобби директоров государственных портов.

Понятно, что многих из них Кабмин уволит, но некоторых придется оставить, чтобы не разрушить ситуативную коалицию. Кроме того, увольнение нынешних замов вовсе не означает, что Васадзе сможет привести свою команду. Чтобы не отказывать Тариэлу Шакровичу в глаза, Тимошенко и Турчинов избрали удобную тактику «накрытого стола». То есть когда министр придет в министерство, его будет ждать уже обновленный штат замов. В частности, на днях назначен Николай Гончар, в прошлом – председатель Государственного комитета связи и информатизации Украины. Его задача – взять под свой контроль связь и не пускать туда ни МТС, ни Васадзе, ни кого-либо другого.

Продолжение следует…

Артем Бобров

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢