Порты помогут металлургам

Точка зору

Правительство продолжает идти на уступки экспортерам в условиях кризиса. До конца недели может быть принято решение о снижении ставок портовых сборов с доведением их до уровня 2008 г. (-40-50%). В портах уверяют, что такой шаг приведет к убыточности половины государственных гаваней, ведь в условиях падения транзита и импорта основную долю прибыли транспортников формируют экспортные отрасли.

Согласно распоряжению Юлии Тимошенко, к заседанию правительства 8 июля Министерство транспорта должно подготовить документы с обоснованием существующих тарифов на перевалку и обслуживание грузов в портах. Впрочем, еще до начала расследования премьер выразила предположение о том, что портовые тарифы не всегда обоснованы.

Поднять вопрос о ставках портовых сборов правительство вынудили представители сразу двух ключевых экспортных отраслей — зернотрейдеры и металлурги. Поводом для недовольства первых стало повышение в конце июня ставок на хранение зерна частными элеваторами на 30-40%. «Мы обратились в Антимонопольный комитет, чтобы он сделал анализ, на каком основании это было сделано»,— заявил председатель Всеукраинского союза сельхозпредприятий Юрий Карасик. Время для таких сюрпризов, полагают зерновики, выбрано очень неудачно — в начале сезона уборки нового урожая. Впрочем, повлиять на эту ситуацию Кабмин может лишь путем переговоров с владельцами элеваторов или давлением на них, считают эксперты. «За выполнение операции выгрузка-погрузка-хранение зернотрейдер должен заплатить $30-32 за 1 т продукции. При этом лишь $4,5-5, то есть около 15%, получит государственный порт»,— объясняет Юрий Васьков, заместитель начальника Одесского порта. Таким образом, основную часть тарифа формирует стивидор, владеющий мощностями для перевалки и хранения зерна.

Настоятельно требуют преференций в портах для себя и металлурги. В начале года идти на компромиссы с правительством они готовы были лишь за льготные условия перевозки своих грузов по железной дороге. Теперь же «делиться сверхприбылями», по их собственному выражению, хотят заставить и порты. «В то время, когда металлурги испытывали трудности, ставки портовых сборов только росли. Сейчас мы не требуем никаких скидок, однако хотим, чтобы было нивелировано хотя бы прошлогоднее повышение»,— отмечает начальник пресс-центра ММК им. Ильича Сергей Магера. Напомним, последний раз ставки портовых сборов Кабмин (по инициативе Минтранса и согласованию всех уполномоченных ведомств) повышал ставки портовых сборов в сентябре прошлого года. Тогда на 58% был увеличен лоцманский сбор за проводку судов и примерно на 40% выросли ставки на грузовые работы. Ранее снижение тарифов сдерживал экс-министр транспорта Иосиф Винский. Теперь же, очевидно, лоббисты скидок попытаются воспользоваться сложившейся ситуацией обезглавленного министерства и переломить ситуацию в свою пользу. При этом рычагом давления для них сможет послужить вопрос с продлением антикризисного меморандума с Кабмином, который пока подвешен в воздухе (срок его действия продлен до 1 октября). Напомним, помимо преференций для себя, металлурги в нем подписывались и под некоторыми обязательствами — в частности, не продавать металл внутри страны дороже, чем за ее пределами. 

Екатерина Гребеник

Новини

26 Квітня 2024

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢