Для кириллицы это исторический шанс наверстать несколько веков – выставка каллиграфии Украинские буквы

– Все работы в экспозиции имеют очень разное происхождение. Часть – это афиши событий, которые делались, например, для воркшопов, их оформляли сами мастера, чтобы продемонстрировать свое мастерство.

Другая часть экспозиции – это постеры, которые делались для печати на футболках. Есть, например, работы сестер Лопухиных. Их серия для пива "Черниговское" – надписи из украинских песен, – рассказывает координатор "Украинские буквы", исследователь типографии и семиотики шрифта Николай Ковальчук.

9 ноября, ко Дню украинской письменности и языка, в галерее "Белое пространство" Киево-Могилянской академии открылась выставка каллиграфии и шрифтового дизайна "Украинские буквы". В выставке приняли участие более 20 каллиграфов. Посмотреть выставку можно с 10-го по 23-е ноября с 11:00 до 21:00 в будние дни и с 12:00 до 19:00 у выходные. Вход бесплатный.

– Каллиграфия – это одно из направлений визуализации языка. Фактически, написаные или печатные буквы – это попытка зафиксировать письменно акустическое явление. Каждое каллиграфическое направление – слаженная система, – делится Ковальчук. – Когда мы говорим о леттеринге, это достаточно свежее понятие, с английского переводится как начертание букв или шрифтовая композиция (более советское название).

Под ним понимаем компонование надписи. Это не выработанная система знаков, где представлены все буквы алфавита, а это конкретная надпись с определенной последовательностью букв. Мастер, используя различные техники каллиграфии, украшает их как отдельную надпись. Как раз на постерах у нас представлены леттеринговые вещи. И трезубец, и мотоцикл являются этому примерами. Конечно, неправильно думать, что есть какое-то направление, которое предусматривает создание трезубцев с текстом.

Соорганизатором выставки выступила Школа каллиграфии "Арт и Я". Работы преподавателей и студентов школы демонстрируют разнообразные стили и техники современного украинского чистописания, а также работы по подражанию традиционных образцов письма.

– Шрифтовое искусство или дизайн шрифта – это изготовление определенной системы знаков, которые уже намечены в векторной форме, которая предусматривает их универсальность. Они в любой комбинации выглядят гармонично. Итак, есть три основных направления в дизайне: каллиграфия, леттеринг и дизайн шрифта.

В экспозиции представлены каллиграфические работы классиков и молодых мастеров, среди них – Василий Чебаник, Виталий Митченко, Вероника Чебаник, Алексей Чекаль, Кирилл Ткачев, Виктория и Виталина Лопухины, Александр и Наталья Комьяховы, Елена Мишанська, Дада Александрова.

– Шрифтовой дизайн сегодня очень связан с развитием технологий. Прежде всего, с технологиями печати, тиражирования. В не меньшей степени, с распространением цифровых технологий. Это очень современная вещь, которая остается чувствительной к развитию технологий и также реформируется в изменении знаков.

Например, недавно сам Apple изменил свой шрифт Helvetica на San Francisco. Есть фильм Гарри Гастуид, который называется "Гельветика". Это интервью с различными дизайнерами, рассказывающими об этом шрифте. Вообще это так называемые дефолтные шрифты. Также популярны Times New Roman, Arial. Apple спроектировали собственный шрифт, согласно новым особенностям дисплея.

– Если мы говорим о каллиграфии и леттеринг, то каллиграфия наиболее рукотворная. Это как живая игра на скрипке. Тот случай, когда ценится не столько сам продукт, как процесс. Насколько искусно производится запись. Если человек с чистого листа делает безупречную надпись, то это высокий уровень мастерства. Это то, за что ценят каллиграфию.

И среди экспонатов выставки много оригиналов. И каллиграфия, и леттеринг, как и хорошее фото, или живую музыку, ценят в маркетинге. Например, очень популярна история с росписью различных объектов, в том числе, людей. И на Западе, и в России есть люди, которые имеют спонсоров, которые спонсируют серию росписей девушек.

Они выполнены в разных стилях, различными маркерами. Расписывают моделей, имея схему, затем фотографируют и делают из этого вроде как художественный проект. Поскольку девушки преимущественно без одежды, то это собирает много просмотров. Это реклама, маркетинг, художественные вещи. Например, в фильме Джеймс Бонд "Квант милосердия" есть переход с одного места действия в другое.

Для них британская студия сделала леттеринговые композиции под каждый город. Можно увидеть, как выполнены разными стилями леттеринговые композиции: Italy, London и т. д .Мало, кто замечает, но очень интересно посмотреть, как выполнена композиция Казань Раша. Есть где-то даже видео на Youtube, где можно увидеть нарезку, – рассказывает Николай Ковальчук.

– Если говорить про андеграундные вещи, то они очень часто используются граффитчиками. Есть направление граффити-райтерства, которое связано с каллиграфией. В Киеве этим занимается Евгений Спижовый, Виктория и Виталина Лопухины. Они пишут на стенах. Недавно была какая-то скандальная история, когда Виктория и Виталина расписывали какую-то стенку и соседи сказали, что это им не нравится, и добились того, чтобы надпись закрасили.

Хотя работа очень красива сама по себе. Именно здесь чувствуется эта андеграундность. Они, конечно, могли это делать ночью, но сестры пытались перевести все в плоскость художественного явления, и соседи это не оценили.

Одним из инструментов каллиграфов считается параллель пен. Это один из популярных японских инструментов. Часто используется для готических надписей. Стоит около 400 гривен.

– На этом искусстве сказалось развитие технологий. В советские времена также была культура письма широкой кистью. Я даже помню, что в моем родном городке в кинотеатрах, когда показывали какой-то фильм, местный художник рисовал плакат вручную. Можно вспомнить, например, смешного перерисованного Брюса Уиллиса, – вспоминает Ковальчук. – С развитием технологий изменилось отношение к использованию, прежде всего, леттеринга. Если каллиграфия аналоговая, то леттеринг очень часто переводится в цифровой формат и это 75% процентов работы.

Леттеринговые вещи стали распространены благодаря этому, потому что если ты красиво напишешь от руки, то это максимум можно сфоткать, а векторизованый формат можно лепить везде. Также изменилась и стилевая палитра. Она расширилась. Если у нас 10 лет о каллиграфии и леттеринге слышали аж трое людей, то на Западе это постоянно исследовали.

Тогда можно было увидеть хоть какие-то готические надписи и письмо широким пером, то сейчас приобрел популярность брашпен, рейсфедер, колапены – какие-то штуки, которые раньше почти не использовались. Также ощутимо слияние культур. Смешивание арабского письма с латиницей, или деванагари (вид индийского письма. – Gazeta.ua) с латиницей, или китайская каллиграфия. Есть много экспериментов, связанных со смешиванием стилей.

– Если говорить об Украине, то у нас это хотя бы просто появилось. Для нас это критически важно, потому что кириллица не ухожена в этом смысле. Она была заидеологизированна в советские времена. Все, что было связано с печатью, тиражированием находилось под давлением. А сейчас это хороший шанс, чтобы связать заинтересованность в письме и развитие цифровых технологий.

Для кириллицы это исторический шанс развиться, наверстать несколько веков, которые из-за войн и российского вмешательство она потеряла. Сейчас мы до сих пор используем формы знаков Петра I, так называемую "гражданку". Она не компетентна и не связана с рукописной основой.

Поэтому Андрей Шевченко, Василий Яковлевич Чебаник, Алексей Чекаль, они все говорят о том, что сейчас нужно больше молодежи привлекать, как это делают, например, болгары. Они говорят, что мы можем возвращаться к своим корням, смотреть, что было до Петровской эпохи, брать какие-то интересные формы и кто сказал, что мы не сможем сделать лучше. В Западной Европе мы видим перенасыщение различными экспериментами, а у нас – это просто оживленный интерес к этой сфере. Это относительно тенденций.

– Алексей Чекаль – важная фигура в развитии каллиграфии и письма. Он очень разнообразен, – рассказывает Ковальчук. – Если у Василия Яковлевича Чебаника очень самобытный собственный стиль, то Алексей Чекаль глубоко исследует различные письменности: это и арабский, и греческий, и кирилловский, и латинский. Исследуя их, он достигает такой глубины, что может легко импровизировать. Эта работа – очень изящная импровизация на основе украинской скорописи времен казачества.

Он, взяв слова Сковороды, сделал интересную композицию, которая используется как постер или как рисунки на футболке. Он занимается исследованием письменности, не отходя от источников. Чекаль много работает с религиозными книгами, отделкой религиозных изданий и интерьеров. В свое время он делал приветственный пергамент для главы Вселенской православной церкви. Этот материал и работа не прощают ошибок. Исправить и написать заново невозможно.

Александра Васильева

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢