ЕС зажег Минску зеленый свет

Точка зору

День

Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер наконец-таки посетила белорусскую столицу, где встретилась в гостинице «Европа» (что очень символично по г-же Ферреро-Вальднер) как с президентом Александром Лукашенко и министром иностранных дел Сергеем Мартыновым, так и с представителями гражданского общества и оппозиции.

Как призналась сама Бенита Ферреро-Вальднер, этой встречи она ждала 4,5 года…

Высокопоставленный европейский чиновник несколько месяцев назад объявила о своем визите в Минск, но вынуждена было отложить его по той причине, что Александр Лукашенко предпочел этому визиту поездку в Армению.

Теперь, в разгар недавней «молочной» войны с Россией уже сам Лукашенко был вынужден лично пригласить еврокомиссара посетить Беларусь «как можно скорее». Надо сказать, что Бенита Ферреро-Вальднер не стала таить обиды и приехала в Беларусь, как только позволил ей это сделать рабочий график.

Белорусский лидер и оппозиция по-разному воспринимала и воспринимает визит одного из первых лиц ЕС. Если Александр Лукашенко открыто заявил, что в сотрудничестве с Европейским Союзом «финансовые ресурсы и кредиты для нас наиважнейший фактор», то оппозиция на первое место в начавшемся диалоге с Евросоюзом ставит права человека.

А что же предпочла сама Бенита Ферреро-Вальднер во время своего визита в Беларусь?

По ее словам, «права человека являются главным критерием развития отношений между официальным Минском и Евросоюзом». При этом она недвусмысленно напомнила, что в марте этого года европейцы приостановили санкции против белорусских чиновников: «В декабре министры иностранных дел 27 стран ЕС снова будут решать, продлить отмену санкций или ввести их снова». Причем, это было сказано как самому Александру Лукашенко, так и главе МИДа Сергею Мартынову.

Кроме того, Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что, по мнению руководства Евросоюза, прогресс в области демократизации в Беларуси остановился. Между тем, «люди не должны бояться высказывать свои мысли на митингах и демонстрациях, а активисты должны работать без оглядки на аресты».

Во время 2,5-часовой встречи с Александром Лукашенко были сформулированы условия сотрудничества Беларуси и ЕС. Эти условия — изменение избирательного законодательства, свобода слова и собраний, и т.д. — озвучивались той же Бенитой Ферреро-Вальднер ранее неоднократно.

Правда, если еще год назад Бенита Ферреро-Вальднер не видела конкретного прогресса в озвученных областях в Беларуси, то теперь он, что называется налицо, по мнению многих европейских чиновников, определяющих политику ЕС в целом. Выпущены из неволи политические заключенные, допущены к государственной системе распространения две независимые газеты — «Народная воля» и «Наша ніва». Зарегистрировано общественное движение «За свободу», которое возглавляет бывший единый кандидат от демократических сил на президентских выборах 2006 года Александр Милинкевич.

Наверное, поэтому белорусский президент считает, что настало самое время для углубления сотрудничества с ЕС: «Мы искренне, хоть кому-то это и не нравится, хотим построить с вами хорошие отношения. … Чего мы хотим от Европы? Мы хотим, чтобы вы понимали, что Беларусь — не только географический центр этого континента, что здесь живут очень порядочные, честные, трудолюбивые люди. Что здесь существует суверенное независимое государство. Европейский союз — наш сосед, половина товарооборота приходится на ЕС, где торговое сальдо для нас положительное. …Вы очень технологичны. У нас также экономика высокотехнологичная, и мы не можем без сотрудничества с вами дальше развивать экономику».

В свойственной ему откровенной манере Александр Лукашенко продолжил описывать свое видение дальнейших отношений ЕС и Беларуси: «Европа не может быть без своего сердца (то бишь, Беларуси — А.К.). Более того, мы — связующее звено, мост между такими монстрами, как Евросоюз и Россия».

Бенита Ферреро-Вальднер не осталась равнодушна к таким прочувствованным заявлениям и сказала, что «после сегодняшних встреч начнутся двусторонние переговоры по всем конкретным вопросам, включая открытие европейских рынков для белорусских производителей».

Выходит права человека, конечно, здорово, но геополитические интересы все-таки выше?

Политолог Валерий Карбалевич специально для «Дня» следующим образом прокомментировал позицию Евросоюза в лице Бениты Ферреро-Вальднер: «Если до недавнего времени Европейский Союз в своих отношениях с нашей страной на первое место ставил демократические реформы, то теперь они задвинуты на задний план. Геополитика теперь является определяющим фактором в этих отношениях. Сам визит Бениты Ферреро-Вальднер показывает Москве, что она отныне не сможет безнаказанно давить на Беларусь. Одновременно это сигнал России, что при выполнении определенных условий ЕС наша страна сможет рассчитывать на очень серьезные экономические и политические дивиденды».

Сможет ли это намек безболезненно проглотить Москва?

На этот вопрос затрудняются ответить многие эксперты Беларуси. Ведь даже в недавней «молочной» войне Россия по отношению к Беларуси вела себя крайне непоследовательно. То озвучивалась цена российского газа для Минска в 150 долларов за тысячу кубов, то 210 «зеленых». То белорусские молочные продукты полностью не соответствуют существующим российским нормам (хотя и продаются уже без малого по ним год), то внезапно части белорусских продуктов из молока выдается разрешение Геннадия Онищенко. Как считает Валерий Карбалевич, Кремль до сих пор не знает, как себя вести с Александром Лукашенко: «Рациональное зерно в российской внешней политике по отношению к «своему ближайшему союзнику» найти крайне сложно. Мне думается, что после визита Бениты Ферреро-Вальднер в Минск Москва, вполне вероятно, постарается перекупить своих белорусских партнеров. В месте с тем, вряд ли россияне откажутся от давления на Беларусь».

Представители высшего российского истэблишмента и не скрывают своего крайнего раздражения вступлением Беларуси в программу «Восточное партнерство», которую они считают направленной против национальных интересов России.

Вряд ли интенсификации белорусско-российских отношений будет способствовать и тот факт, что Беларусь 23 июня наверняка получит статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Об этом было недавно заявлено не кем-нибудь, а самим президентом Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Луисом Мария де Пуч, который «позитивно настроен по поводу будущих отношений Беларуси и Совета Европы»: «Это будет первый шаг, и он сопровождается конкретными условиями, но все же это — шаг навстречу друг другу. Я верю, что он принесет свои плоды».

Впрочем, не следует слишком обольщаться как результатами первого визита комиссара Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства, так и будущим членством Беларуси в ПАСЕ, пусть и в усеченном виде.

Во-первых, европейцы, несмотря на свои теперешние геополитические приоритеты в отношениях с белорусскими властями все же будут требовать (и требуют) следующих шагов в области демократии и прав человека.

Во-вторых, Европа при всем желании не сможет на данный момент ни заменить российский рынок, где продается почти половина белорусских товаров, ни предложить дешевые энергоносители, ни бесконечно открывать кредитные линии для поддержания белорусской экономики.

Так что повторение «молочных», «мясных», «газовых» войн с Россией вполне вероятно. Особенно в преддверие президентских выборов в Беларуси в 2011 году.

А какую же роль во всем этом играет и сможет играть белорусская оппозиция?

Ведь еще совсем недавно ведущие европейские структуры в выработке своей политике по отношению к Беларуси руководствовались исключительно рекомендациями белорусских оппозиционных партий. Теперь же надо прямо признать, что в нынешнем диалоге ЕС и Беларуси оппозиции отводится не первое место.

Как считает Валерий Карбалевич, «для того, чтобы оппозиция стала сильным игроком в этом диалоге, она должна стать таким игроком на внутриполитическом поле Беларуси».

До этого, надо признать, далеко. Пока, по большому счету, белорусские оппозиционеры могут только неоднократно сигнализировать Евросоюзу, что, несмотря на потепление отношений ЕС и Беларуси, внутри страны появились новые политзаключенные; 13 независимых газет остаются в том же положении, что и были; есть новые случаи нерегистрации общественных и политических структур.

Думается, все это прекрасно видит и руководство ЕС. Во всяком случае, об этом свидетельствует одна из ключевых фраз комиссара Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Ферреро-Вальднер: «Если белорусы выберут Европу, их будут ждать с распростертыми объятиями. У вас есть все возможности, и я думаю, вы их используете».

Поживем — увидим.

Справка

Статус специального приглашенного в ПАСЕ парламент Беларуси получил в 1993 году. Однако потерял его после конституционного референдума, проведенного в ноябре 1996 года, который расширил полномочия президента.

Александр Коктыш

Новини

29 Січня 2024

МАГАТЕ провело інспекцію на Південноукраїнській АЕС

Німецький Rheinmetall побудує новий завод із виробництва боєприпасів

У китайський річці Янцзи затонуло судно з вантажем російських слябів

Бразилія оштрафувала Vale, BHP та Samarco на 9,7 млрд дол

Тариф на електроенергію для населення хочуть підвищити до 6 грн

Німецькі заводи ArcelorMittal отримають від уряду 1 млрд євро на декарбонізацію

Укргідроенерго отримає від ЄБРР кредит на 200 млн євро

З початку війни Україна отримала 73,7 млрд дол бюджетної підтримки

У питанні бронювання робітників підприємств треба знайти баланс – Шуляк

У минулому році Тайвань збільшив імпорт металобрухту на 17,4%

Європа значно відстає від своїх екологічних цілей – аналіз

В Єгипті можуть скасувати антидемпінгові мита на сортовий прокат

Ціни на житло в Україні зросли на 16%

Енергосистема України працює без дефіциту

Дунайське пароплавство збільшить перевезення залізної руди до 1,5 млн тонн на рік

У 2023 році В’єтнам збільшив експорт сталі на третину

ВСІ НОВИНИ ⇢