Долгий ящик Жеваго

Публікації

24 февраля компания Ferrexpo Константина Жеваго завершила частичный обмен своих еврооблигаций 2011 года выпуска на новые бумаги с более удаленным сроком погашения. Процесс обмена прошел не столь гладко, как изначально задумывалось, но и не столь плохо, как для компании с активами в стране, балансирующей на грани дефолта.

Финансовая отсрочка

В 2011 году Ferrexpo выпустила еврооблигаций на 500 млн долл. Полностью расплатиться по ним компания должна была до апреля 2016 года. Благодаря проведенной реструктуризации, часть этой долговой нагрузки удалось перенести на 2018-2019 годы. Согласно сообщению Ferrexpo на веб-сайте Лондонской фондовой биржи, на рефинансирование ценных бумаг согласились 43% держателей. Это даже не половина, как рассчитывали у Константина Жеваго. Но и такой процент позволяет Ferrexpo высвободить более 160 млн долл. на ближайший год.

Свое предложение по поводу реструктуризации горнорудная компания огласила впервые 19 января текущего года. Впоследствии ее условия трижды корректировались по срокам и в сторону большей привлекательности для инвесторов. Очевидно, переговоры с держателями шли довольно туго, раз приходилось постоянно подкидывать дополнительные коврижки. В итоге кредиторы Ferrexpo рассредоточились по двум лагерям. Несогласные с реструктуризацией остались со старыми облигациями на руках (в целом на сумму 285,669 млн долл.) – эмитент должен расквитаться с ними на прежних условиях.

Те же, кто согласился, сейчас получат живыми деньгами только 25% от ранее оговоренных выплат, то есть 53,6 млн долл. А остальная часть долга конвертируется в новые евробонды с более высокими годовыми (10,375% вместо 7,875%), но со сроком погашения в 2018-2019 годах. Суммарный объем новой эмиссии – 160,724 млн долл. Это и есть те средства, которые Ferrexpo приберегла до лучших времен. Или же для того, чтобы вложить в проекты развития.

В любом случае компания получила теперь более ровный график погашения своих долговых обязательств, в котором, кстати, около половины всех сумм приходится как раз на обеспечение евробондов. До сих пор пиковая нагрузка должна была упасть на 2016 год, когда Жеваго понадобилось бы вернуть всем своим кредиторам примерно 700 млн долл. Теперь же он растянул этот процесс на 3-4 года, с более плавной амплитудой выплат.

Тем не менее комментировать, насколько удовлетворительными были результаты реструктуризации облигаций, в Ferrexpo отказались. Вероятно, все же ждали большего. Стоит отметить, что минувшей осенью украинский финансовый сектор еще не достиг нынешнего дна, и это давало несколько больше возможностей для маневров на фондовом рынке. Жеваго замешкался, а ситуация усугубилась. 13 февраля агентство Fitch опустило суверенный рейтинг Украины до переддефолтного уровня – СС. Поэтому особо уповать на благосклонность держателей облигаций Ferrexpo не приходилось. Хорошо уже и то, что новым бондам компании Fitch присвоило рейтинг на пункт выше, чем национальный, – ССС.

Рудная прибавка

Чтобы воодушевить инвесторов, руководству Ferrexpo пришлось всячески демонстрировать, что, несмотря на внутриукраинские невзгоды и длительное падение мировых цен на руду, компания продолжает развиваться. Так, в январе прозвучало заявление о планируемом увеличении объемов производства окатышей в 2015 году почти на 10% – с 11 до 12 млн тонн годовых. В феврале же было сообщено о запуске на Полтавском ГОКе двух новых и третьего модернизированного участков флотационной доводки железорудного концентрата. Это позволит повысить качество конечного продукта (окатышей) и, соответственно, и просить за него более высокую цену.

Как утверждают в Ferrexpo, теперь ГОК будет выпускать окатыши исключительно с содержанием железа более 65%, а также сможет производить DRI-окатыши – для циклов прямого восстановления железа. Капиталовложения в обновленную флотацию составили 199 млн долл. Примерно во столько же оценивается чистая прибыль компании за прошедший год (официально она пока объявляла финансовые результаты только за три первых квартала и тогда прибыль составила около 150 млн долл.).

Аналитики компании Eavex Capital ожидают, что в 2015 году показатель прибыльности у Ferrexpo упадет ниже 100 млн долл. на фоне дальнейшего сокращения объемов продаж – с 1,34 до 1,06 млрд долл., и EBITDA уменьшится с 464 млн долл. до 256 млн долл. Не спасет ситуацию даже вполне реальное увеличение объемов производства и сбыта. Причина – в дальнейшем снижении цен на руду. В 2014 году стоимость ЖРС в мире обвалилась на 47%. Но это еще не предел. Преимущественное число аналитиков прогнозируют дальнейшее плавное пикирование – разночтения только в масштабах. Например, эксперты UBS, Standart & Poors и Citigroup говорят о снижении цен в пределах 10%, в "Укрпромвнешэкспертизе" опасаются, как бы не упасть ниже 20%.

Начало текущего года рудные цены встретили где-то у отметки 70 долл./тонн для сырья с содержанием 62%Fe. В отчете Eavex Capital прогнозируется их снижение до 64 долл./тонн в 2015 году и до 60 долл./тонн в 2016 году. Правда, цены Ferrexpo предположительно будут стоять несколько выше среднего по рынку из-за более высокого качества ЖРС. Но важнее другое: даже при такой неблагоприятной конъюнктуре компания Константина Жеваго не должна сработать в минус. Ведь вниз движутся не только цены на руду, но и себестоимость ее добычи. По крайней мере, на Полтавском ГОКе. Так если в 2012-2013 годах она достигала 60 долл./тонн, то в 2014 опустилась до 46 долл./тонн, а в 2015 ожидается еще ниже – 37,6 долл./тонн.

Благодаря этому преимуществу, Ferrexpo вполне может рассчитывать и на удержание рубежей на традиционных рынках в Центральной Европе (Австрия, Германия, Чехия, Словакия), куда идет более половины ее экспорта, и на укрепление в сравнительно новых для сбыта регионах. В частности, 2014 год оказался прорывным для компании в Японии, куда она увеличила объемы отгрузок вдвое, став вторым по объемам поставщиком окатышей в Страну восходящего солнца и заняв 12% тамошнего рынка.

Впрочем, успех в Японии сопровождался постепенным ослаблением позиций Ferrexpo в Китае, где выдерживать конкуренцию становится все сложнее. Еще одной неприятностью для Константина Жеваго стало заметное сужение в 2014 году турецкого рынка, чьи металлурги активно переключились на закупку в Украине лома и чугуна вместо ЖРС. Зато надеждой опять одарил дунайский вектор. В 2015 году ожидается увеличение загрузки венгерского меткомбината Dunaferr и возможное возобновление работы сербского комбината в Смедерево.

Стоит отметить, что Ferrexpo имеет не только достаточно диверсифицированный портфель контрактов, более половины из которых долгосрочные, но и три взаимозаменяемых пути транспортировки своей продукции – в вагонах через западную границу, в баржах по Дунаю и в крупнотоннажных судах через терминал "ТИС-Руда" в Южном. Последний маршрут в прошлом году использовался особенно активно. В 2014 компания загрузила здесь 22 судна типа Capesize грузоподъемностью в 170 тыс. тонн. Это рекордный показатель за всю ее историю. И это дополнительно убеждает, что в нынешних украинских реалиях рудный бизнес Константина Жеваго выглядит достаточно устойчивой конструкцией, в отличие, например, от банковского.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢