«Нефтегаз» безответно спасает госбюджет

Точка зору

Кабмин, которому подконтрольна НАК «Нефтегаз Украины», традиционно использует госхолдинг для латания дыр в бюджете. Компания сокращает задолженность перед госказной, увеличивая при этом задолженность по краткосрочным кредитам, без которых она могла бы обойтись.

Сегодня запланировано заседание ревизионной комиссии «Нефтегаза». Ее руководитель, замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев, сообщил «і», что одним из основных вопросов заседания будет анализ финансовой отчетности НАК за 2008 г., чтобы «определить сильные и слабые стороны в финансовых результатах ее деятельности».

Президент Виктор Ющенко считает, что правительство управляет госхолдингом неэффективно, а потому не исключено отчуждение его имущества (газотранспортной системы) в интересах кредиторов (в частности, в интересах российского «Газпрома»).

Премьер Юлия Тимошенко другого мнения. Она уверена, что после того, как из схемы поставок газа были ликвидированы посредники — RosUkrEnergo и «УкрГаз-Энерго» — финансовой устойчивости «Нефтегаза» ничто не угрожает. Впрочем, о реальном положении крупнейшего госхолдинга, в котором сосредоточены основные финансовые потоки отрасли, сторонним наблюдателям судить сложно — деятельность НАК всегда была далека от принципов прозрачности и открытости, независимо от команды топ-менеджеров, которой Кабмин делегировал управленческие функции.

К заседанию ревизионной комиссии «Нефтегаз» подготовил пакет финансовых документов компании за 2008 г. объемом более 140 страниц. Основная суть документа сводится к небольшому перечню показателей. В частности, в 2008 г. общий доход НАК по сравнению с 2007 г. увеличился на 81,2%, общие затраты увеличились на 34,8%, а чистая прибыль составила 11,6703 млрд. грн. При этом за прошлый год компания сократила на 16,2613 млрд. грн. задолженность перед бюджетом, но ее задолженность по краткосрочным кредитам увеличилась на 18,3911 млрд. грн.

В 2008 г. «Нефтегаз» начал реализовывать газ всем категориям потребителей, а в 2007 г. с промпотребителями, которые считаются наиболее платежеспособными, работало ЗАО «УкрГаз-Энерго». Такие изменения привели к увеличению чистого дохода НАК от реализации газа в 4,2 раза (с 9,3201 млрд. грн. в 2007 г. до 39,4825 млрд. грн. в 2008 г.). Кроме того, вырос чистый доход от предоставления услуг по транзиту газа с 7,9574 млрд. грн. в 2007 г. до 8,7550 млрд. грн. в 2008 г. за счет увеличения объемов транспортировки на 4,4 млрд. куб. м газа и транспортного тарифа с $1,6 до $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км.

Есть также фактор, который привел к сокращению чистого дохода «Нефтегаза». В прошлом году на 43,7% сократился чистый доход компании «Укртранснефть», входящей в структуру НАК. Этому способствовало, в частности, прекращение транспортировки нефти Россией по нефтепроводу Великоцк — Тихорецк, а также сокращение объемов транспортировки нефтепродуктов украинскими НПЗ.

Очевидно, что по итогам 2009 г. на финрезультатах «Нефтегаза» негативно отразятся невыгодные для Украины условия газовых соглашений с «Газпромом». По расчетам гендиректора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, средняя цена европейского экспорта «Газпрома» сейчас составляет $290 за 1 тыс. куб. м. Средняя цена российского газа на границе Германии — около $280. Исходя из цены для Германии, полная цена на газ для Украины должна быть $230 за 1 тыс. куб. м, а льготная — $185 (с 20%-ной скидкой). Кроме того, отмечает господин Корчемкин, «Газпрому» следовало бы либо самому оплачивать хранение газа в украинских ПХГ, либо дать дополнительную скидку, если газ хранит «Нефтегаз». Тогда льготная цена должна быть на уровне $100 за 1 тыс. куб. м, полная цена — $135. «За вычетом $21 расходов на транзит через Украину, действующая так называемая «льготная» цена газа для Украины превышает среднюю европейскую цену экспорта Газпрома. Это связано с тем, что в основу соглашения легли неверные (завышенные.— «і») утверждения монополии о средней экспортной цене на российский газ»,— подытожил эксперт.

Тем временем международное рейтинговое агентство Moody’s также прогнозирует ухудшение финсостояния «Нефтегаза». Агентство снизило общий корпоративный рейтинг компании по обязательствам в иностранной валюте и рейтинг вероятности дефолта на две ступени — с B2 до C1 с прогнозом «негативный». «Понижение рейтинга связано с переоценкой в худшую сторону фундаментального кредитного качества компании. Такое решение также связано с фактором господдержки НАК»,— говорится на сайте Moody’s. Эксперты агентства считают, что на платежеспособности «Нефтегаза» могут негативно сказаться повышенная политическая напряженность в стране и ухудшение состояния украинской экономики, а также медленный прогресс в переговорах с «Газпромом» по оплате газа для закачки в ПХГ.

Цена вопроса — более $4 млрд. Он будет рассмотрен 18 июня в Брюсселе на заседании газовой координационной группы ЕС, на которую приглашены представители «Нефтегаза» и «Газпрома». Президент Еврокомиссии Жозе Баррозу сообщил, что ЕС пока не может финансово помочь Украине в оплате за газ. «Это очень сложно с нашим нынешним европейским бюджетом — помочь Украине»,— отметил господин Баррозу.

Это же подчеркнул и премьер России Владимир Путин. Напомнив, что 7 июня «Нефтегазу» следует осуществить очередной платеж, господин Путин подчеркнул, что «с выполнением этих финансовых обязательств (со стороны НАК.— «і») могут возникнуть проблемы». «Как следствие возрастает риск новых сбоев в транзите российского газа европейским потребителям»,— сказано в заявлении российского премьера, размещенном на его официальном сайте. Владимир Путин пока надеется, что Евросоюз вернется к обсуждению данной проблемы. «Судя по реакции европейских лидеров, Евросоюз не в состоянии оказать Украине необходимую финансовую помощь. При этом звучали ссылки на острый экономический кризис, а также на внутренние правила и процедуры ЕС,— говорит глава российского правительства.— Рассчитываем, что наши озабоченности будут услышаны и самым серьезным образом проработаны на предстоящем 18-19 июня с. г. заседании Европейского совета».

Владимир Путин предупредил европейских партнеров, что «в одиночку нести груз субсидирования украинской экономики Российская Федерация не намерена», хотя Москва и заявила о «готовности взять на себя часть ответственности и финансовых обязательств по урегулированию проблемы». «Назревающая проблема вокруг украинского транзита исключительно серьезна и касается не только России и Украины. Она касается подавляющего большинства европейских стран, и решать ее необходимо совместно, общими усилиями, с полным пониманием ответственности. Рассчитываю, что возобладает именно такая — здравая и прагматичная логика»,— заявил господин Путин, добавив лишь, что часть $10 млрд., за которые Россия выкупает облигации Международного валютного фонда, могут пойти на помощь Украине. «По сути наших предложений МВФ и европейским партнерам правительство Украины проинформировано»,— резюмировал экс-президент России.

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢