Заложники ротации

Точка зору

Отставка Виктора Балоги с поста главы Секретариата Президента и назначение на эту должность Веры Ульянченко означает изменение локальных экономических процессов. Грубо говоря, уже не те люди будут "рулить своими делами" через политический олимп и совсем иные вопросы — ставиться на рассмотрение рабочими комиссиями, обсуждаться в телефонных разговорах по "сотке" и фигурировать в так называемых "фишках". Смена вектора интересов, как удалось отследить автору, произошла буквально за несколько часов. Правда, известные украинские аналитики, комментировавшие по нашей просьбе "текущий момент", считают, что на жизнь страны в целом это не повлияет.

Уроки товароведения

Обещанное на Майдане отделение бизнеса от власти можно смело отнести к тому абсолютному большинству лозунгов, которые победившая команда даже не думала воплощать в жизнь. Очень быстро Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко разделили между собой олигархов, которым они покровительствовали, и автоматически стали заложниками этого самого покровительства. Избранный путь их и перессорил. Олигархи Ющенко хотели спокойной жизни, олигархи Тимошенко — чужой собственности.

"Главный вопрос, который все время подспудно пребывает на повестке дня деловой жизни Украины, — это легитимация собственности, — уверен известный политолог Виктор Небоженко. — В 2004 году главная задача "оранжевой" революции состояла в признании политико-экономических реалий и статус-кво структуры собственности. Но этого не произошло: технология "любих друзів", государственная реприватизация и частно-корпоративное рейдерство создали перманентный процесс нескончаемого перераспределения собственности…".

Коррупционный скандал, обрушивший всю вертикаль украинской власти в сентябре 2005-го, стал следствием этого несовпадения взглядов на жизнь. С тех пор все, кто приходил во власть, уже не скрывали, что у них есть бизнес-интересы и они не собираются отказываться от их реализации.

Не секрет, что интересы Виктора Балоги были сосредоточены в торговле: как внешней, так и внутренней. Хотя, по его словам, он отошел от практического управления собственным бизнесом, созданная им вертикально-интегрированная машина зарабатывания денег работала как швейцарские часы.

Опуская всем известную фирму "Барва", чей супермаркет украшает одну из центральных трасс Ужгорода — проспект Гагарина, заметим: бизнес Балоги сосредоточен в весьма приземленных плоскостях: земля, вода, карпатские леса, экспортно-импортные операции. "Виктора Ивановича никогда серьезно не интересовала финансовая сфера, — говорит источник из правоохранительных органов, пожелавший остаться неизвестным. — Однако значительная часть импортных грузов, которые проходили через терминалы и порты Украины, а также древесина, но уже в обратную сторону — на экспорт, — "освящалась" его компаньонами, если не им самим. Именно потому Балога придавал такое значение кадровым назначениям в ведомствах, которые курируют товарные потоки".

Действительно, почти весь главк "К" в СБУ, отвечающий за борьбу с контрабандой и, соответственно, работающий непосредственно на "пограничных полях" и товарных потоках, состоял из ставленников Виктора Балоги. Не случайно также и то, что отставке главы Секретариата предшествовало увольнение нескольких высокопоставленных "кашников" и охота (объявление в международный розыск) на их начальника — зампреда СБУ Тиберия Дурдинца. На очереди — перестановки в Одесском областном управлении СБУ, где у руля еще осталась креатура опального "товароведа".

Еще одной прелюдией к переходу Балоги из фаворитов в оппозиционеры стала замена председателя Госкомнацрелигий Александра Сагана на Юрия Решетникова, занимавшего в том же ведомстве должность директора департамента религий. По сообщению интернет-изданий, у Сагана и Балоги могли быть общие деловые схемы по Закарпатью. В первую очередь они касались устройства на деньги Евросоюза пунктов для беженцев и мигрантов. Нельзя также отбросить и тот факт, что именно Госкомнацрелигий предоставляет справки о "гуманитарности" того или иного груза, что позволяет ему пересекать границу беспошлинно.

Правда, комитет только формирует заявки от "льготников", окончательное их утверждение происходит на комиссии Кабмина по гуманитарным грузам, которую, насколько я знаю, возглавляет вице-премьер Иван Васюнык — единственный в нынешнем составе правительства… человек Балоги. Ему стоит ждать отставки в первую очередь.

Впрочем, не гуманитаркой единой живы сильные мира сего. "Виктор Балога в свое время протолкнул указ Президента о том, что государственные предприятия по торговле оружием — "Укрспецэкспорт" и "Укринмаш" выводятся из-под контроля Кабмина и переводятся под контроль Секретариата, — говорит источник из правоохранительных органов. — И все вопросы по торговле оружием тоже решались на Банковой". Тут же вспоминаются "раскопки" народного депутата, генерала Геннадия Москаля, который сумел доказать связь офф-шорной фирмы Lyra Enterpraises, финансирующей еженедельные перелеты тогда еще главы Секретариата на реактивном бизнес-джете №29LJ, со сделкой по поставке вооружения в Африку сухогрузом "Фаина".

Если же говорить о позициях Виктора Балоги в регионах и родном Секретариате, то, вопреки общепринятому мнению насчет Ужгорода, его оплотом является Тернопольская область. Глава облгосадминистрации (ОГА) Юрий Чижмарь до назначения в Тернополь работал руководителем службы главы Секретариата, советником министра Балоги в МинЧС и руководителем аппарата Закарпатской ОГА. Не удивительно, что на выборах в Тернополе партия "Единый центр" получила столь неожиданно хороший результат. Теперь судьба Чижмаря под большим вопросом.

Не просто ответить и на вопрос, что ждет еще троих людей, особо близких к своему опальному шефу из СП. Это юрист Игорь Пукшин, которого связывают с решением ряда вопросов на судебном и прочем уровне в пользу отдельных ФПГ, о чем немало писалось в прессе. Он попытался довольно неумело загладить конфликт Балоги с Президентом, переведя его в плоскость мирового соглашения. Не вышло. Второй кадр — Руслан Демченко, бывший посол Украины в Сербии, ныне — заведующий приемной Президента. Человек интеллигентный и неконфликтный, но уж очень плотно курируемый бывшим шефом. Наконец, интересна судьба Данила Лубкивского — основного спичрайтера Ющенко. Остальные фигуры типа Романа Жуковского или Андрея Кислинского, если они вовремя переориентируются, смогут продолжить карьеру с новым руководством. Если же это им не удастся, то Вера Ивановна с ними быстро распрощается. Соответственно, все деловые люди, кто ходил на Банковую по перечисленным адресам, обнаружат "явки" "проваленными".

Впрочем, единодушно замечают политологи, замена одних чиновников на других мало что изменит в целом. "Я не думаю, что будут кардинальные изменения в бизнес-раскладах, — предполагает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, — Балога все-таки больше занимался политическим менеджментом, чем коммерческой деятельностью. Что же касается возможных перестановок в Секретариате, то задача людей, которые будут приходить во власть что в Секретариат, что в Кабмин, даже на пост министра финансов, будет сводиться к тому, чтобы остаться на плаву после президентских выборов…".

"Окружение Балоги попало в группу экономических заложников, — говорит Виктор Небоженко. — Империя Фирташа, созданная в эпоху Ющенко, и круг интересов Балоги, очертившийся, пока он был в Секретариате, — это несовпадающие вещи, но они одинаково сильно могут пострадать. У нас так заведено, что от перманентного перераспределения собственности, о котором я говорил выше, страдают прежде всего те, кто был у власти. Именно угроза утраты собственности будет самой главной причиной, которая заставит Балогу заниматься политикой. И не важно, в пользу Ющенко или с новыми задачами по уничтожению Ющенко…".

"Если изменения и произойдут, то локальные, — высказывает свое мнение директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований Василий Юрчишин. — Какие-то приближенные уйдут, менее приближенные останутся, но это та ситуация, когда от перестановки слагаемых сумма не меняется. Характер экономики, стиль государственного управления — все это остается как прежде. К сожалению, я не могу вспомнить, чтобы хоть одна перестановка в верхах привела к экономическому улучшению, повышению прозрачности и т. п.".

Финансы и романсы

В отличие от Виктора Балоги, Вера Ульянченко интересуется вопросами не только земельной политики (как известно, до назначения в Секретариат она возглавляла столичную область), но и финансовой сферы. Указ о ее назначении был подписан во вторник в первой половине дня, а уже после обеда стало известно, что на среду назначено заседание рабочей группы в СНБО по вопросам создания единого депозитария на базе Нацдепозитария.

Поясню, в чем суть. Уже долгое время в Украине идет борьба за контроль над депозитарной системой. С одной стороны ее ведут Национальный депозитарий и глава его наблюдательного совета Виктор Ивченко. С другой — ряд финансово-промышленных групп, объединившихся вокруг "Межрегионального фондового союза" (МФС) — другого депозитария. Это крыло сумело получить поддержку Виктора Ющенко по проекту создания ОАО "Всеукраинский депозитарий ценных бумаг" на базе МФС и под эгидой НБУ. Примечательно, что в этом проекте были заинтересованы отдельные чиновники Кабмина в ранге замминистров, а также советники Юлии Тимошенко по финансовым вопросам. Участие НБУ в данном процессе, без сомнения, было инспирировано Банковой. Теперь Нацбанк получит другие указания и должен будет на них отреагировать. От того, как он это сделает, во многом зависит судьба Владимира Стельмаха — будет он реально руководить Нацбанком до окончания своей каденции в январе 2010 года или формально.

В этой связи минувшая неделя продемонстрировала очень странные симптомы. Речь идет о загадочном постановлении НБУ №282 от 12.05.2009, которым отменяется мораторий на досрочное возвращение депозитов.

На момент подготовки материала документ так и не был обнародован официально. Но его активно цитировали агентства, пересылали друг другу банки, а фотокопии вывешивались на форумах. В то же время, находясь с визитом в Швейцарии, глава НБУ все опроверг. Но хитро. На вопрос: "Могло ли это быть отменено без вас?" ответил, что, дескать, думает, что нет, но…

Отсутствие ясности по столь социально значимому вопросу заставило нас искать истину в Нацбанке, проявив при этом почти героическую настойчивость. После трех часов общения с автоответчиком наконец-то дозвонились до консультанта на горячей линии Нацбанка в Киеве и Киевской области. На вопрос об отмене моратория был получен исчерпывающий ответ: "Никаких нормативных документов по этому поводу мы не получали и распоряжений тоже не было". После чего консультант вежливо поинтересовался номером постановления и датой его издания, а также посоветовал звонить прямо в НБУ. К сожалению, по очередному любезно предоставленному нам номеру так никто и не отозвался.

Тем не менее нам стал известен даже телефон сотрудника, готовившего его. Как водится в чиновничьей практике, имя и координаты исполнителя пишутся внизу документа. В нашем случае это ответственный сотрудник Нацбанка Тищенко О. Г., имеющий номер телефона 230-18-53. Именно он якобы подготовил следующий текст: "Пункти 2 та 5 постанови Правління Національного банку України від 04.12.2008 №413 "Про окремі питання діяльності банків" визнати такими, що втратили чинність". Именно в пункте 2 постановления №413 содержатся заветные слова: "уживати всіх необхідних заходів щодо забезпечення позитивної динаміки зростання обсягів депозитів… з метою недопущення дострокового повернення коштів, розміщених вкладниками". Их-то 12 мая и признали устаревшими.

Но главное не это: если верить документу, его подписал Владимир Стельмах. Почему же тогда он утверждал, что такого не было? Забыл? Или, пока он находился за границей, из Секретариата поступило указание привести нормативную базу НБУ в соответствие с требованиями Меморандума с МВФ, и его выполнил кто-то из замов, не посчитав нужным оповестить шефа о "подписанном" им (Стельмахом) документе?!

Все эти вопросы остаются какой-то странной тайной, которая наносит очередной удар по и так подмоченной репутации банковской системы. "К сожалению, сокрытие информации, ее дозирование или специфическая интерпретация фактов, когда берется один показатель и выставляется на передний план в виде якобы достижения, характерна для власти в целом, — говорит Василий Юрчишин. — Скажем, месяц назад правительство рассказывало, как растет экономика. Но мы-то знали, что это не так. Сейчас замолчали, потому что промпроизводство упало, и это скрыть уже невозможно. Нацбанк не исключение. Он не хотел и не хочет делать то, что в нормальном обществе называется публичностью. К сожалению, в действиях Центробанка много необъяснимого. Мы не знали, что происходит с валютной политикой, особенно осенью. Не знали и не понимали, каких целей он собирается достичь своими регуляторными решениями, не понимали политики интервенций, которые вроде бы были на что-то направлены, а потом почему-то оказывались не в экономике, а на межбанковских валютных рынках. И т. д. Так же и сейчас. Поэтому то, что даже резонансное для общества решение никто официально не разъяснил и даже не подтвердил сам факт его принятия, — это еще одно проявление все той же непрозрачности…".

"Председатель НБУ Стельмах уже давно должен был быть на пенсии, ходить в лес за грибами, нянчить внуков и упражняться в составлении учебников для студентов финансовых вузов, дабы они избежали того ужаса, который он сотворил с национальной валютой Украины, — категоричен Виталий Бала. — Но банковский бизнес — пожалуй, единственный, который частично связан с Банковой, и те банкиры, которые обратились в Нацбанк и наверняка простимулировали его решение о запрете досрочной выдачи депозитов, могут быть вовлечены в финансирование президентской кампании и политических процессов. Поэтому, формально выполнив условие МВФ, Нацбанк и банки будут стремиться не выполнить его по сути…".

P. S. "Мировой кризис, грубо говоря, национализирует сознание украинских олигархов, — говорит Виктор Небоженко. — Они мало того что становятся бедными по сравнению с заграничными собратьями, так еще и начинают понимать выстраданную истину: украинское государство может помочь им выжить. Но для этого нужно заключить союз с государством, а не с отдельным политиком. И в этой ситуации важно, кто объединит усилия бизнеса и власти, кто станет куратором и получит право представлять государство в переговорах с олигархическими группами. Бизнес, который не будет участвовать в большой игре по созданию единого экономического пространства, окажется заложником этого договора. Пострадают три группы: транснационалы, пренебрегшие переговорами, те, кто уходит с Ющенко и его окружением, а также те, кто решил справляться с кризисом собственными силами…".

"Складывается ситуация, когда ручное управление экономикой, приверженцем которого является нынешнее правительство (и прошлое тоже, но сейчас некоторые вещи стали отчетливее), как и попытки перераспределения бизнес-интересов с точки зрения политической "целесообразности", будут усиливаться под прикрытием кризиса, — считает Василий Юрчишин. — Причем это не просто "забрать у одного, отдать другому", а через национализацию, либо вхождение государства, точнее — чиновников от имени государства, в тот или иной бизнес. Поэтому отдельные перестановки даже на самом высоком уровне роли не играют, а системное дальнейшее ухудшение, которое, с одной стороны, можно списать на кризис, с другой — на приближающиеся политические баталии, продолжится. И здесь уже экономические отношения переходят на микроуровень. От тотального доверия или недоверия к банковской системе в целом до взаимоотношений с одним конкретным банком, дистанцированно от ситуации в целом. Например, на прошлой неделе я отнес пару тысяч гривен в один банк. Надеюсь, что за 2—3 месяца он не обвалится, а те 20—25%, что предлагают за депозит, не помешают; как говорится, почему бы и нет? Допускаю, я могу поплатиться за свою "жадность", но, во-первых, возможные потери не так уж колоссальны, а во-вторых, может, таких, как я, наберется пара сотен человек, и на своем микроуровне мы будем выстраивать отношения с отдельным субъектом финансовой системы, не обращая внимания на власть и то, что она делает…".

Новини

30 Січня 2024

Фонд підтримки енергетики України акумулював понад 400 млн євро

У Німеччині заблоковано роботу найбільших портів через протести

У 2023 році Японія збільшила експорт металобрухту на 10%

JSW Steel Limited очікує відновлення обсягів продажів сталі на внутрішньому ринку

Росія може запровадити плату за викиди вуглецю в 2028 році

НКРЕКП погодила структуру розподілу пропускної спроможності ЛЕП між Україною та Молдовою

Цієї зими уряд збереже пільговий тариф на електроенергію для населення – Шмигаль

На європейському ринку сповільнилась торгівля гарячекатаним рулоном

Уряд працює над вирішенням проблеми необґрунтованих обшуків у бізнесу

Україна збільшила споживання металопрокату більш ніж на 20%

Держборг України збільшився на 34 млрд і встановив новий історичний рекорд

Цього року з держбюджету на відновлення спрямують майже 11 млрд грн

Попит на газ в ЄС спричинить нові інвестиції у викопне паливо на 223 млрд дол – дослідження

Європа витрачає 2% ВВП на боротьбу з промисловим забрудненням

Фонд держмайна залучив від приватизації ще 140 млн гривень

Японія диверсифікує експорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢