Что думают о коалиционном соглашении подписанты и Оппоблок

Точка зору

В ночь на 21 ноября, почти через месяц после досрочных парламентских выборов, победители парафировали коалиционное соглашение. Этому событию предшествовали не самые простые переговоры, хотя стороны и старались не выносить сор из избы, но явная несогласованность, и иногда – противоречивость действий, выдавали отсутствие консолидированной позиции.

К относительному согласию стороны пришли только накануне. Свои подписи под документом поставили представители пяти партий, преодолевших 5%-ный барьер на внеочередных выборах – Блок Петра Порошенко, «Народный фронт», «Объединение «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко и ВО «Батькивщина». За бортом остался лишь Оппозиционный блок, представители которого по этому поводу, впрочем, не особо печалятся. «Мы коалиционное соглашение не подписывали, и выполнять его не собираемся, – поясняет представитель оппозиции Юрий Воропаев. – Это народ Украины должен изучить те обещания, которые политики дают в своем коалиционном соглашении». По его прогнозам, созданная коалиция не будет конструктивной. «Уже прошло 8 месяцев, какие положительные изменения мы увидели за это время? Я вижу только одно – люди гибнут каждый день», – констатирует он.

Критическое отношение оппозиции разделяют и экономисты. «У меня очень пессимистическое и критическое впечатление от коалиционного соглашения. Документ практически не предусматривает реальных реформ, а те, которые есть, растягиваются на неопределенный срок, до Святого Пришествия», – отмечает экономист Борис Кушнирук. По его словам, отсутствие реальных сроков нивелирует само понятие «реформы». «Реформа не может проводиться долго – ее либо проводят быстро, либо не проводят вообще», – говорит он.

По мнению Кушнирука, неконкретно прописана реформа по сокращению государственных функций, соответственно, и госаппарата. Реформу для повышения прозрачности бюджетирования планируют готовить почти год. «Хотя это у нас самая большая пропасть – непрозрачность системы, и в тексте не было ни одного слова, что они собираются с этим делать», – подчеркивает Кушнирук. По его словам, стартовая версия соглашения, которая была опубликована сразу после парламентских выборов командой президента, гораздо лучше, чем итоговый вариант. «Текст увеличился в количестве страниц, а в нем – огромное количество воды», – объясняет Кушнирук, отмечая, что некоторые принципиальные пункты, например, о сокращении государственных расходов, и вовсе исчезли.

Forbes спросил представителей партий-участников коалиции, что они думают о тексте соглашения и как намерены реализовать его положения в парламенте.

Андрей Павелко,
Блок Петра Порошенко

Блок Петра Порошенко первым предложил проект соглашения и разместил его на своем сайте, дав возможность публично его обсудить. В ходе переговорного процесса у представителей партий-победителей была возможность внести изменения и подойти к единому решению. Прежде всего, консолидация всех сил нужна была для того, чтобы этот парламент был единым, и Украина смогла наконец получить эффективно работающую Верховную раду, которая выведет страну в ЕС.

Особенность украинского парламентаризма такая, что если каждый не впишет свои изменения в текст, то посчитает, что его обидели и без него что-то решили. Поэтому и была дана возможность всем поучаствовать и высказать свое мнение, сделав в итоге этот документ лучшим, каковым он и есть на сегодня.

Хотя, конечно, есть у нас лица в парламенте, которые хотели бы внести ультрапоправки, имеющие крайние варианты видения развития ситуации. Но в нашем случае консолидация всех сил привела к компромиссу, и соглашение было подписано.

Пришло время, чтобы парламент работал по правильным европейским меркам, где оппозиция работает в рамках своих полномочий и без оппозиции парламент не может существовать. При этом оппозиция должна понимать свою ответственность. В свое время мы очень долго сами были оппозиционерами и знаем все сложности диктаторского режима. У нынешней же оппозиции есть возможность получить парламентскую площадку для конструктивной критики к тем законопроектам и реформам, которые будут предлагаться коалиционным большинством. И если это не популистские высказывания, а четкие экономические замечания, то они, как в любом цивилизованном парламенте, будут выслушаны, и будут учитываться. От этого выиграем мы все.

Сергей Пашинский,
«Народный фронт»

Говоря о подписанном коалиционном соглашении, я просто подпишусь под каждым словом Андерса Ослунда [международный эксперт, сотрудник Института международной экономики Петерсона (США)], – этот проект коалиционного соглашения напоминает речь Леонида Брежнева на 26-м съезде КПСС в 1981 году.
Это «не программа реформ». Это документ, написанный в бюрократическом стиле СССР с целью сохранить старую систему. Такой консервативный документ никогда не породит реформы. Я даже не могу его комментировать.

Анна Гопко, Объединение «Самопомич»

То, что пять политических сил наконец нашли общий язык и пришли к общему тексту коалиционного соглашения – это только первый шаг. Очевидно, что этот документ не является панацеей и решением всех проблем Украины, но важно, чтобы по каждому из 17 задекларированных направлений могли, в том числе через профильные комитеты, предлагаться законопроекты. Времени нет, все реформы необходимо срочным образом воплощать в жизнь.

Страницу коалициады нужно перевернуть и идти по плану имплементации соглашения парламентом. Конечно, нужно тесно сотрудничать с правительством, которое сможет профессионально воплотить все намерения, которые были наработаны экспертной группой.

Зная украинский парламент и предыдущую его работу, оптимизм разбивается о реалии. Уже первые решения будут очень непростыми – обеспечение коммунальными услугами, реформа энергетики, регуляторная политика. Они и будут показателем – насколько задекларированные намерения и конкретные действия сходятся с интересами политических партнеров, подписавших договор.
Надеюсь, политики не позволят себе пренебрегать голосованием, не поддерживая те вещи, под которыми они поставили свою подпись в тексте коалиции.

Сергей Соболев,
Всеукраинское объединение «Батькивщина»

Это соглашение – на грани компромисса. Каждая партия пошла на какие-то уступки, но в целом текст достаточно выверенный. По большому счету, он состоит из двух частей. Первая часть – это имплементация политического и экономического соглашения об ассоциации с ЕС. Вторая – это внешнеполитические ориентиры страны: перспектива вступления в ЕС, нашего полноценного членства в системе мировой безопасности НАТО.

Я думаю, что в целом текст позволит стране проводить радикальные реформы и двигаться по пути европейской интеграции. Мы бы не подписывали документ, если бы нас в нем что-то не устраивало. Конечно, мы бы хотели видеть в нем более жесткие формулировки, но и тот вариант, который утвердили, позволяет проводить изменения.

Олег Ляшко,
Радикальная парти

Мы будем поддерживать правительство реформаторов и будем голосовать за Арсения Яценюка на должность премьер-министра, как человека, который способен тащить этот воз. Арсений Петрович, я готов на министра внутренних дел, запишите, пожалуйста.

Мы договорились, что не выносим противоречия наружу. Это [неподписание одной из демократических партий которые прошли в парламент] – возможно, но такой вариант развития событий будет самым худшим, в том числе и для тех, кто откажется подписать соглашение.

Дарья Кравченко

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢