Рекапитализация банков: власти снова затягивают

Публікації

Несмотря на то, что многие банки уже несколько месяцев просят правительство и НБУ о помощи, государственные власти не спешат со стартом рекапитализации украинских финансовых учреждений. Учитывая ограниченность ресурсов, предназначенных для спасения банковской системы, выжидательная позиция государства в некоторой степени оправдана, тем более, что ситуация на данный момент остается контролируемой. В то же время, ряд последних решений властей дает основание подозревать, что полугодичное затягивание рекапитализации банков продиктовано не экономическими соображениями, а сложными кулуарными переговорами относительно раздела государственных денег между различными группами влияния.

Обещания правительства и НБУ начать в ближайшем будущем практическую реализацию планов рекапитализации украинских банков тянутся с начала ноября прошлого года. Именно тогда Кабинет министров принял постановление, определяющее порядок и механизм вливания денег в коммерческие банки, которые столкнулись со структурными пробоинами в своих балансах. С тех пор регулярно анонсируются даты старта этого процесса, однако спустя полгода НБУ и правительство не приняли ни одного окончательного решения о том, в какие банки пойдут государственные средства.

В начале апреля лично Президент Украины обязал названные органы приступить к рекапитализации банков не позже 8 апреля, однако Кабмин и НБУ, по всей видимости, снова не смогли выработать единого подхода к этому вопросу. Правительство обвиняет в затягивании Национальный банк, который медлит с подачами списков рекомендуемых к рекапитализации учреждений. Без рекомендации и обоснования регулятора Кабмин юридически не может принять решение о вхождении в капитал банков.

НБУ в свою очередь продолжает диагностировать и изучать банки-претенденты на госпомощь. Напомним, что согласно алгоритму процесса рекапитализации, Национальный банк должен провести оценку потребностей претендента на госпомощь в капитале, достаточном для покрытия убытков и формирования резервов. Если банк не может нарастить капитал своими силами, правительство может рассмотреть возможность его поддержки за счет госбюджета, приобретя 50%+1 акцию.

В середине апреля глава Национального банка Владимир Стельмах сообщил, что регулятор и Кабмин вышли на финишную прямую по рекапитализации банков, и теперь осталось только решить вопрос, кому доверить дальнейшее управление такими банками. По его словам, в ближайшее время уже можно будет приступить к рекапитализации украинских банков. А 17 апреля правительство якобы даже утвердило перечень банков на рекапитализацию. При участии государства могут быть рекапитализированы "Укрпромбанк", банки "Надра" и "Киев", "Родовид Банк", "Укргазбанк", банк "Финансы и Кредит", а также "Имэксбанк".

Между тем, высока вероятность того, что вхождение государства в состав частных акционеров в очередной раз будет отсрочено. С экономической точки зрения затягивание этого процесса выгодно как правительству, так и НБУ. Кабинет министров испытывает на данный момент острый дефицит бюджетных ресурсов, поэтому дополнительные расходы для него могут оказаться непосильными. Согласно бюджету на 2009 год на рекапитализацию банков предусмотрено 44 млрд грн. Источниками финансирования является Стабилизационный фонд, либо долговые бумаги правительства, которые НБУ обязан конвертировать в более ликвидные инструменты.

Учитывая, что денег в Стабилизационном фонде сейчас немного, а на него завязано и без того масштабное финансирование различных проектов, входить в состав акционеров частных банков правительство намеревается, скорее всего, по другому пути – через облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Но правительственные бумаги на данный момент никому не нужны. Частные коммерческие банки уже адсорбировали достаточное количество ОВГЗ (в основном они размещены в качестве обязательных резервов), поэтому в условиях дефицита ликвидности и небольшой доходности, предложенных правительством бумаг, спрос на них на рынке будет стремиться к нулю. Это подтверждают результаты последних размещений ОВГЗ.

Не в лучшем состоянии сейчас находятся и госбанки, которые в последние годы активно использовались правительством для разогрева рынка ОВГЗ. Сегодня приоритетной задачей для них является кредитования НАК «Нафтогаз», а также других крупных компаний, поэтому свое присутствие на рынке правительственных бумаг они, по меньшей мере, будут сдерживать. Таким образом, банковская система, вряд ли, сможет сама себя поддержать. Сама концепция вливания ликвидности в банки через мобилизацию средств в других банках, в условиях финансового кризиса выглядит трудноосуществимой.

Кредитором правительства в деле рекапитализации проблемных банков на данный момент может вступить только сам НБУ. Главным минусом использования этого варианта является его эмиссионный характер, поскольку через выкуп ОВГЗ Нацбанк фактически наполняет экономику ничем не подкрепленными деньгами. Как и в случае с рефинансированием, часть средств рекапитализации потечет на валютный рынок. В связи с этим, закономерным является желание НБУ затянуть эмиссию до восстановления кредитования МВФ.

Таким образом, и правительство и НБУ, вряд ли, будут форсировать начало процесса рекапитализации, по меньшей мере, до прояснения перспектив получения второго (желательно вместе с третьим) транша кредита. Тем временем, претендентов на государственную помощь становится все больше. Заявки на рекапитализацию в Национальный банк Украины уже подали 26 коммерческих банков. При этом только «Надра» и «Укрпромбанк» просят у государства около 12 млрд грн.

Очевидно, что правительство сможет оказать помощь только некоторым из них, поэтому за эти деньги развернулась жесткая кулуарная борьба. Скорее всего, этот фактор также «внес вклад» в затягивание процесса рекапитализации. Сначала НБУ отобрал по собственным критериям ряд банков, которые должны будут получить государственную помощь. Учитывая, что эти банки в конце прошлого года получили от регулятора наибольшее рефинансирование и валюту по курсу ниже рыночного, сложилось впечатление о некой группе «любимчиков НБУ».

Аналогичная лояльная группа банков имеется и у Кабинета министров. В конце зимы украинское правительство внесло важную поправку в собственное постановление, регламентирующее вхождение государства в состав частных акционеров. До ее имплементации на государственную поддержку могли рассчитывать только те банки, которые созданы в форме открытых акционерных обществ, в которых введена временная администрации. Однако правительство расширило этот перечень теми банками, к которым приставлен куратор.

Разница между двумя этими режимами принципиальная. Временная администрация вводится в случае, когда у банка возникают серьезные проблемы с ликвидностью, иными словами он близок к банкротству. Не вызывает сомнений, что в случае значительного объема депозитов, такой банк дешевле будет спасти, нежели ликвидировать. А вот куратора к банку можно приставить под любым предлогом, например, для контроля за использованием рефинансирования НБУ. Однако сам факт получения временной помощи от НБУ не может быть свидетельством структурных проблем банков. Временный разрыв ликвидности нормальное явление даже для не кризисного периода. Украинские банки охотно соглашаются на кураторство со стороны НБУ, поскольку это никоим образом не свидетельствует об их финансовых проблемах, и, соответственно, не портит репутацию. В то же время, кураторство открывает им дорогу для получения государственной помощи. По странным стечениям обстоятельств, именно под этим предлогом на рекапитализацию претендует ряд банков, близких к проправительственным политическим силам. В первую очередь это касается банка «Финансы и кредит», принадлежащего одному из ключевых спонсоров БЮТ Константину Жеваго.

Кроме того, Порядок участия государства в докапитализации банков содержит откровенно коррупционную норму, которая предполагает, что контрольный пакет банка может быть во владении государства «вместе с другим инвестором в случае заключения договора об общем участии в капитализации банка». Практически не возникает сомнений, что партнером правительства в рекапитализируемых банках выступит аффилированная с нынешним акционером компания, а государство окажется миноритарным акционером, которое профинансировало латание дыр частного банка.

Таким образом, эффективность рекапитализации, как одного из действенных инструментов поддержки банковской системы, может быть окончательно девальвирована длительным процессом кулуарного «дерибана» бюджетных денег. В итоге складывается парадоксальная ситуация: в то время как развитые страны уже в текущем году ожидают дна финансового кризиса, и уже думают о восстановлении своих банковских систем, Украина все еще не приступила к реализации антикризисных мер.

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢