Миссия уехала — рекапитализация «приехала»?

Точка зору

Итак, «миссия МВФ достигла договоренностей на уровне экспертов с украинской властью о завершении первого пересмотра в рамках программы stand-by» и будет предлагать руководству фонда предоставить Украине второй и третий транши в рамках соглашения. Эта новость стала несомненным позитивным сигналом, который поддерживает появляющиеся в последнее время робкие положительные тенденции относительной курсовой стабилизации и снижения оттока депозитов из банковской системы, а также замедление спада в промышленности и темпов инфляции.

Однако эти ростки могут быстро завянуть, так толком и не взойдя, если не будут поддержаны новыми решительными действиями властей. А у тех пыл антикризисной борьбы начал быстро угасать сразу после отъезда миссии.

Согласно договоренностям с Международным валютным фондом, Киев взял на себя ряд достаточно серьезных обязательств в отношении урегулирования проблем финансового сектора. Причем в тексте меморандума с МВФ, опубликованном отечественными СМИ, содержится утверждение, что украинские власти уже разработали «комплексную систему мер по рекапитализации и реструктуризации банковского сектора». Что конкретного эта система мер содержит, разобраться сложно, поскольку ни о чем подобном общественность пока не проинформировали.

Вообще в отношении программ, законопроектов, постановлений, методологии или всего прочего, связанного с рекапитализацией банков, пока царит полная неразбериха. Непонятно, куда делся, например, тот законопроект «о процедурах решения вопросов проблемных банков», который согласно тексту меморандума с МВФ украинские власти уже подали на рассмотрение украинского парламента. Ни на веб-сайте Верховной Рады, ни на правительственном портале каких-либо свежих документов на рекапитализационную тему нам обнаружить не удалось.

Видимо, ничего подобного пока не существует в природе, если учесть то обстоятельство, что, по данным «ЗН», в четверг Нацбанк и Кабмин все еще безуспешно пытались согласовать какой-то документ, касающийся методологии рекапитализации банков. Причем со стороны НБУ в этих совещаниях пришлось принимать участие зам­преду Владимиру Кротюку, который ранее имел к этой проблематике лишь весьма опосредованное отношение. Интересно, что на рабочем посту вдруг не оказалось ни одного из ключевых чиновников Нацбанка, участвующих в рекапитализационном процессе. Директор дирекции банковского регулирования и надзора НБУ Василий Пасечник вдруг неожиданно ушел в отпуск. А глава Нацбанка Владимир Стельмах и его первый заместитель Анатолий Шаповалов дружно отбыли в Вашингтон вместе с правительственной делегацией для участия в заседании Совета директоров МВФ, который вроде бы должен будет принять положительный вердикт в отношении предоставления Киеву очередных кредитных траншей.

В самом же Киеве сразу после отъезда миссии у обеих заинтересованных сторон — и Кабмина, и Нацбанка — резко снизился уровень сговорчивости и уступчивости в вопросах распределения рекапитализационных функций и полномочий. И, судя по обрывочным, но не слишком оптимистичным отзывам участников, процесс разработки нормативно-правовой базы, необходимой для реального начала вхождения государства в капитал финансовых учреждений, снова начал стопориться. Причем стопориться на тех самых деталях, в которых, как известно, кроется дьявол.

Злые языки также утверждают, что окончательное решение вопроса откладывается до тех пор, пока оставшиеся спорными моменты с нынешними собственниками претендующих на рекапитализацию банков не урегулирует один вездесущий посредник. Это — известная личность, удостоившаяся совсем недавно даже звания «Финансист года». Сейчас этот господин — якобы заручившись негласной поддержкой руководства НБУ, — уже назначил своих ставленников среди временных администраторов и кураторов нескольких наиболее жизнеспособных учреждений, собираясь прибрать к рукам их финансовые потоки. Как и потоки их клиентов.

А ведь, как гласит все тот же меморандум, рекапитализация банков является ключевой для «защиты экономики от потенциального значительного сокращения объемов кредитования». Вопрос этот действительно жизненно важный, если вспомнить, что и независимые эксперты, и представители НБУ уже неоднократно акцентировали внимание на тех угрозах для экономики, которые сопряжены с фактической остановкой банковского кредитования, без которого предприятия оказались лишены не только инвестиционной, но и обыкновенной финансовой подпитки для поддержания своей ежедневной операционной деятельности. А значит, вынуждены фиксировать все большие убытки и все чаще отказываться от обслуживания своих долговых обязательств.

На самом деле резкое увеличение проблемной задолженности банков началось еще с ноября прошлого года. Просто оно какое-то время далеко не в полной мере отражалось в банковской отчетности: должны пройти те 90 дней, по истечении которых переставший обслуживаться кредит переходит в категорию проблемных согласно украинской методологии.

Но по итогам первых трех месяцев года нынешнего банкам уже пришлось зафиксировать более чем полуторакратное увеличение проблемных кредитов (на 55,2%, до 28 млрд. грн.). По этой причине финучреждения были вынуждены увеличить объемы отчислений на покрытие рисков по активным операциям более чем на 17 млрд. грн. (до 65 млрд. грн.). В итоге финрезультат отечественной банковской системы оказался отрицательным — 7 млрд. грн. Для сравнения, в целом за прошлый год результат деятельности банков составил «плюс» 7,3 млрд. грн.

По оценкам самих же банкиров, наибольшие потери пока зафиксировали банки, наиболее активно работающие с физлицами. При этом они рассчитывают на появление прибыли от кредитования предприятий уже во втором квартале.

Вопрос, откуда эта прибыль возьмется при столь плачевном состоянии экономики, остается открытым.

Госкомстат, напомним, уже не публикует оперативных данных по ВВП. Даже квартальных. Квартальная статистика по национальным счетам, согласно вывешенному на веб-сайте Госкомстата предварительному графику, станет достоянием простых граждан аж 29 июля — «в соответствии с лучшими образцами мировой практики»!

Тем временем и в экономике, и в банковской системе снова начинают накапливаться скрытые пока проблемы, готовые взорваться в скором будущем, если робкие положительные процессы не будут поддержаны реальными антикризисными действиями.

Так, по данным «ЗН», одной из причин снижения оттока средств из банковской системы является увеличение так называемых отсроченных требований по выплате, по которым уже выставлены платежные поручения, но которые не выполняются банками. В числе недобросовестных плательщиков числится уже 21 финансовое учреждение, задерживающее платежи на общую сумму 7,1 млрд. грн. На долю обязательств перед физлицами в этой сумме приходится 3,6 млрд. грн. Очевидно, что указанная сумма, скорее всего, не учитывает те банковские обязательства, на выполнение которых наложен мораторий в связи с введением временных администраций.

Подобные тромбы будут только накапливаться, если наши высшие должностные лица будут оставаться такими жадными к деньгам и полномочиям, что не поставят общественные интересы впереди личных.

Новини

30 Січня 2024

Фонд підтримки енергетики України акумулював понад 400 млн євро

У Німеччині заблоковано роботу найбільших портів через протести

У 2023 році Японія збільшила експорт металобрухту на 10%

JSW Steel Limited очікує відновлення обсягів продажів сталі на внутрішньому ринку

Росія може запровадити плату за викиди вуглецю в 2028 році

НКРЕКП погодила структуру розподілу пропускної спроможності ЛЕП між Україною та Молдовою

Цієї зими уряд збереже пільговий тариф на електроенергію для населення – Шмигаль

На європейському ринку сповільнилась торгівля гарячекатаним рулоном

Уряд працює над вирішенням проблеми необґрунтованих обшуків у бізнесу

Україна збільшила споживання металопрокату більш ніж на 20%

Держборг України збільшився на 34 млрд і встановив новий історичний рекорд

Цього року з держбюджету на відновлення спрямують майже 11 млрд грн

Попит на газ в ЄС спричинить нові інвестиції у викопне паливо на 223 млрд дол – дослідження

Європа витрачає 2% ВВП на боротьбу з промисловим забрудненням

Фонд держмайна залучив від приватизації ще 140 млн гривень

Японія диверсифікує експорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢