Вадим Гуржос: "Мы ликвидируем бездорожье"

Точка зору

"Денег хватает только на ликвидацию сезонных разрушений. Дороге нужен хозяин. Украина – единственная в Европе страна, где 150 тыс. км местных дорог находятся на балансе государства". Что будет с дорогами к Евро-2012, откуда берутся ямы и кто за них отвечает, рассказал председатель Государственной службы автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Вадим Гуржос во время интернет-конференции в ЛIГАБiзнесIнформ.

Евро-2012: все дороги будут соответствовать требованиям УЕФА

– Есть ли смысл отдавать дороги в Украине в концессию (форма государствено-частного партнерства на взаимовыгодных условиях. – "СЕЙЧАС"), об эффективности которой так много говорят в последнее время?

– Нет необходимости передавать в концессию все автодороги, особенно те, которые готовятся к Евро-2012. "Укравтодор" проводит масштабные работы по реконструкции и капитальному ремонту шести автомобильных дорог за деньги госбюджета. Все они по качеству, комфортности, безопасности движения будут соответствовать требованиям УЕФА во время проведения Евро-2012. Но Вы же помните, что концессия – это непременно в дальнейшем плата за пользование дорогой? В нашей стране возврат средств концессионеру через взимание платы за проезд в ближайшие годы нереален.

– Что будет с Большой кольцевой, под предлогом строительства которой "Укравтодор" собирается сносить садовое товарищество?

– При реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева, возникает действительно большое количество проблемных вопросов, связанных с выкупом или изъятием земель. (Закон "Об отчуждении участков частной собственности для общественных нужд" был принят Верховной Радой в первом чтении. Этот документ позволит принуждать граждан по рыночной цене продавать свое имущество в случае, если это необходимо для потребностей страны и региона). Но направление прохождения этой дороги уже утверждено Кабмином после соответствующего согласования с органами местного самоуправления и областной администрацией.

Откуда ямы и канавы

– Большая окружная дорога, дороги к Евро-2012 – это хорошо. Но как доехать к ним по маленьким, неприметным и неухоженным в пределах городов, на которых автомобили разваливаются на глазах?

– Знаю, таких дорог много. Но "Укравтодор" отвечает только за дороги общего пользования, – государственные (20 тыс. км) и местные (150 тыс. км), а за дороги внутри городов отвечают органы местного самоуправления. В целом, качество коммунальных дорог гораздо хуже, чем дорог общего пользования, которые связывают населенные пункты – из-за более высокой интенсивности движения, разрушений от вышедших из строя коммуникаций, отсутствия стабильных источников денег.

– То есть, у нас не воруют, у нас масса других причин?

– Вся проблема плохого качества дорог лежит не в плоскости "дураков", а в том, о чем я говорил выше. К тому же, не нужно забывать, что Украина находится в зоне резко континентального климата с частой сменой температуры и переходом через 0 градусов зимой, а также с повышением температуры асфальта летом – иногда до более чем 50 градусов. Представьте себе: когда вода попадает зимой в трещины на асфальте или через некачественную обочину, ночью она замерзает и расширяется, разрушая при этом асфальт, а летом при температуре воздуха свыше 30 градусов дорога просто "плывет".

При этом наши перевозчики пролоббировали возможность эксплуатации транспортных средств без ограничений общей массой до 40 тонн, и контейнеровозов – до 46 тонн. Это вам не "газончики" или "ЗИЛы" массой 8 тонн! Когда такая махина несется по дороге, построенной 30-50 лет тому назад из каких попало материалов, от нее практически ничего не остается, кроме ям и колей.

Теперь в отношении передачи местных дорог органам местной власти. Украина является уникальной страной и единственной на европейском пространстве, а может быть, и в мире, где местные дороги протяженностью 150 тыс. км находятся на балансе государства. В Израиле, например, сеть дорог, за которую отвечает государство, составляет около 6 тыс. км, в Англии – 10 тыс. км, в Австрии – 2,2 тыс. км. Практически во всех странах за местные дороги отвечают органы местной власти и местное самоуправление. Ну не можем мы быть эффективными собственниками такой огромной сети, управляя всем этим из Киева.

Хроническое недофинансирование: дают миллиард, а нужно 127 млрд.

– Почему в Украине все время изобретают велосипед? Почему дороги, построенные еще немцами, до сих пор в отличном состоянии? Неужели так сложно перенять опыт, технику, технологии и нормальную организацию работы?

– Что касается техники и проектов, то на сегодняшний день в Украине достаточно компаний, которые владеют и опытом, и организацией проведения работ, которые могут конкурировать с ведущими иностранными компаниями. Проблема в другом. Мы сегодня ликвидируем бездорожье. Ведь в наследство нам достались дороги, построенные давно. И строились они без учета современных требований. И если раньше справлялись с нагрузкой, то транспортные средства общей массой 40-60 т их окончательно "добивают".

– Сколько денег нужно, чтобы исправить ситуацию?

– К сожалению, темпы финансирования дорог значительно отстают от темпов разрушения. Автомобильные дороги, согласно техническому регламенту, каждые 12 лет требуют капитального ремонта, а каждые 3-5 лет – планово-предупредительного. Хроническое недофинансирование автодорожной отрасли привело к тому, что наша сеть автомобильных дорог 3-4 раза уже пропустила регламентные сроки. Соответственно, и в данный момент денег хватает только на ликвидацию сезонных разрушений.

При этом мы ведем довольно большой объем капитальных ремонтов и строительства, но с учетом того, что вся сеть составляет 170 тыс. км дорог, у нас возможности в течение короткого периода выполнить восстановительные работы на всей сети.

Приведу пример: чтобы капитально отремонтировать всю сеть, если минимально взять то, что на 1 км дорог нужен $1 млн., а 75% дорог требуют капитального ремонта, необходимо будет приблизительно $127,5 млрд. А с учетом того, что в год на такие работы выделяют приблизительно 1 млрд., легко посчитать, что нам необходимо минимум 127 лет на восстановление такими темпами всей сети. Выход из положения – привлечение инвестиций через концессии и ресурсы международных финансовых организаций.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢