В Киеве показали сердечный театр

В Театре на левом берегу Днепра состоялась премьера спектакля "Веселье сердечное, или кепка с карасями". Рассказы московского писателя украинского происхождения Юрия Коваля впервые на киевской сцене поставил Дмитрий Богомазов.

Режиссер признался, что репетировать прозу Коваля, вошедшую в сборник "Чистый Дор", в нынешней ситуации было крайне сложно. Добрейшие сердечные рассказы "детского писателя", коим он сам себя считал, шло вразрез с той накаленной эмоциональной обстановкой, которая царила не только на Майдане, но и в большинстве городов Украины.

"Последние недели и дни просто кощунственной всем казалась сама мысль о предстоящей премьере, – рассказывает режиссер. – Наше настроение разделяли и мой учитель Эдуард Маркович Митницкий, и администрация театра. Всем казалось невозможным в дни революции, во времена жестокого и кровавого противостояния предлагать зрителям Юрия Коваля – с его доброй, тонкой прозой со вкусом счастья, с его любовью к жизни и чутким вниманием ко всем ее проявлениям".

Между тем, в самый канун премьеры, когда улица Институтская, освященная кровью героев, уже была переименована в народе на аллею Славы Небесной сотни, режиссер все же решил играть спектакль:

"У меня появилась уверенность в том, что эта премьера необходима, что какая-то очень глубокая, непостижимая до конца, наверное, даже для меня самого, первопричина подтолкнула к выбору для постановки этого текста. Потрясения последних дней неожиданно открыли внутреннюю логику ряда последних моих работ, которая стала основанием и опорой в выпуске этой премьеры и для меня и для артистов". Что это была за Первопричина – мы догадываемся.

Предыдущими работами Дмитрия Богомазова были "Войцек" Г.Бюхнера (Театр на левом берегу Днепра), автора известного лозунга "Мир хижинам – война дворцам", и спектакль "Morituri te salutant", поставленный по новеллам Василия Стефаныка в Театре им.И.Франко. Название последнего переводится как "идущие на смерть приветствуют тебя" – так римские гладиаторы, идя на смертный бой, чествовали своего Цезаря.

Но в случае со В.Стефаныком это обращение направлено не к Цезарю, а к Всевышнему. Идущие на смерть на Институтской, среди которых преобладали христиане, уж точно рисковали своими жизнями не ради правителей. Слово Бог у многих было написано на щитах. А у кого-то оно, без сомнения, было вычеканено и в сердце.

В нынешних наших событиях много символичного. Много таинственных знаков нам подается, и многие события выстраиваются в непостижимую ранее логическую цепь. Вот и у Дмитрия Богомазова пазл сложился: Войцех, чьи тексты, появляясь на сцене, часто становились предвестием революционных потрясений и разрушений, перешел в В.Стефаныка, повествующего о боли и бренности этого мира, где смерть, как ее не заклинай, преследует нас повсюду. И, наконец – Юрий Коваль с его чистыми, звенящими текстами, в которых любовь к жизни, к людям, превосходит мысли о смерти. Ибо там, где царит любовь, тлену, как и страху, места нет.

"Веселье сердечное…" можно рассматривать как своего рода модель, некий манифест будущей жизни, о которой грезит Майдан. А в него, заметим, теперь превратилась вся Украина, и вся мистерия Майдана, похоже, повторится в противостоянии восставшей за человеческое достоинство Украины и путинской России – паранойя оказалась заразной, засевший в Кремле майор КГБ подхватил ее в общении с нашим бывшим "гарантом". Или "наш" параноик, торгуясь за Украину, заразился безумием у очередного фюрера, угрожающего миру с Востока – это уже не важно, важно самому не подхватить эту опасную для жизни болезнь.

Однако, вернемся к спектаклю. Сын режиссера, театральный художник Петр Богомазов обозначил на сцене два начала, два источника биологический жизни на Земле – Луну и Солнце, чьи лубочные изображения размещены по разные стороны сценического пространства. Первая, как известно, является проводником женской энергии, тогда как изначальное светило, чье сияние отражает Луна, символизирует энергию мужскую; Солнце питает энергией растения днем, Луна способствует их росту ночью. Мы не зря упоминаем о растениях, о земле, с которой они произрастают, ибо действие спектакля происходит в деревне, живущей естественной, а не искусственной, как мы, горожане, жизнью.

Благодаря нехитрой метафоре, возвращающей нас к истокам жизни, обыкновенные, на первый взгляд, отношения простых сельских мужиков и баб обретают в спектакле, если хотите, космическое звучание и наполнение. В деревне же "Чистый Дор", чье название рифмуется с сосновым бором, а существование крестьян с ним соседствует, отношения, как на обитателя мегаполиса, очень даже необычные.

Потому что деревенские жители столь просты, столь бесхитростны, задушевны и наивны в своих отношениях, что напоминают о евангельской заповеди быть чистыми, аки дети. Поэтому всякий, кто попадает в Чистый Дор, становится обитателем земного рая. Вот и Автор (В. Линецкий), приехав в деревню ненадолго, остался в ней на целый год. Встретив в лесу Пантелеевну (Л.Самаева), он не смог отказаться от соблазна войти в ее гостиный уютный дом, где задушевно поет самовар, где готовятся вкусные яства из огородных и лесных даров, где умеющая заботиться о мужчине женщина рассказывает ему на ночь сказки…

Пантелеевна сразу предложила совершенно иной, нежели в зараженном прагматизмом городе подход к жизни: "Оставайся у нас, а потом думать будешь". Чтобы душа переживала сердечное веселье, а не просто дразнилась сомнительными удовольствиями, нужно и жить сердцем, слушать его голос, оставив доводы разума чисто деловой сфере.

Вот так, оставшись в деревне, Автор стал ее счастливым обитателем. Он писал свои рассказы, ходил с деревенскими жителями в гости к их родственниками и знакомым, которые делились не только живыми карасями, используя в качестве аквариума кепку. Жители счастливой деревни щедро делились с гостем мудростью. А мудрость людей, живущих в гармони с миром, с природой, с Богом, наконец, неисчерпаема.

Наполняясь мудростью, Юрий Коваль – а вслед за ним и Театр на Левом берегу Днепра, – щедро делятся ею со всеми нами. Например, для меня, как вегетарианца, было особенно приятно услышать, что свинья "хорошему человеку не нужна". Корова и куры, производящие питательный продукт – да, а свинья, которую нужно убить, чтобы съесть – нет. Любимой же едой одного из жителей Чистого Бора, которого зовут Дядюшка Зуй (В.Горянский), является картошка, потому что "в ней смысла много".

Дядюшка Зуй настолько уважителен, настолько щепетилен в своих отношениях с односельчанами, которые вместе составляют одну большую семью, что даже носит в кармане соль. Зачем? А затем, что если какая-то хозяюшка, угостив картошкой, ее недосолит, тайно источник особого, деревенского "смысла" посолить. Иначе, попросив соли, можно хозяйку обидеть. А еще у него в кармане всегда есть конфеты на тот случай, если ребятишек встретит. Есть и отвертка – вдруг кому-то понадобится помощь в электрическом деле… Чудак!

Но, пожалуй, самое главное, чему учат чудаки из Чистого Бора, так это понимание следующей, вроде теоретически несложной, но непростой для практического воплощения истине: жить надо так, чтобы тебя все любили. Чтобы, когда ты умрешь, все по тебе плакали.

Вадим Дишкант

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢