Мания величия: российский бизнес объединяется в мегахолдингы

Публікації

Экономический кризис в России стал толчком для дальнейшей концентрации капитала. Инициатива объединения компаний в «мегахолдинги» официально идет снизу, однако главным заинтересованным субъектом этого процесса является государство. Очевидно, что опыт нефтегазовой отрасли, где правительство ведет прямой диалог с ограниченным числом крупных корпораций, а не множеством рыночных субъектов, оказался достаточно успешным, поэтому данная практика может быть распространена на ГМК и химическую промышленность.

В последнее десятилетие в России прослеживается четкая ориентация на укрупнение и концентрацию капитала в рамках ограниченного количества финансово-промышленных групп, активным участником которых выступает государство. Создание подобных структур в стратегически важных отраслях экономики, очевидно, продиктовано особенностью складывающейся в РФ модели экономики. Идеальный экономический строй для современной России, с точки зрения ее элиты, заключается в создании некой трехуровневой модели экономики.

Согласно этой концепции, центральным звеном в стратегических отраслях хозяйственного комплекса страны должны выступать мегакорпорации, контролирующие важные и/или самые рентабельные активы. Структура акционеров данных субъектов характеризуется присутствием как государственного, так и частного капитала, в то же время, вне зависимости от пропорции различных форм собственности, решающий голос в принятии решений их стратегического развития закреплен за государством. Каждая такая квазигосударственная мегакорпорация в своей отрасли должна иметь более важный вес, чем остальные субъекты. Расширяться же до такого масштаба они, по всей видимости, будут за счет имущества неугодных олигархов. Более того, эти макроструктуры будут выполнять некие регулирующие функции, задающие тенденции в отрасли.

Второй уровень – это субъекты хозяйственной деятельности средней величины, которые должны пребывать в руках лояльных российских олигархов и играть роль неких «рабочих лошадок» в экономике.

И третий уровень – мелкие предприятия, полностью перешедшие в частные руки, что призвано создать иллюзию рыночной экономики в России.
На данный момент такой механизм апробируется во многих отраслях экономики, в частности ВПК, нефтяной и газовой промышленности. Ведущую роль в данных отраслях экономики играют «Рособоронэкспорт», «Роснефть» и «Газпром». Пожалуй, классическим можно считать пример газовой промышленности, где наиболее важные объекты (транспортная система, привлекательные газовые месторождения) находятся в подчинении у государственного «Газпрома», менее значимые – у лояльных олигархов, ну а совсем мелкие – во власти частного бизнеса, причем, независимо от его политической ориентации.

Такая экономическая модель превратила Россию в крупнейшего игрока газового рынка, а также усилила ее геополитическое влияние. Очевидно, что именно успех в данной сфере, стал толчком для распространения подобной практики на остальные отрасли экономики.

В 2005-2007 гг. указанная модель была внедрена в транспортной и авиастроительной отраслях, а также в сфере производства спецсплавов. Единственная важная сфера российской экономики, где присутствие государства все еще незначительно, – это горно-металлургический комплекс. Однако уже в ближайшем будущем и этот сектор экономики может превратиться в конгломерат 3-4 полугосударственных мегахолдингов.

В начале текущего года, после долгого периода согласований позиций «Норникель», «Металлоинвест» и «Русал» направили на одобрение в правительство план создания объединенной мегакорпорации. В ходе обсуждения формата будущей компании высказывались предложения о присоединения к ней также «Мечела», «Уралкалия», «Evraz Group» и «ВСМПО-ависмы». При этом государство в лице «Ростехнологий» должно получить 25% акций новой структуры, а частные акционеры от 4% до 11% акций.

Среди претендентов на поглощение данным мегахолдингом много бизнесменов, которые не разделяют убеждения в том, что такая структура будет эффективной. Интересно, что о возможности интегрирования своих активов в будущее объединение, собственники некоторых предприятий узнали только из прессы.

Позиции противников создания «мегахолдинга» пока что сильны, поскольку эту идею саботирует основной владелец ОК «Русал» Олег Дерипаска. Несмотря на публичную декларацию о готовности войти в такое объединение, он продолжает сопротивляться попыткам втянуть его бизнес в холдинг. Вариант участия в нем олигарх рассматривает как крайнюю меру на случай, если его компания не сможет расплатиться с долгами. Напомним, что общая задолженность «Русала» составляет 16,8 млрд долл. Долги перед российскими кредиторами равны примерно 2,1 млрд долл., перед группой «Онэксим» Михаила Прохорова – 2,8 млрд долл. (из них 2 млрд долл. уже реструктуризировано), а перед ВЭБом – 4,5 млрд долл.

Именно долги перед государством являются для О.Дерипаски самыми проблемными. Правительство заняло выжидательную позицию, и не очень охотно идет на их реструктуризацию, что может свидетельствовать о заинтересованности в национализации горнорудного бизнеса российского олигарха, после признания его неплатежеспособности.

Формально же правительство РФ не говорит о планах национализации промышленных активов, подчеркивая готовность оказать помощь отечественному бизнесу. В то же время, российские власти очень лояльно относятся к созданию мегахолдингов экономики. В частности о том, что власти РФ в принципе поддерживают концентрацию капитала, заявил первый вице-премьер Российской Федерации Игорь Шувалов. Он допустил, что крупные российские предприятия металлургии и по выпуску химудобрений могут объединиться в мегахолдинги. «Мы поддерживаем ответственные подходы, чтобы создавались новые бизнес-единицы, которые способны были бы конкурировать в мире», – сказал чиновник. Такие попытки объединения, по его словам, связаны с тем, что предприятия пытались найти новую стоимость, которая должна появиться в результате возможного объединения и которая позволит реструктуризировать кредиторскую задолженность компании. «И если эти процессы приводят к тому, что появляется более сильное предприятие, способное рассчитаться по долгам, способное производить высококачественную продукцию, генерировать доходы для обеспечения технологического перевооружения, то такое слияние мы поддерживаем», – отметил первый вице-премьер.

При этом, как отметил правительственный чиновник, если такая компания и будет создана в металлургии или в сфере производства химудобрений, то в созданном концерне не будет ни одного главного акционера. «Это будут корпорации, построенные по совершенно другим правилам, где руководит собрание акционеров, наблюдательный совет, менеджмент компании», – сказал И.Шувалов. Первый вице-премьер также добавил, что в настоящее время подобные возможности объединения серьезно обсуждаются с акционерами компаний.

Между тем, практика создания разнопрофильных мегаконгломератов с участием государства, является весьма неоднозначной. Как показывает опыт, они эффективно выполняют политические задачи (как-то скупить крупнейшие объекты в соседних странах), однако демонстрируют очень низкую экономическую эффективность. Правда, обладая политической поддержкой Кремля, завоевывать локальные рынки часто можно и без конкурентных преимуществ в продукции.

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢