Обед с МВФ вместо ужина с Путиным

Точка зору

Заседание Кабмина ведет «вице-канцлер» Турчинов. Юлия Владимировна оделась во все лучшее и пошла встречать миссию МВФ. Причем с утра. Хотя та прибывает к обеду. Обед у Тиффани, пардон, у Вуиттона должен дать ответ на главный вопрос: эти вашингтонские стерляди дадут нам, наконец, денег после того, как G-20 им самим пообещала новые вливания, или нет? Вопрос актуален, ибо все страны, где ЮВТ побиралась еще, нам отказали…

Литературно-сценарные эксперименты в совокупности с юбилеем Гоголя существенным образом отразились на риторике второго лица в Кабмине. Говорить он стал прямо как городничий в «Ревизоре». "Я хочу начать с приятной новости: сегодня после обеда в Украину прибывает миссия Международного валютного фонда, и мы возобновляем активное и, я надеюсь, результативное сотрудничество", – сказал Турчинов и по-шамански улыбнулся.

Президент Ющенко, видимо, задетый за живое тем фактом, что право первой ночи с МВФ досталось не ему, а Юле, специально сбежал в загранкомандировку. Поскольку выбор стран, еще приглашающих его к столу, сузился неимоверно, он поехал в Азербайджан. Баку – хороший город, там снимали отдельные эпизоды «Бриллиантовой руки» с клоуном Никулиным в главной роли. Наш клоун и по совместительству гарант Конституции перед отъездом небрежно заметил, что намерен встретиться с представителями миссии МВФ то ли по возвращению из Азербайджана, то ли до: в переводе с дипломатического языка на обычный это означает «время мне еще не назначено». Попутно он подколол «нашу кыцю», заявив: «Убежден, что ближайшие два дня надо посвятить вопросу, как склонить правительство к принятию реальных макропоказателей».

«Кыця» тем временем сообщила широкой общественности, что решение МВФ направить в Украину миссию для обсуждения получения Украиной второго транша кредита stand by подтверждает правильность экономических действий, предпринимаемых Кабинетом министров.

На самом деле возвращение миссии ничего не означает, кроме того, что у МВФ появились деньги. Да-да, именно так: в западной прессе давно муссируется слух, что финансовый источник крупнейшей донорской структуры мира почти иссяк. Конечно, не настолько, чтобы не платить зарплату чиновникам или не давать кредиты своим, но уже не позволяет разбрасываться миллиардами для экономик третьего сорта. Даже ради благородной цели: чтобы наши банки вернули свои долги западным кредиторам.

Только после обещания G-20 выделить дополнительные $750 млрд. на финансирование Фонда, в МВФ приободрились. Однако нас это не касается. Как в известной рекламе пива, где повар, хлебнув пенного напитка и размякнув от наплыва дрожжевых эмоций, поцеловался с гусем, но это не помешало впоследствии нафаршировать птицу яблоками и зажарить. Перефразируя рекламный слоган «Ця м’якість стосується тільки пива», можно сказать: приподнятое настроение МВФ не распространяется на обязательства, взятые на себя руководством Украины и записанные в Меморандуме с МВФ.

Еще 3 апреля, когда Международный валютный фонд подтвердил намерение вернуть в Украину свою миссию, нам выставили жесткое условие: принятие в парламенте в течение 13-17 апреля второй части антикризисного пакета, касающейся «стабилизации финансового состояния Пенсионного фонда» и «сбалансирования бюджета» НАК «Нефтегаз Украины». То есть всего того набора законов, который депутаты в прошлый раз провалили (напомним, что поддержаны были только повышение акцизов на табак и алкоголь).

Законы, на которых настаивает МВФ, ничего хорошего не несут. Ни изменение системы взносов в Пенсионный фонд, ни выделение НАКу 6,1 млрд. грн. дополнительного финансирования на покрытие разницы стоимости импортируемого природного газа, отпускаемого бюджетным организациям и учреждениям, не способствуют улучшению экономической ситуации в стране. Напротив, чтобы пополнить баланс «Нефтегаза» (дабы нивелировать риск объявления им дефолта по многочисленным внешним обязательствам), деньги снимут с других важных бюджетных статей. Значит, их не получит коммунальное хозяйство, безработные, медицина, которым и так – быть бы живу.

С другой стороны, если еще недавно правительству казалось, что $1,85 млрд. из общей кредитной линии в $16,4 млрд. – это не такие большие суммы и можно не особо прогибаться ради их получения, то после систематических «отлупов» с разных сторон, от всех, у кого правительство просило взаймы, ценность МВФовского транша повысилась в разы. Причем, несмотря на то, что Фонд тянет время и жилы, подтягивая срок выделения второй «подачки» ближе к лету, когда подходит срок пиковых выплат украинских банков по внешним долгам. В общем-то, здесь он прав: только дай деньги заранее, Юля их пустит на бюджет (если поймает), и по целевому назначению – т.е. обратно за границу – они просто не попадут.

Во всей этой ситуации самое забавное именно то, что деньги МВФ не решают главной проблемы, стоящей перед правительством Юлии Тимошенко: как отодвинуть коллапс в экономике хотя бы на второй день после выборов президента?

Японский вояж не принес Тимошенко-сан даже пенсии для гейши. Все было замечательно, за исключением одного – практического результата. Саудовская Аравия, у которой мы неосмотрительно тоже попросили денег, сама переживает инфляцию в 1000% и думает тяжкую думу, есть ли жизнь после нефти. Ей слегка не до нас. В лучшем случае (если будем сильно настойчивы) подарят верблюда.

Россия, на которую Кабинет министров возлагал самые большие надежды, считает, что кредит нам они уже дали. Это когда авансом оплатили транзит в сумме $1,5 млрд. И за это забрали бонус в виде «Внешэкономбанка». Так что трудно даже представить, какой подвиг надо совершить, чтобы получить еще $5 млрд., и что такого вкусненького предложить потенциальному кредитору. Брюссельские соглашения по ГТС, которые так не понравились Москве, явно на чашу весов не ложатся. Говорят, Юлия Владимировна надеялась таким образом немного «шантажнуть» Путина. Но, глупышка, забыла одну существенную деталь: пока она трудилась экономистом на заводе и открывала в Днепропетровске комсомольские видеосалоны, Владимир Владимирович работал советским резидентом в Германии. Квалификация отличается. И весьма существенно. Шантажа не получилось.

Напротив, намеченный на сегодня (т.е. 8 апреля) визит Юлии Тимошенко в Москву пришлось отменить. Хотя еще два дня назад надежда на него сохранялась. Не случайно в последний день – вечером 6 апреля – «Нефтегаз Украины" рассчитался с ОАО "Газпром" за мартовский газ. Люди из окружения премьера прогнозируют, что Тимошенко и Путин встретятся 1 мая. К тому времени уже выяснится срок получения второго транша и комплекс уступок, на который пошла Украина. К тому же у Тимошенко есть время собрать гостинцы для Путина: то ли предложить россиянам «Укртелеком», то ли кусочек трубы, обещанной в Брюсселе европейцам. Задание усложняется тем, что Москва не оглашает список желаний. Кроме, пожалуй, отказа от брюссельских соглашений, которые в отношении Украины и так не будут выполняться.

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢