Киотский протокол: до 2012 года бояться нечего

Публікації

В Украине снова оживилась дискуссия о проблемах глобального изменения климата. 18 марта Япония подписала с Украиной договор о покупке квот на выбросы парниковых газов в рамках механизмов Киотского протокола, а затем в Киеве прошли Первый украинский бизнес-саммит, организованный Представительством ООН в Украине при поддержке Минприроды, и конференция «Киотский протокол: как привлечь инвестиции для модернизации украинских промышленных компаний?». О том, какие перспективы в этом процессе у отечественных предприятий корреспонденту «Минпрома» рассказал Директор по промышленной безопасности и экологии компании «Метинвест Холдинг» Сергей Рябов.

Сергей, как известно, одним из действенных международных механизмов по снижению выбросов парниковых газов является Киотский протокол, ратифицированный Верховной Радой Украины еще в 2004 году. Как Украина сегодня может использовать положения данного документа?

Киотский протокол вступил в действие в 2005 году. Основная цель документа – до 2012 года сократить общие выбросы парниковых газов на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. В Киотском протоколе на уровне предприятий предусмотрены так называемые гибкие механизмы (проекты Совместного Осуществления), которые позволяют предприятиям, на которых происходит сокращение выбросов парниковых газов, передавать (продавать) эти сокращения предприятиям тех стран (Европейский Союз, Япония и др.), у которых есть проблемы с выполнением критериев Киотского протокола. Практический смысл данного инструмента заключается в том, что атмосфера у нас общая, и не имеет значения, в какой точке планеты сокращаются выбросы. В Киотском протоколе предусмотрен также механизм торговли выбросами парниковых газов на уровне стран. Продавцом квот может быть страна, у которой есть излишек квоты парниковых газов по сравнению с 1990 годом. В этот список попадает и Украина, которая имеет излишек квоты и потенциально до 2012 способна продать около 1 млрд.т. СО2 экв. из этого излишка.

Таким образом, для Украины на сегодня возможно использование двух механизмов Киотского протокола: торговля излишками квот и проекты совместного осуществления. Причем излишки квот может продавать, только государство по так называемой «схеме зеленых инвестиций» (СЗИ). Это значит, что все средства, получаемые в результате эмиссионной торговли, должны использоваться исключительно на целевые проекты, направленные на сокращение выбросов газов, на увеличение их поглощения и адаптацию к изменению климата. Покупателями этих квот будут являться страны, с которыми Украина уже подписала международные соглашения в этой сфере, это – Япония, Канада, Франция, Нидерланды и Испания. Ведутся также переговоры с правительствами Германии и Австрии. Приоритетными получателями этих средств являются муниципальные и государственные предприятия, прежде всего из сектора жилищно-коммунального хозяйства.

В Украине создана необходимая законодательная и нормативная база для внедрения механизмов Киотского протокола, как для проектов совместного осуществления, так и для СЗИ. Более того, Украина с апреля прошлого года занимает первое место в рейтинге стран (Point Carbon), принимающих проекты совместного осуществления. По информации Национального агентства экологических инвестиций Украины на данный момент выдано более 120 писем-поддержки, а более 20 из этих проектов получили письма-одобрения, или другими словами, эти проекты признаны Украиной киотскими проектами. В случае успешной реализации этих 120 проектов, украинские предприятия смогут сокращать около 25 млн. тонн СО2 экв. в год и получать порядка 250 млн. евро в год (до 2012 года включительно) дополнительного финансирования для энергоэффективных и модернизационных проектов.

Проекты совместного осуществления интересны частным компаниям, так как позволяют:

1. Частично или полностью окупить затраты на реализацию энергоэффективных и модернизационных проектов. Средства, которые можно получить от продажи сокращений выбросов парниковых газов, могут покрыть от 5% (проекты повышения энергоэффективности) до 100% (проекты утилизации шахтного метана) основных инвестиций.

2. Привлечь иностранные инвестиции, причем даже в нынешних кризисных условиях. Инвесторы сегодня готовы вкладывать средства в подобные проекты под будущие доходы от сокращения объемов выбросов парниковых газов.

3. На деле продемонстрировать корпоративную социальную ответственность бизнеса за счет реального вклада в противодействие глобальному изменению климата.

Что делается на предприятиях группы «Метинвест» в данном направлении? Есть ли уже какие-то конкретные результаты?

– Группа «Метинвест» использует механизмы Киотского протокола с 2006 года. В рамках программы идентификации возможностей снижения выбросов, в последние годы осуществлена их инвентаризация практически на всех крупных предприятиях компании. На разных стадиях реализации сегодня находится 10 проектов совместного осуществления, которые можно условно сгруппировать в три группы:

1. Утилизация шахтного метана (шахты объединения Краснодонуголь);

2. Производство тепла и электроэнергии из отходящих газов (коксохимические и металлургические предприятия);

3. Мероприятия по повышению энергоэффективности производства (реализуются практически на всех предприятиях).

23 марта 2009 года успешно прошел окончательную регистрацию проект Совместного Осуществления на шахте «Суходольская-Восточная» (объединение Краснодонуголь), которая входит в группу «Метинвест». Суть проекта: перевод шахтной котельной с угля на шахтный метан, что за период до 2012 года позволит уменьшить выбросы парниковых газов примерно на 300 тыс.тонн СО2 экв.

В развитых странах крупные промышленные компании не только используют механизмы Киотского протокола, но и участвуют в различных исследовательских проектах по изменению климата. Планирует ли Метинвест подключиться к подобным проектам?

– «Метинвест» уже подключился. Специалисты объединения Краснодонуголь с ноября 2008 года принимают участие в проекте Европейской комиссии по внедрению передовых технологий утилизации шахтного метана. Проект рассчитан на три года. В рамках данного исследования анализируется возможность производства из метана сжиженного газа, который впоследствии можно будет использовать на АЗС в качестве автомобильного топлива. Европейская Комиссия выделила около 300 тыс. евро на исследовательские мероприятия, а в случае реализации инвестиционного проекта по производству сжиженного газа готова компенсировать поставщику оборудования 1 млн. евро, что составляет около 25% от общей стоимости инвестиционного проекта на общую сумму в 4 млн. евро.

С осени 2007 года «Метинвест Холдинг» является первой и пока единственной украинской компанией, которая стала членом ассоциации World Steel, объединяющей крупнейших мировых производителей стали. Практически сразу «Метинвест» присоединился к долгосрочному проекту World Steel по расчету углеродной интенсивности для металлургической промышленности, как в мировом масштабе, так и по регионам. Исследование поспособствует определению приоритетных мероприятий и технологий, направленных на снижение выбросов парниковых газов до 2050 года.

Таким образом, можно констатировать, что реализация механизмов Киотского протокола – это эффективный и практически безрисковый способ экологической модернизации отечественной промышленности?

– К сожалению, это не совсем так. Государство Украина и отечественный бизнес до 2012 года (год окончания действия Киотского протокола) действительно будут иметь только выгоды от механизмов Киотского протокола. Правила игры на так называемый пост-Киотский период планируется утвердить только в декабре текущего года в Копенгагене. И в зависимости от окончательной редакции нового документа могут появиться значительные риски для бизнеса, обусловленные введением:

1. Секторального подхода, при котором выбросы парниковых газов будут рассчитываться не в абсолютных величинах, а в относительных, т.е. выбросы на единицу продукции. Так как отечественные предприятия, на данном этапе, значительно более энергоемкие, чем у многих стран-конкурентов, то, при новом подходе, они вполне могут превратиться из продавцов сокращений выбросов в их покупателей.

2. Запрета на импорт в страны ЕС товаров с высокой углеродной интенсивностью. Прежде всего, это касается металлургии, но потенциально это новшество может задеть и прочие энергоемкие отрасли украинской промышленности.

3. Лимита для предприятий на выбросы парниковых газов по аналогии с вредными газами. Но это внутренний риск для Украины, так как напрямую зависит от решений украинского правительства.

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢