Трубой по мозолям

Точка зору

Удивив Европу своим единством, украинские власти подписали пока еще только декларацию о модернизации своей газотранспортной системы. Россия на это отреагировала так, будто у нее попытались отобрать половину нефтегазовых скважин. Неужели успех Украины оказался настолько большим, а мозоль россиян – такой болезненной?

Российская делегация демонстративно покинула Брюссельскую инвестконференцию, фыркнув о «неинтересности» того, что происходило при участии первых лиц Украины, еврокомиссаров и представителей международных финансовых организаций. Позже премьер РФ Владимир Путин на экстренной пресс-конференции заявил, что подписанная в Брюсселе декларация «непродуманная, непрофессиональная и просто несерьезная», поскольку в этом не участвовал поставщик газа – Россия. Досталось и Европе: Путин пригрозил пересмотром отношений со странами Евросоюза, если будут игнорироваться интересы Москвы в энергетической сфере. Но больше всего стрел было выпущено в сторону Киева: Минэнерго РФ предупредило, что может пересмотреть газовые контракты с Украиной, их МИД предупредил о возможном подорожании газа. А на следующий день президент Дмитрий Медведев сообщил и об отмене апрельской встречи премьеров двух государств до «прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны» после подписания декларации Украина – ЕС.

Шквал возмущения был вызван всего лишь совместным заявлением о путях модернизации украинской газотранспортной системы, под которым стоят подписи представителей Еврокомиссии, финансовых организаций и украинского руководства. В документе нет ни конкретных сумм, ни условий, на которых будут предоставлены средства, ни объектов инвестирования. Но в Москве уже просчитывают последствия этой декларации. И россияне от них явно не в восторге.

Правильный акцент

На самом деле Брюссельская инвестконференция, посвященная модернизации украинской ГТС, – большая удача.

Во-первых, потому что она вообще состоялась, причем на высшем уровне, с привлечением самых нужных участников. Сорвать конференцию могли противостояние премьера и президента, «маски-шоу» в «Нафтогазе» и затягивание Украиной согласования текста декларации. Но, к счастью, все получилось.

Во-вторых, подписанный документ – карт-бланш для Украины в продвижении своих интересов на дальнейших переговорах с Европой. Автографы же представителей международных финансовых институций – индикатор их готовности выделить такие необходимые сегодня Украине средства.

Ну и, в-третьих, нервная реакция Москвы на события в Брюсселе подтвердила: Украина может найти ей альтернативу. Да и Европа, в принципе, может сэкономить на дорогостоящих новых газопроводах, которые предлагает строить Россия.

Интересна и общая картина в энергосфере Европы. За неделю до Брюссельской конференции ЕС решил, что не будет напрямую финансировать проект альтернативного газопровода Nabucco, который призван обеспечить транспортировку газа из Каспийского региона через Турцию (минуя Россию) в страны Евросоюза. Изначально по линии ЕС планировалось выделить €250 млн., затем сумму сократили до €50 млн. Окончательную судьбу Nabucco решит майский саммит в Праге, но исключение его из списка проектов, финансирование которых предусматривалось отдельной строкой за счет казны ЕС, говорит об охлаждении интереса к этому проекту. Логика Евросоюза понятна: в условиях кризиса финансировать строительство таких масштабных проектов (общей стоимостью €8 млрд.) – роскошь, и стоит найти варианты подешевле.

Это вовремя подметили в Киеве, и на Брюссельской конференции Юлия Тимошенко сделала правильный акцент: «Сегодня много говорят об альтернативных путях поставок газа в обход Украины. Но строительство новых газопроводов – это десятки миллиардов долларов. А если в украинскую ГТС вложить $5,5 млрд., это увеличит ее пропускную способность на 60 млрд. кубометров. Назовите мне хотя бы один, более экономически эффективный проект», – подчеркнула премьер.

Важные последствия

Подписанное в Брюсселе заявление содержит несколько важных положений. Политический контекст: украинская ГТС является неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры и одновременно государственной собственностью Украины.

Экономическая составляющая: Европа согласна инвестировать в увеличение пропускной способности украинской транзитной «трубы» на 60 млрд. кубометров в год. Но для этого Кабмин должен обеспечить независимость оператора ГТС юридически и экономически. По неофициальным сообщениям представителей украинского дипкорпуса, это было главным условием представителей ЕС, которое, кстати, достаточно негативно восприняла Юлия Тимошенко.

Европейские «спонсоры» считают, что доходы от транзита, которые получает оператор – «Укртрансгаз» (дочка «Нафтогаза»), – должны будут идти на будущий кредит, а не на покрытие убытков разбалансированной материнской структуры. В свою очередь, премьер понимает, что НАКу без «Укртрансгаза» придется затыкать дыры разве что дальнейшим повышением цен на голубое топливо для внутренних потребителей.

Ну а россияне в этом «суверенитете» компании – оператора транзита усмотрели коварство: «Значит ли это, что кто-то хочет воспользоваться кризисными явлениями в экономике, чтобы отобрать у Украины ее ГТС? Если это так, то это плохой способ решения проблем», – назидательно изрек Владимир Путин. На самом деле, именно россияне, как никто, понимают, что освобождение «Укртрансгаза» вместе с трубой из-под крыла НАКа лишит их возможности заполучить все активы «Нафтогаза» (хоть из-за долгов, хоть с помощью иной схемы). Также в Москве хорошо осознают, что увеличение транзитных мощностей Украины с нынешних 120 млрд. хотя бы до 180 млрд. кубометров газа в год резко снизит значение лоббируемых россиянами проектов – Северного и Южного потоков (обходные газопроводы по дну Балтийского и Черного морей).

Сколько Украина получит денег на модернизацию ГТС, станет известно после экспортной оценки проектов, представленных в мастер-плане. Он предусматривает финансирование на уровне $2,57 млрд., предназначенных для замены компрессорных станций, ремонта линейной части трубопроводов и реконструкции подземных хранилищ газа. Кстати, по оценкам ЕС, Украине необходимо €2,5 млрд. только для того, чтобы сохранить текущие эксплуатационные мощности.

Остается туманным один вопрос: объемы транспортируемого газа. Объективно – Россия действительно снижает его добычу (за последние месяцы она упала на 25%). И если тенденция не изменится, а кризис накроет российскую газо- и нефтедобычу, будет ли что перекачивать украинской ГТС?

Новини

23 Лютого 2024

Ціни на газ в ЄС впали до рівня 2021 року

93% продукції українських аграріїв експортується через порти Великої Одеси та Дунаю

Через блокаду кордону з Польщею уряд розробляє низку логістичних проєктів

Вартість автогазу у мережах АЗС за тиждень зросла майже на гривню

З 1 березня Кабмін проіндексує пенсії, вони зростуть аж на 300 грн

США запроваджують нові санкції проти Росії

Блокада кордону шкодить і Україні і Польщі – Висоцький

Україна виходить на довоєнний рівень експортних обсягів – Шмигаль

Світове виробництво чавуну у січні залишається на стабільному рівні

Україна на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Україна експортує електроенергію у п’ять країн ЄС

Німецький газовий гігант планує інвестувати 500 млн євро у водневу інфраструктуру

Євросоюз ухвалив 13-й пакет санкцій проти Росії

Українські виробники сталевих труб збільшили експорт продукції на 51,6%

JSW Steel може придбати частку в австралійського постачальника вугілля

ArcelorMittal налагодила випуск рейок у Польщі

ВСІ НОВИНИ ⇢