Чим заробляти в Україні: руками чи інтелектом?

Точка зору

Стоит ли стимулировать производство? Думаю, большая часть жителей Украины ответят на этот вопрос утвердительно.

Согласно с этим тезисом и правительство. Именно лозунг поддержки национального производства стал основным поводом для введения дополнительной 13-процентной антикризисной пошлины на некоторые группы иностранных товаров.

Однако попытайтесь немного абстрагироваться от вышеуказанного постулата и посмотрите на собственные мобильные телефоны. С какой страной вы их ассоциируете? Nokia – с Финляндией, Samsung – с Кореей, Apple IPhone – с Соединенными Штатами.

Мало кто сразу вспомнит, что большинство аппаратов произведено в Китае. А какая страна получает основную выгоду от продукта? Производитель или же владелец бренда?

"Любовь" к процессу производства в нашем сознании является логичным следствием советского прошлого. В тогдашней эре дефицита продавалось все, что было произведено. Уровень мышления многих руководителей с того времени изменился мало.

Производство для них – священная корова, а его стимулирование – наиболее естественное капиталовложение. Этим людям никогда не понять причину, по которой Nike не желает иметь ни одной собственной фабрики.

Гораздо логичнее для них утверждение, что помешать "процветанию" предприятия при исправно работающих производственных мощностях может только нерешенный вопрос о реализации продукции.

В понимании этих руководителей продукцию необходимо именно "реализовать". Не торговать ею, не продавать ее, а именно "реализовать". Формулировка является воплощением для всего устаревшего и немодерного, которое сидит в умах части отечественного менеджмента.

Руководители крупных предприятий, являясь производственниками до мозга костей и отлично разбираясь в технологическом процессе, практически не знают азов маркетинга. Кадровая политика в маркетинге для них – это "девочки после института" в отделе "реализации". Об эффективности их работы говорить не приходится.

В результате страдает само производство: мощности загружаются максимум на половину, а то и меньше. Станы могут и должны работать на полную мощность, но складывается впечатление, что это никому не нужно. Почему? Потому что продажами никто всерьез не занимается – происходит лишь "реализация" и "сбыт".

Столь искреннее увлечение постсоветского менеджмента производственным процессом вызывает искреннее удивление их западных коллег.

Интересно, согласятся ли владельцы Nike обменять 25% акций своей компании на все швейные фабрики Юго-Восточной Азии, где сосредоточено мировое текстильное производство? Очень сомнительно.

Аналогично отношение транснациональных корпораций и к производству на территории Украины.

Большая часть автомобилей Chevrolet, Hyuindai, KIA, реализуемых в стране, производится тут же. Кто же получает основную прибыль от их продажи? Производители или владельцы брендов?

Собственник бренда Chevrolet корпорация General Motors достаточно тихо перенесла выпуск модели Aveo из Кореи в китайский Шанхай, что позволило снизить себестоимость продукции.

Естественно, цена при этом не упала. Ведь покупатели привыкли, что Chevrolet Aveo – автомобиль корейский и готовы платить за него на 30-40% больше, чем за аналоги от китайских брендов.

А теперь вопрос: на что необходимо ориентироваться в большей мере – на маркетинг или на производство? Пусть каждый ответит сам, что ценнее для интересов государства.

Конечно, создавать необходимо не просто хорошую торговую марку, а бренд международного масштаба. Такой, чтобы у потребителя при виде ее логотипа возникала устойчивая ассоциация с яркими позитивными категориями.

Две основные функции для создания бренда – это маркетинг и инновации. Именно на стимулирование этих экономических составляющих и должно быть направлено внимание украинского менеджмента.

Современная экономическая практика достаточно просто смотрит на организацию производственного процесса. Основным критерием называют банальную минимизацию издержек.

Исключениями при этом являются особенности логистики продукта – если товар выгодно транспортировать лишь на небольшие расстояния, или наличие производственных ноу-хау – в этом случае выпуск продукции подрядчиком чреват разглашением коммерческой тайны.

Производственное ноу-хау – один из лучших источников для создания крупного бренда. Однако сделать инновационную продукцию настоящим брендом способен только качественный маркетинг.

Музыкальный плеер формата mp3 был изобретен компанией Creative, но все сливки от него достались фирме Apple с его "айподами".

Владелец инновационной идеи остался не у дел из-за того, что не смог создать грамотной стратегии собственного продукта. В противоположность этому продвижением "айпода" занимался лично Стив Джобс.

Разговор о создании и продвижении брендов особенно актуален для Украины. В стране есть для этого и необходимые свободные финансовые ресурсы, и высококвалифицированная рабочая сила, и грамотные специалисты по продвижению продукта.

Конечно, в некоторой мере процессу не способствует предвзятое отношение населения к отечественным товарам, но это явление временное.

Аналогичные настроения в обществе не помешали словенцам сделать Gorenje брендом, не уступающим Bosch или Electrolux ни в отношении качества, ни цены. А чем не бренд Skype? Эстонский продукт. А компания-собственник этого бренда сейчас оценивается в 9 миллиардов долларов.

Новые технологии, инновации – именно такую деятельность необходимо стимулировать в государственных масштабах. Не нужно строить новые мебельные фабрики, нужно делать новые IKEA.

По такому пути пошли предприниматели из той же Эстонии. Несмотря на то, что одежда Monton и Mosaic шьется в Китае, она воспринимается как эстонская. Вообще, пример этой страны крайне показателен. Маленькое балтийское государство с населением 1,3 миллиона человек за недолгое время создало несколько международных брендов.

С чего начать создание украинских брендов? Легче всего, конечно, с отраслей, производящих товары массового потребления.

С инновациями дело обстоит сложнее. Такой инновацией может служить любая особенность, если ее удачно "раскрутить". Чтобы отыскать такую "фишку", достаточно внимательно ознакомиться с результатами деятельности украинских научно-исследовательских институтов.

С другой стороны, можно подумать о создании мировых брендов из уже существующих. Как именно сделать из перспективных "Интерпайпа" и ДТЭКа по-настоящему мировые бренды, вопрос скорее тактический и относящийся к профессиональной деятельности специалистов маркетинга.

Более того, действительно уникальных производств в Украине немало – АНТК им. Антонова, "Турбоатом" и многие другие. Однако "Турбоатом" – это название завода, но никак не бренд. Сегодня это уже не дань традициям, а причина реальных проблем предприятия.

Недавно его французский конкурент фирма AREVA заявила о возможности начала строительства атомных реакторов для электростанций Польши и Белоруссии. Кому проще при этом выйти на восточноевропейские рынки – активно продвигающей себя AREVA или "Турбоатому"?

Не факт, что французские реакторы лучше, просто маркетинговые бюджеты компаний несопоставимы.

Принято говорить, что все, включая дверные замки и туалетные принадлежности, привозится из Китая. Дескать, это нужно делать самим. Может, и нужно, но лучше ли это будет? Может, пусть Китай выпускает свою нехитрую продукцию без особых ноу-хау, а Украина пойдет другим путем? Вопрос простой: страна будет зарабатывать руками или интеллектом?

Новини

29 Січня 2024

МАГАТЕ провело інспекцію на Південноукраїнській АЕС

Німецький Rheinmetall побудує новий завод із виробництва боєприпасів

У китайський річці Янцзи затонуло судно з вантажем російських слябів

Бразилія оштрафувала Vale, BHP та Samarco на 9,7 млрд дол

Тариф на електроенергію для населення хочуть підвищити до 6 грн

Німецькі заводи ArcelorMittal отримають від уряду 1 млрд євро на декарбонізацію

Укргідроенерго отримає від ЄБРР кредит на 200 млн євро

З початку війни Україна отримала 73,7 млрд дол бюджетної підтримки

У питанні бронювання робітників підприємств треба знайти баланс – Шуляк

У минулому році Тайвань збільшив імпорт металобрухту на 17,4%

Європа значно відстає від своїх екологічних цілей – аналіз

В Єгипті можуть скасувати антидемпінгові мита на сортовий прокат

Ціни на житло в Україні зросли на 16%

Енергосистема України працює без дефіциту

Дунайське пароплавство збільшить перевезення залізної руди до 1,5 млн тонн на рік

У 2023 році В’єтнам збільшив експорт сталі на третину

ВСІ НОВИНИ ⇢