LNG-терминал вывели в люди

Публікації

Украинские власти наконец-то внесли хоть какую-то ясность в Национальный проект "LNG-терминал", ставший уже нарицательным для epic fail стартапов нашего правительства. На прошедшей 17 мая Международной конференции "Мировая революция LNG: энергетическая независимость Украины" были названы конкретные даты и этапы строительства терминала по приему сжиженного газа в Украине.

В начале весны стало известно, что Украина выбрала новый вариант получения сжиженного газа – аренду плавучей установки (так называемая технология FSRU). Теперь же стало ясно, чем она выгодна – быстрыми темпами реализации и относительно небольшой стоимостью – 60 млн долл. в год. По информации Госинвестпроекта, капитальные затраты на установку платформы составляют 856 млн евро, а эксплуатационные расходы – 44 млн евро.

Реализовывать эту часть проекта будет американская компания Excelerate Energy, которая в апреле начала подготовку инженерных работ для размещения морской платформы в акватории порта "Южный" и, как обещает руководитель InvestUkraine, глава Координационного совета ГП "Национальный проект "LNG-терминал" Сергей Евтушенко, должна закончить их на текущей неделе. По его словам, по оптимистичным прогнозам к последнему кварталу 2014 года будет технически возможно поставлять газ с помощью FSRU, максимальная пропускная способность платформы должна составить 5 млрд куб. м в год. Украина выбрала для сотрудничества именно Excelerate Energy, так как специалисты этой компании первыми придумали и коммерциализировали подобную технологию. Американцы владеют 8 суднами для трансферта сжиженного газа и работает в полном цикле этой индустрии: закупка газа, его сжижение, транспортировка и регазификация.

В то же время глава Госинвестпроекта Владислав Каськив заверяет, что от наземного базирования терминала никто не отказывался. Это будет второй этап реализации проекта по параллельной инвестиционной модели; его планируют запустить в 2018 году и пропускать он будет уже вдвое больше газа – 10 млрд куб. м в год. Капитальные затраты на вторую фазу строительства составят 846 млн евро, а эксплуатационные – 40 млн евро. Польское подразделение международной компании ILF обеспечит выполнение предпроектных и изыскательских работ в рамках разработки первой стадии проектирования наземной части терминала. А С.Евтушенко также сообщил, что в течение 2013 года будет создан консорциум по наземной фазе проекта.

Кстати, еще в марте Президент Виктор Янукович поручил Государственному агентству по инвестициям и управлению национальными проектами и Министерству энергетики и угольной промышленности до конца июня 2013 года заключить договоры с инвесторами на строительство LNG-терминала. По подсчетам Госинвестпроекта, после заключения всех контрактов доля украинского капитала в проект составит 30%, а заимствованного – соответственно 70%; выплачивать долги за терминал мы будем на протяжении 25 лет.

Таким образом, по словам вице-премьер-министра Юрия Бойко, технический этап подготовки к строительству терминала практически завершен, следующий этап – коммерческий. Здесь намечены переговоры с Турцией о проходе танкеров со сжиженным газом через подконтрольные Турции проливы Босфор и Дарданеллы. Эксперты думают, что этот вопрос не должен стать проблемным. Ранее представители юридической компании Baker Botts, специализирующейся в сфере энергетики, предоставили юридическое заключение о возможности беспрепятственной транспортировки газа через проливы Босфор и Дарданеллы. В частности, согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, ограничения на проход проливом могут применяться только для военных кораблей, или если Турция будет находиться в состоянии войны.

Несмотря на то что турецкие нормативные акты накладывают определенные ограничения на проход LNG-танкеров турецкими проливами, такие ограничения касаются безопасности судоходства и защиты окружающей среды и не должны препятствовать проходу судов при нормальных обстоятельствах. Профессор права Школы права в Лондоне Алан Райли подчеркивает, что в случае возникновения проблем с Турцией они станут международным прецедентом. Единственным аргументом со стороны турецких властей может быть негативное влияние трансферта газа на окружающую среду, но, с другой стороны, через проливы и так проходит множество танкеров с нефтью. В то же время у Турции есть свой вариант решения проблемы – в начале года премьер-министр Николай Азаров, и В.Янукович заявили, что Украина рассматривает предложение Турции о строительстве терминала на ее средиземноморском побережье.

Согласно плану Нацпроекта на Азербайджан и Туркменистан будет приходиться 5 млрд куб. м сжиженного газа или половина всей мощности наземного терминала. По долгосрочным контрактам Украина рассчитывает получать газ из Алжира, Египта, Нигерии и Катара, это по 4 млрд куб. м как с помощью плавучей платформы, так и будущего терминала на суше. На спотовые контракты должно приходиться по 1 млрд куб. м газа (20% пропускной способности всего LNG-терминала). Хотя не исключено, что пропорции могут измениться – по словам С.Евтушенко, сейчас на газовом рынке наблюдается новая тенденция: если в начале 2000 доля спотовых контрактов составляла 2%, то сейчас – 32%, а к 2015 году, по прогнозам, она вырастет до 50%.

В.Каськив и С.Евтушенко на конференции клятвенно уверяли, что никаких технических проблем для реализации данного нацпроекта не осталось. Единственной преградой, по словам В.Каськива, могут быть только политические решения. В этом контексте независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявил, что диверсификация поставок газа в нашу страну искусственно тормозится "Укртрансгазом". Именно поэтому об LNG-терминале гораздо больше слов, чем дела. Также не исключено, что приостановка реализации проекта – одна из уступок, которую может потребовать Россия взамен на снижение цены импортируемого газа.

Кстати, эксперты совершенно не разделяют оптимизма властей касательно строительства терминала и вообще его необходимости в Украине. А.Нарбут убежден, что наиболее оптимальное решение для Украины – опираться на уже существующую инфраструктуру, которая могла бы работать в реверсном режиме. Так, только по одной трубе, по которой с 15 мая начались тестовые реверсные поставки газа из Словакии, можно получать в сутки 8 млн куб. м голубого топлива – или около 3 млрд куб. м в год. По мнению А.Нарбута, это будет самое быстрое и дешевое решение.

Иван Надеин, глава ГО "Комитет энергетической независимости Украины", также отмечает, что у украинского правительства нет единой энергетической стратегии и стратегии по диверсификации источников поставок газа. Он обращает внимание на то, что проект LNG-терминала возник как некий ответ на высокую цену импортируемого российского газа, и поэтому любые сообщения о подвижках в переговорах с "Газпромом" тормозили переговоры по его строительству. К слову, только на прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал подвижки в переговорах с Россией о пересмотре цены на газ в течение двух недель. В этом контексте возникает вопрос: нужен ли вообще Украине этот терминал?

Еще одним фактором, который ставит под сомнение целесообразность данного проекта, является то, что многие LNG-терминалы в мире не используются на 100%. Так, польский эксперт по энергетическим вопросам Роберт Зайдлер сообщил, что терминал, построенный недавно в Польше, загружен только на 65%, поэтому власти страны на данный момент рассматривают альтернативные источники использования сжиженного газа – например, как топливо для перевозчиков и дорожного транспорта, и морского – чтобы снизить выбросы в атмосферу.

Александра Кривуля

МинПром

Новини

26 Грудня 2023

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

Уряд вніс до Ради законопроєкт про мобілізацію

Maersk готується поновити рух суден Червоним морем

З початку війни бізнес отримав 173,5 млрд грн пільгових кредитів

За дев’ять місяців 2022 року банки отримали 130 млрд грн прибутку

ВСІ НОВИНИ ⇢