Пошлина, 13%. "Чертова метка" для Тимошенко

Точка зору

Просуществовав две недели, 13%-я целевая надбавка к ввозной пошлине практически "ушла" в небытие. Импортеры уверены: оставив налог на легковые автомобили и холодильники, Минэкономики "подставило" Тимошенко. Авторы законопроекта кивают в сторону недовольного Евросоюза и говорят, что поспешили с отменой дополнительного сбора.

Кабинет министров в среду практически отменил 13%-ю надбавку к пошлине на импортные товары. Она будет действовать только на автомобили и холодильники. Полностью отменить надбавку может теперь Верховная Рада, проголосовав за соответствующий законопроект.

Всю вину за закон о введении 13% пошлины на импортные товары премьер Юлия Тимошенко возложила на депутатов-лоббистов. "Она ничем не обоснована, сделана лоббистами в парламенте вопреки участию Украины в ВТО… Налог был введен без вмешательства и без поддержки правительства… Такие спонтанные действия депутатов не имеют никакой логики", – "мочила" неназванных лоббистов Тимошенко. Видимо, глава Кабмина "не знала", что автором раскритикованного ею законопроекта является коллега-бютовец Сергей Терехин.

Сам "виновник торжества" интернет-газете "СЕЙЧАС" прокомментировал ситуацию следующим образом: "Я так понимаю, представители Евросоюза на встрече с премьер-министром выразили свое недовольство этой пошлиной. Но мне кажется, правительство поторопилось с отменой. Необходимо было посмотреть на динамику платежного баланса, ведь за десять дней еще ничего не видно", – объяснил Терехин.

Политическое решение или лоббизм?

Наверное, какая-то магия присутствует в законопроекте о "чертовой дюжине", потому что даже отмена надбавки сопровождалась детективным сценарием. По словам Олега Назаренко, генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), он "собственными глазами видел документ с подписью Богдана Данилишина (Министр экономики Украины. – "СЕЙЧАС"), согласованный со всеми инстанциями, о полной отмене 13%-й пошлины". Но за день до заседания Кабмина по инициативе Минэкономики были внесены изменения.

"Почему вдруг изменилась точка зрения? Может быть, резко изменилась экономическая ситуация в стране?" – недоумевает Назаренко. И сам отвечает на свой вопрос: "Это – не политическое решение, это – чистый лоббизм на уровне Минэкономики. Люди даже не понимают, что своим решением они подставили Тимошенко".

В то же время Назаренко не спешит во всем винить бютовцев. "Я бы согласился с этим, если бы речь шла только об автомобилях. Но холодильники?" – сокрушается он.

В "Samsung Electronics Украина" не склонны драматизировать ситуацию с введением дополнительной пошлины. По данным аналитиков компании, объем отечественного рынка холодильников в 2008 году составлял 1,3 млн. штук. ($707,521 тыс.). В этом году рынок "просядет" до 900 тыс. штук ($417,7 тыс.).

Эксперты отмечают: сегодня тенденции таковы, что люди, будучи стесненными в средствах, стали меньше покупать товары, принадлежащие к сегментам выше среднего. Фактор цены имеет гораздо большее влияние на решение о покупке (60% против 40%). "В то же время фактор дизайна утратил свою важность (5% влияния на покупку против 25% ранее), – говорит интернет-газете "СЕЙЧАС" Юрий Погребняк, директор направления потребительской электроники "Samsung Electronics Украина". – А вот имя бренда продолжает играть значительную роль (35%), ведь в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребитель не может рисковать и приобретать товары, в надежности которых не уверен. Он все больше обращает внимание на мнение экспертов и друзей. Поэтому, несмотря на введение пошлины, мы предполагаем, что это повлияет на спрос, но некритично".

Черная кошка в темной комнате

Хотя когда закон принимали, никто и не скрывал, что его основная цель – помочь отечественному производителю в борьбе с импортными товарами. В этом случае сохранение 13%-й надбавки было выгодно представителям ведущих политсил.

Напомним, что крупнейшим украинским автопроизводителем является Запорожский автозавод, входящий в корпорацию "Укравто" народного депутата от БЮТ Тариэла Васадзе. Корпорация "Богдан" входит в группу "Укрпроминвест", совладельцем которой является кандидат в правительство Тимошенко и председатель совета НБУ Петр Порошенко. Кременчугским автосборочным заводом владеет корпорация "Автоинвестстрой" нардепа от Партии регионов Дмитрия Святаша. Еще один регионал – Валентин Ландык – является крупнейшим акционером группы "Норд", производящей холодильники.

Поэтому и голосование за принятие законопроекта о введении пошлины в Верховной Раде 4 февраля происходило в унисон. Бютовцы дали 148 голосов, регионалы – 112.

Как быть дальше?

В ВААИД отмечают, что против последней инициативы Минэкономики выступили представители Гостаможни и Минфина. Импорт иностранных автомобилей составляет значительную часть поступлений в бюджет страны, но после вступления в силу 6 марта 13%-й надбавки в Украину авто не завозились. А терять есть что. Согласно данным Госкомстата, в 2008 году в страну было поставлено автомобилей на $11,37 млрд., что составляет 13,3% от всего объема импорта. "Если импортеры не завезут автомобили в Украину, то государство в 2009 году только в виде пошлины акциза и НДС недополучит $300 млн.", – отмечает интернет-газете "СЕЙЧАС" Игорь Билык, финансовый аналитик Astrum Investment Management.

Между тем введение дополнительной пошлины существенно осложнило наши взаимоотношения с ВТО. Япония уже пригрозила Украине ответными санкциями.

"Все не настолько драматично в этом вопросе", – говорит итернет-газете "СЕЙЧАС" Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Правила ВТО позволяют странам в случае большого дефицита платежного счета вводить временные ограничительные меры на импорт. "Если в мае на заседании организации нам удастся доказать свою правоту, никакие санкции нам не грозят", – уверен Жолудь.

Ответные меры со стороны Токио тоже существенно не повлияют на отечественную экономику. Япония входит в двадцатку крупнейших импортеров автомобилей в Украину, но находится за пределами 50 стран, наиболее значимых для отечественного экспорта. "В этом случае можно говорить об угрозе эффекта домино, когда вслед за Токио санкции могут применить более значимые для нас торговые партнеры. Например, Евросоюз", – продолжает эксперт.

И все же директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко уверен, что парламент поддержит идею полной отмены 13%-й надбавки. "Даже несмотря на сильное лобби и возможность политически "заартачиться" со стороны оппозиции", – отметил политолог интернет-газете "СЕЙЧАС". Назаренко не настолько оптимистичен. "Зная, как в Верховной Раде идет работа, оперативности с этим вопросом не будет", – резюмирует он.

Новини

31 Січня 2024

ArcelorMittal Кривий Ріг в 2023 році понад удвічі скоротив сплату податків

30 Січня 2024

Фонд підтримки енергетики України акумулював понад 400 млн євро

У Німеччині заблоковано роботу найбільших портів через протести

У 2023 році Японія збільшила експорт металобрухту на 10%

JSW Steel Limited очікує відновлення обсягів продажів сталі на внутрішньому ринку

Росія може запровадити плату за викиди вуглецю в 2028 році

НКРЕКП погодила структуру розподілу пропускної спроможності ЛЕП між Україною та Молдовою

Цієї зими уряд збереже пільговий тариф на електроенергію для населення – Шмигаль

На європейському ринку сповільнилась торгівля гарячекатаним рулоном

Уряд працює над вирішенням проблеми необґрунтованих обшуків у бізнесу

Україна збільшила споживання металопрокату більш ніж на 20%

Держборг України збільшився на 34 млрд і встановив новий історичний рекорд

Цього року з держбюджету на відновлення спрямують майже 11 млрд грн

Попит на газ в ЄС спричинить нові інвестиції у викопне паливо на 223 млрд дол – дослідження

Європа витрачає 2% ВВП на боротьбу з промисловим забрудненням

Фонд держмайна залучив від приватизації ще 140 млн гривень

ВСІ НОВИНИ ⇢