"Титан" на глиняных ногах

Публікації

Принятое в конце февраля правительственное постановление о создании государственного холдинга "Титан Украины" способно принести его участникам больше хлопот, чем выгод. По-мичурински скрещивая на одном стволе абсолютно разные ветки титановой промышленности, Кабмин рискует получить в результате абсолютно неудобоваримый гибрид.

Суть "титанового"постановления Юлии Тимошенко такова: собрать под одной крышей три на 100% государственные предприятия — ГАК "Титан", ОАО "Сумыхимпром" и казенный Запорожский титаново-магниевый комбинат. Идея не нова, но смысла в ней немного. У каждого из перечисленных предприятий своя линейка продукции, свои рынки сбыта и пересекаются они редко, разве что на сырьевом уровне. Возведя над ними дополнительную надстройку, правительство всего лишь создаст дополнительную нагрузку на три столбовые объекты холдинга, хотя они больше нуждаются в укреплении фундамента, то есть сырьевой базы. Да и припомнить случаи эффективной работы государственных холдинговых компаний самого разного профиля трудно, зато противоположные примеры приходят на ум очень быстро. Взять хотя бы историю с компанией "Украинские полиметаллы", куда были ссыпаны почти все без разбору активы государства в горной металлургии. Разношерстое объединение закончило тем, что его активы растащили по углам частные бизнес-группы, а сам холдинг существует сегодня только виртуально.

В постановлении о создании "Титана Украины" есть пункт, что ни сам холдинг, ни его дочерние компании не должны подлежать приватизации. Но во-первых, это пожелание нужно еще подкрепить законодательно. Во-вторых, во многих случаях предприятием достаточно не владеть, а лишь управлять, руководить его финансовыми потоками и сколачивать на этом хорошие капиталы. Не зря, уже сегодня очень остро стоит вопрос о том, кому Кабмин доверит штурвал титанового титана (извините за каламбур) – то ли ветерану отечественной химиндустрии Евгению Лапину, нынешнему руководителю "Сумыхимпрома", то ли протеже группы "Приват" Виталию Кучуку, только недавно возглавившему Запорожский титаново-магниевый комбинат, то ли кому-то из чиновников Минпромполитики. Но в любом случае подыскать незаангажированное лицо будет крайне сложно.

Проект создания всеобъемлющего титанового холдинга всегда, начиная где-то с 2004 года, был в Украине вопросом больше политическим, нежели экономическим. Кто его только не лоббировал – и вице-премьеры Андрей Клюев с Анатолием Кинахом, и глава крымского правительства Сергей Куницын, и даже крупный российский олигарх Виктор Вексельберг (список далеко не полный). По кабминовским инстанциям прошелся как минимум десяток проектов о создании холдинга, но в постановление они смогли материализоваться лишь при втором премьерстве Юлии Тимошенко. Заводить разговор о том, кому преподнесла глава правительства такой подарок, несколько рано – устав "Титана Украины" сырой, процесс становления долгий (нужно обойти с визами Фонд госимущества, Антимонопольный комитет, ряд других министерств и ведомств, преобразовать ЗТМК из казенного предприятия в ОАО и т. п.). Но против кого направлено постановление – понятно с первого взгляда.

Каждый школьник знает, что сегодня образ врага государства №1 Юлия Тимошенко вдохновенно лепит из Дмитрия Фирташа. Чего греха таить, его газовые операции не отличались прозрачностью и дорого стоили Украине. Но и борьба с ним, развязанная нынешней властью, не обходится дешевле. Подписав довольно спорные с экономической точки зрения контракты с "Газпромом", Тимошенко вытолкала Фирташа с газового рынка. Издав постановление о холдинге "Титан Украины", она стремится выбить у него из под ног табуретку и в химической промышленности.

Сейчас через компанию OstChem он контролирует ЗАО "Крымский титан" (Армянск, АР Крым), а последнее в свою очередь арендует у государства мощности Иршанского и Вольногорского ГОКов, производящих ильменитовое сырье для титановой промышленности. Одна из главных задач описываемого постановления – разрушить эту цепочку и убрать структуры Фирташа из отрасли. Определенные предпосылки для этого есть. Во-первых, доля государственной акционерной компании "Титан" в "Крымском титане" составляет 50%+1 акцию. В данный момент это не дает чиновникам никаких преимуществ, поскольку и менеджмент, и финансовые потоки армянского предприятия полностью контролирует OstChem. Но растворив этот пакет в большом холдинге Кабмин расчитывает поменять структуру управления на "Крымском титане". Во-вторых, договор последнего об аренде Иршанского и Вольногорского ГОКов истекает в сентябре 2009 года. Министр промышленной политики Владимир Новицкий уже дал понять, что продлевать его не намерен. Но в правительстве понимают, что подобру-поздорову Дмитрий Фирташ ценные ГОКи не отпустит. Скорее всего, он попробует протянуть срок действия договоров через суды. Однако реорганизация титановой отрасли должна осложнить жизнь его юристам. В контексте создания госхолдинга"Титан Украины" вполне могут возникнуть вопросы и о внесении в его уставный фонд двух вышеназванных ГОКов, и о выходе государства из состава ЗАО "Крымский титан".

Тут стоит отметить, что если что-то и способно склеить слабо соприкасающиеся между собой компоненты, из которых Кабмин пытается возвести титановый холдинг, так это ильменитовое производство. Без него, между тремя субъектами холдинга гораздо больше отличий, чем общих черт. Так, Запорожский титаново-магниевый комбинат – это исконно металлургическое предприятие, а "Сумыхимпром" и ГАК "Титан" – предприятия химического цикла. При этом основная фишка сумчан – фосфатные удобрения, а двуокись титана – лишь один из побочных продуктов, тогда как для Армянска титановый диоксид – это альфа и омега всего производственного процесса. Поэтому в данном случае имеет смысл говорить, скорее, о горизонтальной, а не вертикальной интеграции в титановой отрасли Украины.

Нынешние участники холдинга "Титан Украины" питаются из одних и тех же сырьевых источников, но при дальнейшем переделе этого сырья, в ракурсе производственной кооперации они мало полезны друг другу.
Поэтому единственным экономическим соображением, которое может оправдать создание "Титана Украины", можно было бы считать консолидацию усилий для наращивания добычи ильменитовых руд и производства титанового концентрата. Но вот способность решить эту задачу в рамках холдинга вызывает определенные сомнения. Запорожский титаново-магниевый комбинат сам недавно обращался к государству за помощью, предлагая скопом закладывать свою продукцию в госрезерв, поскольку сбыть ее самостоятельно ни на внешнем, ни на внутреннем рынке не может. "Сумыхимпром" прошлый год закончил с убытками в 230 миллионов гривен, сократив при этом производство двуокиси титана на 13%. У ГАК "Титан" вообще ничего нет за душой, кроме пакета акций ЗАО "Крымский титан". При таких барышах сложно надеяться, что даже вскладчину три фигуранта госхолдинга смогут собрать инвестиции хотя бы для того, чтобы не допустить падения добычи на Иршанском ГОКе.

Технологи этого комбината побаиваются, что из-за выработки пластов уже в 2009 году производство ильменитового концентрата может упасть у них примерно на 100 тысяч тонн. А для разработки новых залежей необходимы капиталовложения на уровне примерно 200 миллионов USD. Сейчас Иршанский ГОК производит за год немногим более 400 тысяч тонн сырья для титановой отрасли. Основные его потребители – "Крымский титан" (более 200 тысяч тонн в год) и "Сумыхимпром" (более 100 тысяч тонн). Частично иршанский ильменит экспортируется, преимущественно в Россию.
Вольногорскому ГОКу для расширения производства нужны не только дополнительные деньги, но и земли. Он уже несколько лет утрясает с Днепропетровским облсоветом вопрос о выделении ему дополнительно около 230гектаров земель. У Дмитрия Фирташа с этими угодьями никак не складывалось, а вот Игоря Коломойского земляки вряд ли обидят. Уверенность в этом вселяет хотя бы тот факт, что в конце прошлого года днепропетровские депутаты неожиданно решили поддержать в желании поработать на местном Малышевском месторождении титаново-циркониевых руд некое ООО с иностранными инвестициями "Цветные металлы". Пока эта фирма ничем себя не зарекомендовала, кроме связей все с той же группой "Приват". Ну, а Малышевское месторождение — это как раз то, которое эксплуатирует сейчас Вольногорский ГОК.

По запасам титанового сырья Украина занимает одно из передовых мест в мире. Согласно подсчетам Министерства промышленной политики отечественная доля в этих запасах составляет 6,7% от их планетарного объема, доля же в добыче несколько меньше — 5,4%. Такой разрыв означает, что в стране не хватает средств на разработку титано-ильменитовой сырьевой базы, география которой, кстати, не ограничивается исключительно лицензионными площадями Иршанского и Вольногорского ГОКов. Довольно перспективными считаются и залежи Междуреченского и Федоровского месторождений в Житомирской области, потенциально способные производить более 200 тысяч тонн ильменитового концентрата в год, но их освоение пока замерло у стартовой точки. На первом готова работать упомянутая выше компания OstChem из группы Дмитрия Фирташа, но ей не дает развернуться Минприроды. Для освоения второго в Украине с участием российского капитала (группа "Ренова") еще несколько лет назад создана Титано-апатитовая компания (ТАКО). Но и она не спешит вкладывать деньги в недра, желая сперва получить гарантии сбыта будущей продукции. Если же таковые появятся, то по словам директора ТАКО Владимира Соколовского, российский инвестор готов вложить в развитие титановой отрасли Украины более 1 миллиарда USD.

Такая щедрость вполне объяснима, поскольку в структуре "Реновы" долгое время работало уникальное предприятие "ВСМПО-Ависма" – крупнейший в мире производитель титановых полуфабрикатов. И его работа сейчас полностью завязана на сырье Вольногорского ГОКа.

Кроме того, оно потенциально могло бы закупать и подавляющие объемы титановой губки, производимой в Запорожье. Сейчас, правда, ВСМПО перешло под контроль российского государственного холдинга «Рособоронэкпорт», но свои интересы у Виктора Вексельберга в нем остались. Ранее господин Вексельберг активно обсуждал эти планы кооперации ВСМПО и украинских компаний с правительством Виктора Януковича. Сейчас его делегатов видели в кабинете Александра Турчинова. Предложения от "Реновы" могут показаться особенно интересными нынешнему украинскому Кабмину в том случае, если структуры Дмитрия Фирташа не пожелают покидать арендованные ильменитовые ГОКи по истечении срока арендного договора (что весьма вероятно), а судебная война по этому поводу затянется.

Сами правительственные чиновники побаиваются, что к сентябрю 2009-го от Иршанского и Вольногорского комбинатов останется лишь оболочка, которую и предложат государству к возврату, а все производственные активы этих предприятий, как и ЗАО "Крымский титан", будут переведены на баланс третьих фирм, входящих, естественно, в орбиту влияния Дмитрия Фирташа. Кроме того, есть вероятность, что постановление о создании титанового холдинга может под тем или иным соусом отменить своим указом президент. Если он заступился за Фирташев газ, то почему бы не заступиться и за титан? Противники холдинга могут рассчитывать и на поддержку крымского правительства, ведь в связи с реорганизацией титановой отрасли автономии грозит потеря одного из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет.

Команда же Тимошенко на свою чашку весов способна поставить разве что административный ресурс. А за ресурсом финансовым ей все равно придется обращаться к частному бизнесу. Поэтому заверения о неприватизации холдинга
"Титан Украины" – это не больше, чем антураж. После того как холдинг состоится, неминуемо появятся предложения о передаче его акций в управление эффективному менеджеру, или о продаже неконтрольного пакета, или о создании совместного предприятия с какой-либо ФПГ. Впрочем, выбирать в любом случае придется между Коломойским и Вексельбергом. Не исключено,что ради того, чтобы никого не обидеть, правительство рано или поздно додумается реструктуризировать свежесозданный холдинг по двум основным направлениям деятельности – химическому и металлургическому. Хотя логичнее было бы сделать это уже в самом начале.

Новини

26 Грудня 2023

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

Уряд вніс до Ради законопроєкт про мобілізацію

Maersk готується поновити рух суден Червоним морем

З початку війни бізнес отримав 173,5 млрд грн пільгових кредитів

За дев’ять місяців 2022 року банки отримали 130 млрд грн прибутку

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

ВСІ НОВИНИ ⇢