Регионы не дождутся независимости

Точка зору

Финансовый кризис на несколько лет отсрочит возможность проведения реформы межбюджетных отношений. Идея о расширении финансовой самостоятельности регионов озвучивается представителями высших эшелонов исполнительной власти не первый год. При этом Киев планомерно превращал местные бюджеты в кассы, через которые производятся социальные выплаты. В 2007 году доля капитальных расходов местных бюджетов составила всего 5,6%, все остальное — текущие расходы (выплата зарплат, оплата энергоносителей и пр.). Если в 1998 году расходы местных бюджетов на финансирование инфраструктуры в среднем составляли 10% общего фонда, то к 2001-му их доля сократилась до 7,9%, а в 2007 — до 5,2%. Такое положение вещей объясняется не только неоправданно высокими темпами роста социальных расходов, но и дальнейшим усилением централизованного управления бюджетными средствами. С 2001 года доля местных бюджетов в структуре ВВП сократилась с 8,6 до 8,1%. Пожалуй, наиболее цинично обвело вокруг пальца местные власти правительство Юлии Тимошенко.

Премьер не ограничилась пустыми обещаниями и перешла от слов к действиям. Осенью прошлого года парламент принял в первом чтении новую редакцию Бюджетного кодекса. И хотя сам документ вышел из-под пера депутатов, заложенные в нем идеи активно рекламировала и сама Юлия Владимировна как программу своей команды. Законопроект существенно расширял источники доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. К ним отнесены плата за землю, административные штрафы и налог на недвижимость. Помимо этого местным бюджетам развития дарованы постоянные гарантированные поступления — на местах собирались оставлять 10% налога на прибыль частных предприятий, работающих в данном регионе

ПО ПОДСЧЕТАМ разработчиков законопроекта, новации позволяли увеличить доходы местных бюджетов в общей сложности на 5,1 млрд. грн. В то же время новый Бюджетный кодекс навесил на местные власти новые финансовые обязанности вроде содержания ПТУ, платы за оздоровление «чернобыльцев» и пр. В результате расходы местных бюджетов суммарно увеличились бы на 5 млрд. грн. В неофициальных беседах чиновники Минфина и члены профильного парламентского комитета тогда признались «k:», что имитировать бурную деятельность по реформированию межбюджетных отношений их вынудил усилившийся натиск со стороны местных властей, с которыми Юлия Владимировна не хотела открыто конфликтовать.

Политические причины, по которым ни одно правительство так и не решилось поделиться с местной властью бюджетными полномочиями, очевидны — желание сохранить влияние на регионы. Сейчас благосклонность губернаторов достигается за счет увеличения финансирования из госказны местных бюджетов лояльных к центральной власти регионов и сокращения всевозможных выплат «непослушным» регионам. Будь местные бюджеты самодостаточными, скорее всего, они перестали бы прислушиваться к пожеланиям Киева. Впрочем, даже при огромном желании финансово облагодетельствовать регионы Кабмин не смог бы провернуть столь масштабную реформу без серьезной предварительной подготовки, а именно: расширить источники наполнения местных бюджетов, причем не за счет сокращения поступлений в государственный бюджет. Ведь в таком случае снижается возможность финансировать общегосударственные траты, связанные с оборонной и национальной безопасностью, представительские расходы и пр., а также дотировать экономически слабые регионы.

Достичь этой цели можно лишь одним способом — увеличив фискальную нагрузку, что никак не вяжется с другой глобальной целью, которую тоже непременно ставили перед собой все правительства, — уменьшение налогового бремени. По мнению заместителя директора Института экономико-правовых исследований НАН Украины Валентина Вишневского, перечень местных налогов и сборов можно расширить за счет такого потенциально полноводного источника, как налог на недвижимость, а также реформировав систему экологического налогообложения. Сейчас экологические налоги в Украине гораздо ниже европейских. К примеру, поступления от сбора за загрязнение окружающей среды составляют около 01% ВВП, что в 60–90 раз меньше, чем в странах ЕС. Увеличив размер этой категории обязательных платежей, поступления от них безболезненно для государственного можно было бы передать в распоряжение местных бюджетов. Некоторые экономисты предлагают еще более радикальные подходы, считая, что расширение доходной части местных бюджетов должно сопровождаться наделением местных советов правом в оговоренных пределах устанавливать ставки налогов, платежи от которых поступают в местный бюджет. Например, по решению местного совета в регионе может быть на 2–3% увеличен подоходный налог. Взамен местная власть должна гарантировать более высокие социальные стандарты, скажем, улучшенное медицинское обслуживание. К слову, такой подход также активно практикуется в развитых странах.

«Перед непосредственным введением мер по децентрализации бюджета необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий. В частности, выровнять потенциал и экономические возможности регионов», — говорит начальник международно-правового отдела Aurora consulting Дмитрий Самойлов. Сейчас отличие между минимальным и максимальным уровнями бюджетных расходов в расчете на душу населения достигает 50%. За счет трансфертов формируется от 29 до 66% доходов местных бюджетов. Такая разница обусловлена почти пятикратным межрегиональным различием в уровне налоговых поступлений в расчете на одного жителя, что напрямую связано с колоссальными различиями в уровне безработицы, привлекаемыми регионом инвестициями. К примеру, в январе–сентябре прошлого года инвестиции в основной капитал в Киевской области составили 5010,2 грн. на человека, в Полтавской — 3710,1 грн., тогда как в Черниговской — 1758,1, Житомирской — 1515,3 грн. Уровень безработицы в первой половине прошлого года в Житомирской, Ровенской и Черновицкой областях составил 9,4% от трудоспособного населения, тогда как, скажем, в Киеве — 3,1%, в Одесской области — 5, в Днепропетровской — 5,1%. Причем практика дотирования из государственного бюджета экономически слабых регионов полностью дискредитировала себя. Регионы, местным бюджетам которых предоставляются значительные трансферты, имеют не только низкий показатель экономической активности, но и низкий уровень налоговых поступлений в расчете на единицу произведенной добавленной стоимости. Если в среднем по областям собиралось 14 копеек на гривню произведенной добавленной стоимости, то в отстающих этот показатель составлял лишь 10–11 копеек. Чтобы приблизить отстающие области к уровню лидеров, нужно создать условия их развития, а не продолжать кормить. В частности, вкладывать в развитие инфраструктуры, а также использовать методы налогового стимулирования, что всегда способствовало привлечению инвестиций.

Впрочем, в нынешних условиях столь масштабные реформы, даже при наличии политической воли исполнительной и законодательной власти, откладываются на неопределенное время. «Сегодня оценить последствия кризиса невозможно. В январе падение промпроизводства составило 34%. Если динамика сохранится, в условиях тотального бюджетного дефицита встанет вопрос о финансовой самостоятельности Украины как государства. В такой ситуации ни о какой бюджетной реформе, тем более либеральной, не может быть и речи. Скорее наоборот, власть может пойти на дальнейшее сокращение полномочий местных властей в распределении финансов», — считает главный финансовый аналитик, заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Даже по самым оптимистичным прогнозам финансовых аналитиков, восстановить прежние темпы экономического развития Украине удастся не ранее 2011 года, после чего можно будет подумать о подготовительных этапах реформы межбюджетных отношений. Так что в ближайшей перспективе говорить о возможности полноценной финансовой самостоятельности регионов не приходится.

Новини

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

Метінвест від початку війни спрямував на допомогу Україні 4,8 млрд грн

У чергах на кордоні з Польщею перебувають близько 4 тисяч вантажівок

Виробничі потужності української оборонки цього року зросли втричі

Суха Балка видобула 931 тис тонн товарної руди

Ціни на автогаз впали до позначки 30 грн/літр

Ринку вантажних перевезень загрожує дефіцит залізничних вагонів

ВСІ НОВИНИ ⇢