Пронесет?

Точка зору

Еще осенью пришлого года на грани банкротства балансировали американские корпорации, но сейчас в потоке новостей фигурируют Аргентина, Украина, Турция и Латвия, а почетное место ФРС в роли генерального спонсора занял Международный валютный фонд.

Огромные долги государств возникли из-за упрощения заимствования на мировом рынке. Однако в момент расплаты по текущим долгам государство оказывается в состоянии лишь частично погасить их за счет собственных средств, что вынуждает привлекать новые деньги. Пока экономика растет, выдаются кредиты. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм дает сбой, а кредитовать страну не хочет уже никто даже под большой процент. Долги нарастают, и дефолт остается лишь вопросом времени.

Согласно отработанному сценарию, стране предоставляется экстренная помощь Международного валютного фонда. Но спасает она лишь на время, за которое самые умные и информированные успевают вывести капитал. Объявлением дефолта все не заканчивается. Помимо того, что государство получает комплекс проблем в экономике, долг еще нужно реструктурировать, перенеся выплаты на более поздние сроки. Международный рейтинг опускается ниже инвестиционного уровня и закрывает пути к финансированию на несколько лет. Это, в свою очередь, ведет к дефициту бюджета и урезанию социальных программ.

Благодаря кризису порочная практика накачивания экономик дешевым спекулятивным капиталом дала очередной сбой. Паника после краха американских инвестбанков привела к рекордному оттоку средств. Отсутствие доступа к кредитам спровоцировало распродажу активов на развивающихся рынках. Больше других пострадали именно слабо диверсифицированные экономики, поскольку их темпы роста целиком финансировались за счет притока капитала. Затяжной характер проблем привел к тому, что крупнейшие компании оказались не в состоянии рассчитаться по своим долгам. У стран кризисные явления обнажили серьезные проблемы, которые ранее инвесторы и международные организации предпочитали не замечать. В зоне риска оказались компании, составляющие костяк своей экономики, что поставило ряд государств, прежде всего с европейского континента, на грань дефолта. Среди них и те, путь развития которых ставился в пример остальным.

Итак, Украина: ВВП – 198 млрд. долларов, население – 46 млн. человек. Наша родина, страна «победившей оранжевой революции» демонстрирует, пожалуй, самые разочаровывающие результаты и является едва ли не первым претендентом на дефолт. Резкое падение цен на металлы, основу украинского экспорта, спровоцировало спад показателей. В январе промпроизводство сократилось на треть. Рост ВВП в 2008 году замедлился до 2,1%, хотя ранее Украина росла в среднем на 7%. Мало оптимизма и в последующих прогнозах. Результат «газовой войны» с Россией, закончившейся сильным повышением цен на газ, лишь усугубляет и без того непростую ситуацию. Уровень инфляции в стране – выше 22%, курс гривны к доллару только за последний квартал 2008 года снизился на 55%. По темпам падения фондового рынка Украина обогнала Россию и стала второй после Исландии.

Все это может вызвать сложности с обслуживанием государственного долга. Глава Нацбанка Украины уже заявлял о проблемах с обязательствами внутри страны, теперь вероятность дефолта нависла перед иностранными кредиторами. Так, общий объем государственных и корпоративных облигаций составляет 105 млрд. долларов. И, судя по уровню доходности госбумаг (около 35%), самой высокой среди стран, имеющих долларовые бонды, рынок очень настороженно оценивает суверенные риски Украины. Даже доходность облигаций Аргентины, которая еще не до конца выплатила компенсации за дефолт в 2001 году, ниже украинских. Более высокий показатель только у объявившего в минувшем году дефолт Эквадора: CDS по украинским бумагам с сентября подскочили с 450 до 3750 базисных пунктов.

Впрочем, риск дефолта существует скорее в корпоративном секторе, а вот суверенного дефолта, будем надяться, все же избежим. Доля госдолга в ВВП Украины составляет всего около 12%, что значительно ниже, чем у стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга. Индикатор хотя и находится на уровне Кении, Грузии и Папуа – Новой Гвинеи, но не свидетельствует однозначно о риске дефолта. Но тут есть важнейший нюанс – ближайшие серьезные выплаты по государственным евробондам нашей страны будут через два года. В 2009 году страна должна заплатить кредиторам, по разным оценкам, от 1,4 млрд. до 1,9 млрд. долларов. Но, если все будет идти в «штатном режиме», в 2009 году Украина получит от МВФ около 10 млрд. долларов кредита. В общем, должно хватить.

Но не только у нас подобные проблемы (хотя, это ни в коем случае не должно успокаивать). Итак, Латвия: ВВП – 34 млрд. долларов, население – 2,3 млн. человек. Ведущий мировой производитель шпрот и «Рижского бальзама» переживает сильнейший экономический спад не только в ЕС, но и среди других «балтийских тигров» – Литвы и Эстонии. Долгое время страны региона служили проводниками между экономиками России и Европы, зарабатывая на транзите хорошие деньги. Прибалты показывали более высокие темпы роста по сравнению с членами Евросоюза. Рост экономики Латвии в 2007 году составлял более 10%, прямые иностранные инвестиции выросли на 8,3%. Побочным эффектом стало увеличение долгов частного сектора, который в Латвии традиционно занимает две трети ВВП. Основа процветания страны – услуги, в том числе финансовые. Банковская система обслуживала сотни тысяч счетов российских и украинских контрагентов. Как только грянул кризис, в латвийской экономике начались катастрофические проблемы.

В третьем квартале прошлого года ВВП страны упал на 4,6% к уровню годичной давности, а глава Минфина Латвии заявил, что страна может объявить дефолт уже в первом полугодии 2009 года. Недовольные политикой кабинета министров граждане в середине января вышли на улицы Риги и устроили беспорядки. По прогнозам, в 2009 году ВВП Латвии рухнет на 10%. Согласно отчету Moody’s, Латвия наряду с Венгрией, Турцией и Украиной в настоящее время является одной из самых проблемных стран Старого Света. Чтобы спасти экономику Латвии, ее правительство было вынуждено обратиться за помощью. До 2011 года латвийская госказна получит кредит в размере 7,5 млрд. евро на покрытие дефицита бюджета (он запланирован на уровне 4,9%), а также на стабилизацию банковского сектора и поддержку предпринимателей.

Есть шанс, что Латвия не станет евробанкротом, так как она первой обратилась за помощью. Пока у МВФ, согласно заявлениям руководства, средств достаточно, несмотря на его обязательства предоставить почти 50 млрд. долларов попавшим в беду странам. Так, с начала ноября фонд помимо Латвии и Украины уже одобрил выделение кредитов Пакистану (по разным данным, от 7,6 млрд. до 14,5 млрд. долларов), Исландии (2 млрд. долларов), Венгрии (14,5 млрд. долларов), Белоруссии (2,5 млрд. долларов) и Сербии (530 млн. долларов).

Двигаемся на юго-запад. Венгрия: ВВП – 164 млрд. долларов, население – 10 млн. человек. Один из предвестников возможного дефолта – резкая девальвация национальной валюты. Венгерский форинт уже побил очередной исторический рекорд – 320 форинтов за евро. Летом 2008 года курс и без того слабой венгерской валюты составлял 230 форинтов. Падение усложняет для венгерских компаний и частных лиц выплату банковских кредитов, большинство которых номинировано в евро и долларах. До кризиса страна получала около трети всех прямых инвестиций, направляемых в страны Центральной Европы. На долю частного сектора приходится более 70% ВВП, а госдолг Венгрии уже более десяти лет превышает 65%.

Еще две восточно-европейские страны. Румыния: ВВП – 213 млрд. долларов, население – 22 млн. человек и Болгария: ВВП – 52 млрд. долларов, население – 7,5 млн. человек. Болгария до сих пор одна из беднейших стран Евросоюза. Экономика Румынии держится на услугах (55% ВВП), а 10% ее составляет аграрный сектор. Экспортируют обе страны продукты питания, текстиль, оборудование. С момента вхождения Румынии и Болгарии в состав ЕС наблюдалось наращивание долгов за счет доступных кредитов. Помимо этого румыны и болгары слишком долго наращивали дефициты своих платежных балансов. За 2007 год торговый дефицит Румынии увеличился на 50%, составив 15 млрд. евро. ВВП Румынии падает, деньги из страны выводятся, долги бюджета растут.

Завершая заметим, что дефолт невыгоден прежде всего кредиторам: прямые убытки от банкротств понесут развитые европейские экономики, так как именно их деньги пропадут в случае отказа платить по обязательствам. К примеру, вложения австрийских банков в развивающиеся страны (особенно Венгрию, Украину, Сербию) составили 85% ее ВВП, швейцарских – 50%, шведских – 25%, британских – 24%, испанских – 23%. Поэтому дефолты отсрочат как минимум до конца 2009 года. А скорее всего, и вовсе не допустят. Что же касается находящегося за пределами Европы Пакистана, то едва ли кто решится допустить банкротство ядерной державы.

Новини

20 Грудня 2023

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

Канада збільшує виробництво залізорудного концентрату

Нафтогаз взяв під контроль всі облгази Фірташа 

У США не голосуватимуть за допомогу Україні в цьому році

ВСІ НОВИНИ ⇢