Это страшное слово "дефолт"

Точка зору

Игнорируя просьбу премьера Юлии Тимошенко не произносить это слово вслух, мы все же решил исследовать одну из самых популярных ныне тем, а именно, возможного дефолта Украины или ее субъектов. В отличие от политиков, мы не преследовали политических целей на старте президентской гонки. А лишь хотели оценить степень угрозы для нашей страны, учитывая, что за рубежом тему украинского дефолта активно обсуждают эксперты.

Международные рейтинговые агентства дружно понижают рейтинги Украины и отечественных компаний. «Само слово «Украина» означает «на краю» – и украинская экономика сейчас находится как раз у этой черты», – пишет The Financial Times. «Слово на букву Д подкрадывается к Украине. Пока ее политические лидеры дерутся, инвесторов донимают кошмары о дефолте по государственному долгу страны», – это уже цитата из британского еженедельника The Economist. В то же время на нашем властном Олимпе традиционно нет единого мнения по этому волнующему многих поводу: и если глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Анатолий Гриценко заявил, что внутренний дефолт у нас уже наступил, премьер-министр считает, что для подобных утверждений никаких оснований нет. Вероятно, кто-то ошибается, но кто именно?

Призрачная угроза

Перед любой страной мира потенциально есть угроза дефолта, разница лишь в возможностях самих государств выполнять свои обязательства. Конечно, мы не можем тягаться с такими монстрами мировой экономики, как Япония, Германия или США, однако… Украину почему-то записали в группу стран (их около 10), которые могут объявить дефолт по гособязательствам. Объективно, в 2009 году нашему государству предстоят не такие уж и значительные выплаты – около $1,6–1,8 млрд., что на фоне золотовалютных резервов Нацбанка ($27–28 млрд.) не является проблемой.

«Риски суверенного дефолта из-за невозможности погашения незначительны, поскольку критическими для Украины являются лишь август-сентябрь: 5 августа государство должно выплатить $500 млн. по еврооблигациям, 15 сентября – потенциально 768 млн. швейцарских франков по облигациям, которые имеют опцион досрочного погашения. Еще есть около $300 млн. выплат по купонам еврооблигаций. Всего в этом году погашения по еврооблигациям составляют около 5% валютных резервов», – детализировал «Профилю» аналитик ОАО «Эрсте Банк» Марьян Заблоцкий. Он также отметил, что риски дефолта скорее связаны с возможным нежеланием выплачивать долги или рефинансировать их на более длительные сроки. Из-за этого стоимость страховки от дефолта (так называемые кредитные дефолтные свопы, CDS) чрезвычайно высока, но, по мнению аналитика, она сегодня переоценена процентов на сорок. Так, украинские CDS доходят до 4 тыс. пунктов, в то время как латвийские дефолтные свопы торгуются на уровне более 900 пунктов, России – 770, Венгрии – 580, Польши – 420 базовых пунктов.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢