Нужна ли Украине отраслевая наука?

Публікації

В условиях глобализации мировой экономики и обострения рыночной борьбы одним из факторов получения превосходства над конкурентами является повышение технологического уровня производства на основе последних научно-технических достижений. Это, в свою очередь, требует наличия мощной, постоянно развивающейся научной базы. Сокращение технологического отставания от конкурентов возможно только при условии значительного увеличения добавленной стоимости научно-технических разработок в конечной продукции.

Во всем мире отраслевая наука является важнейшим звеном между фундаментальной наукой и производством, так как позволяет разработать и внедрить на предприятиях новые технологии и оборудование, предназначенные для выпуска конкурентоспособной продукции.

До 1990 года СССР был ведущей страной мира по доле ВВП, которая расходовалась на научные разработки (3,1%). Вслед за нами шли США и Япония. В годы независимости вложения Украины в науку резко сократились. Сейчас этот показатель колеблется на уровне 0,33-0,42%.

Основы государственной политики в области отраслевой науки регламентируются Законом Украины от 13.12.1991 № 1977-XII "О науке и научно-технической деятельности". Закон предусматривает, что одним из основных рычагов осуществления государственной политики в данной сфере является бюджетное финансирование. Государство обеспечивает его в размере не менее 1,7% ВВП Украины.

Расходы на научную и научно-техническую деятельность являются защищенными статьями расходов госбюджета. Данная норма не была выполнена ни одним бюджетом с момента подписания Закона.

Сумма денежных средств, выделяемых Украиной на финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), составляет около 5 тыс. долл. на одного научного работника в год. Для сравнения: в Бразилии – 50 тыс. долл., в Южной Корее – 80 тыс. долл., во Франции – 150 тыс. долл.

Таким образом, отраслевая наука Украины значительно недофинансирована. Хотя потенциал отечественной отраслевой науки представлен сегодня 860 учреждениями, лишь немногим из них удалось сохранить конкурентоспособность. В некоторых отраслевых НИИ нет ни одного кандидата наук. В целом по Украине на одного научного работника отраслевых НИИ приходится 0,015 опубликованных научных работ в год. Средний возраст сотрудников – 55 лет.

Потребность в молодых специалистах не удовлетворяется. Нет возможности закупать дорогостоящее экспериментальное оборудование, обеспечивать участие НИИ в отраслевых мероприятиях.

Еще одна серьезная проблема отраслевой науки – это фискальная нагрузка. Сейчас отраслевые НИИ отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они выплачивают из собственного бюджета доплаты к пенсиям ученых, которые когда-то у них работали, уплачивают налог на прибыль и плату за землю на общих основаниях, а также 50% дивидендов с прибыли.

Подобная практика, по сути, является двойным налогообложением, поскольку в себестоимости научных работ около 80% занимает оплата труда научных сотрудников, которые к тому же платят подоходный налог.

Нельзя забывать и о том обстоятельстве, что сегодня существует серьезная конкуренция со стороны иностранных компаний, предлагающих готовые научные разработки под конкретные проекты. Эти процессы способствуют постепенному вытеснению национальных отраслевых НИИ с отечественного рынка НИОКР. А высокая заработная плата и мощная материальная база иностранных компаний становятся важным стимулом для перехода туда лучших ученых с государственных предприятий.

Таким образом, отечественная отраслевая наука находится в критическом состоянии, что, в свою очередь, ставит под угрозу дальнейшее развитие всей национальной экономики. Поэтому государству нужно незамедлительно предпринять эффективные действия на уровне законодательной и исполнительной власти для ее возрождения.

Но, к огромному сожалению, таких действий пока немного. Хотя среди зарегистрированных в Верховной раде законопроектов удалось отыскать законопроект № 2678 "О государственной поддержке отраслевой науки", подготовленный группой народных депутатов от Партии регионов. Он распространяется на отраслевые научные учреждения, включенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства.

Законопроект предусматривает увеличение государственного финансирования учреждений отраслевой науки, а именно:

1) финансирование проведения исследований, осуществления разработок, развития инфраструктуры, обновления материально-технической базы, сохранения уникальных научных объектов, подготовки научных кадров;

2) полное или частичное беспроцентное кредитование инновационных и инвестиционных проектов;

3) полная или частичная компенсация процентов, которые уплачиваются коммерческим банкам или иным финансово-кредитным учреждениям по кредитованию инновационных и инвестиционных проектов отраслевых научных учреждений.

Также предложены следующие фискальные изменения для отраслевых научных учреждений:

1) освобождение от уплаты в общий фонд госбюджета части прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период;

2) освобождение от платы за землю, которая используется по целевому назначению для осуществления основной деятельности по решению местных органов власти;

3) изменение механизма пенсионного обеспечения научных работников: разница между суммой пенсии, назначенной согласно Закону "О научной и научно-технической деятельности", и суммой пенсии, начисленной согласно иных законодательных актов, на которую имеет право научный работник, финансируется за счет средств госбюджета (а не учреждений отраслевой науки, как сегодня).

Уже сейчас понятно, что указанный законопроект не решит всех проблем отечественной отраслевой науки. Но его принятие иногда работающим украинским парламентом могло бы стать первым шагом на пути финансового оздоровления отраслевых научных учреждений и сдерживания необратимых процессов утраты кадрового потенциала.

Украинская промышленность, в свою очередь, получила бы стимул для внедрения в производство новейших научно-технических достижений и сокращения технологического отставания от иностранных конкурентов, что особенно актуально на фоне глобального кризиса во всех отраслях мировой экономики.

Но, по всей видимости, украинские законодатели обеспокоены сейчас куда более важными проблемами очередного передела властных полномочий.

Новини

18 Квітня 2024

Україна експортувала українським морським коридором 40 млн т вантажів

Сьогодні можуть обмежити електропостачання для промисловості в усіх областях

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

ВСІ НОВИНИ ⇢