«Бомба Фирташа» пикирует на Польшу

Точка зору

Есть у газовой войны начало, нет у газовой войны конца: почти сразу же после того, как Украина и Россия подписали в Москве мировую по газу, «Газпром» начал мягкую атаку на наших западных соседей.

После скандала с недипломатичными заявлениями Виктора Черномырдина спикер совета федерации РФ Сергей Миронов ничтоже сумняшеся заявил: в кои-то веки последовавшая реакция МИД Украины на «красноречие» российского посла объясняется тем, что в Киеве огорчены «провалом попытки газового шантажа России и Европы».

Предполагалось, ясное дело, что «шантажисты» сидят исключительно в Киеве.

Однако вот ведь незадача – в это самое время «газовый шантаж» успешно продолжался. Правда, по отношению к одной только Европе, и без официального украинского участия.

Главной в очереди «на раздачу» оказалась морально поддерживавшая Киев в январе Польша.

Когда в этом самом январе транзит российского топлива в эту страну был прекращен, «Газпром», стараясь соблюсти реноме в глаза европейцев, компенсировал недостачу дополнительными поставками газа через Беларусь.

Но 27 января «Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo» официально сообщило, что Польша обеднела на 24 процента российского газа.

Речь шла именно о той доле, которую полякам поставляло печально известное «РосУкрЭнерго», выведенное из игры январскими договоренностями премьеров Украины и России – Юлии Тимошенко и Владимира Путина.

Прелесть ситуации в том, что российская сторона еще в марте прошлого года клятвенно заверила Варшаву: в случае чего «Газпром» возьмет на себя все обязательства РУЭ.

За фирму, которую, как мы узнали в начале этого года, украинские власти чуть ли не силком навязали беззащитным Кремлю и «Газпрому», россияне тогда подписывались без каких-либо оговорок.

Однако после обоюдного «приговора» посреднику выполнение обещаний застопорилось. Пресс-атташе польской газовой компании Йоанна Закржевска была вынуждена официально сообщить СМИ, что «Газпром» упорно игнорирует все просьбы PGNiG хотя бы разъяснить ситуацию со снижением поставок.

Пока российский газовый концерн хранил гробовое молчание, растерянные поляки уже всерьез подумывали о том, чтобы обратиться по этому делу в международный суд – об этом, ссылаясь на «неофициальные источники», писала в самом начале февраля газета Rzeczpospolita.

Тогда «Газпром» все-таки отреагировал: PGNiG сообщил, что 4 февраля наконец-то получил от россиян долгожданный ответ. Но его подробности оказались едва ли не более интригующими, нежели необъяснимое молчание.

В ночь с 6 на 7 февраля «Газпром» временно увеличил объем газовых поставок для Польши, почти полностью (но не совсем) компенсируя недостачу газа от РУЭ. Но при этом подчеркивалось, что речь идет о неформальной и временной договоренности – все та же Rzeczpospolita писала, что речь идет всего лишь о «нескольких днях».

Для возвращения же поставок в нормальный режим россияне не преминули выдвинуть ультимативное условие. Заключалось оно в том, что Польша должна инициировать пересмотр «Ямальского договора» 1996 года, регулирующего все поставки российского газа в эту страну.

Этот договор действует до 2022 года; при этом часть, относящаяся к РУЭ, была подписана в 2003 г.- то есть задолго до триумфального вступления этой компании на украинский рынок – и действует до конца года нынешнего.

О каких именно изменениях договора будет идти речь, неизвестно – что сразу же дало повод для ироничных улыбок некоторых польских чиновников. Например, бывший руководитель PGNiG Анджей Липко заметил: «Если начать переговоры, то в договоренности сразу же появится десять изменений».

Сегодня уже известно, что встреча польско-российской межправительственной газовой комиссии должна состояться 10-11 марта в Варшаве, но о чем именно на ней пойдет речь, известно одному Господу и самим россиянам.

Полякам же остается строить предположения и сетовать на то, что переговорная позиция у них очень и очень слабая – ведь по сути, как и у Украины, у них нет выбора.

Что касается предположений, то самая банальная и очевидная из версий состоит в том, что «Газпром» захочет увеличить цену за свой газ и/или понизить транзитную ставку. Но эта версия – отнюдь не единственная.

Некоторые польские аналитики предполагают, что «Газпром» может предложить и несколько более изощренный вариант: заставить Польшу закупать такое количество газа, чтобы ни о какой «диверсификации источников» для этой страны не могло быть и речи.

Также высказывается предположение, что Россия может «попросить» поляков прекратить блокировать в Брюсселе проект Nord Stream.

Интересно, что подобным образом сложилась и ситуация с Венгрией, которая еще более плотно «сидит на игле» скандальных посредников, но зато всегда считалась, если так можно выразиться, весьма дружественным «Газпрому» государством.

Так, в середине февраля венгерское минэкономики получило официальное письмо от «Газпрома» о том, что тамошняя компания Emfesz незаконно поставляет в страну газ.

Между тем, по данным российской прессы, эта самая компания принадлежит Дмитрию Фирташу – держателю 45 % акций РУЭ.

Теперь венгерское правительство работает над созданием схемы прямых поставок газа. Но какими могут быть условия таких поставок – сказать трудно.

В любом случае, трудно отделаться от ощущения, что РУЭ сыграло роль «бомбы», причем закладывавшейся отнюдь не под одну только Украину, а под всю Восточную Европу.

В то же время, с точки зрения «Газпрома» ситуация с РУЭ сегодня пришлась как нельзя более к месту.

Ведь российский монополист еще в последнем квартале прошлого года на 21% сократил экспорт газа в «дальнее зарубежье» и в страны СНГ.

В отчете «Газпрома» за четвертый квартал 2008 года указывается, что при этом по итогам года экспорт газа все равно вырос на 4 %. А падение продаж аналитики объясняют тем, что предусмотрительные европейцы «под завязку» закупили газа еще во втором-третьем квартале, когда цена его была не так высока, и сократили закупки к концу года, когда топливо «доползло» до цены в 500 долл. за 1 тыс. «кубометров».

Но проблема в том, что новый, 2009-й год не дает оснований «Газпрому» надеяться на улучшение ситуации. Так, в январе из-за «газовой войны» с Украиной экспорт упал сразу на 74 %, и докупать эти объемы никто не спешит – в Европе, как и везде, бушует кризис, больше всего снижающий энергопотребление.

Именно из-за кризиса в России ожидают, что в 2009 г. экспортные продажи газа впервые за долгое время упадут по среднегодовому показателю (самая пессимистическая оценка – на 10%). Не говоря уж о снижении продаж внутри России.

В этой ситуации менеджеры монополии просто обязаны использовать любой повод для пересмотра контрактов с зарубежными потребителями. Особенно в направлении «take or pay» – когда потребитель обязан оплатить определенное количество топлива, даже если оно ему не нужно.

Именно такая схема была прописана в российско-украинских договорах от 19 января. Теперь же «затягивание петли» ждет наших западных соседей.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢