Объединение налоговой и таможни отложено

Точка зору

Слияние Налоговой и Таможенной служб, на котором ранее настаивал премьер Николай Азаров, в ближайшее время не состоится. Не отказываясь от идеи в принципе, чиновники откладывают слияние этих ведомств на далекую перспективу.

«Я думаю, мы можем в перспективе рассматривать вопрос объединения Налоговой и Таможенной служб»,— заявил председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник, уточнив, что такое объединение может произойти через пять лет.

Возможность объединения Налоговой и Таможенной служб в одну обсуждается в правительстве с прошлого года. В частности, премьер-министр Николай Азаров неоднократно выступал за их реорганизацию в единую структуру. «Проявления коррупции в этой системе и различного рода неэффективной работы как раз свидетельствуют в пользу того, что чем быстрее мы такую организацию проведем, тем будет качественнее дело»,— заявлял премьер в сентябре.

А вице-премьер Сергей Тигипко настаивал на «жестких кадровых изменениях» в Налоговой и Таможенной службах. «Я просто настаиваю: время пришло убирать этих людей, они похоронят всю страну»,— заявил господин Тигипко.

Вследствие объединения двух служб при Министерстве финансов предполагалось создать структуру, которая наделяется полномочиями контроля всех финансовых потоков страны. «Мы отрабатываем с Налоговой службой целый ряд общих операций по нарушению налогового законодательства. Речь идет о 212-й статье Налогового кодекса (о плательщиках акцизного налога.— «i»). С учетом декриминализации товарной контрабанды наблюдается динамика ввоза товаров с уклонением от уплаты налогов»,— говорит господин Калетник.

В мае Налоговая и Таможенная службы подписали договор об информационном сотрудничестве. Тогда председатель Государственной налоговой службы Александр Клименко заявил, что рассчитывает привлечь дополнительно 1 млрд. грн. налоговых поступлений благодаря информационному сотрудничеству с Таможенной службой.

Информационное сотрудничество заключается в том, что таможня в режиме реального времени передает налоговой сведения о субъектах, в отношении которых возбуждены административные дела по фактам сокрытия товаров от таможенного контроля, ведомости об отмене или изменении сумм налоговых обязательств. А налоговики делятся информацией о средней цене товаров внутри рынка, исходя из налоговых накладных, об экспортерах, осуществляющих операции по возмещению НДС, объемах требований по погашению налогового долга.

Информация о стоимости экспортируемых товаров позволяет таможенникам отследить ее завышение с целью незаконного увеличения сумм налогового кредита и получения возмещения НДС. Обе службы получили возможность выявлять схемы минимизации налогов.

«Например, определенный субъект ввез на территорию Украины товар стоимостью $10 и заплатил налоги именно с этой цены. А потом этот же товар появляется в розничной сети уже по $100. То есть занижена цена при импорте или накручена при реализации»,— рассказал тогда Игорь Калетник, отметив, что и в том, и в другом случае налоги не уплачены в полном объеме.

Между тем, первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский недавно заявил, что объединение Таможенной и Налоговой служб несвоевременно. Он считает, что процесс слияния может занять около полугода, что негативно отразится на их работе. Поэтому господин Хорошковский призвал пока ограничиться объединением информационных баз этих служб, что приведет к «более четкой координации их деятельности со стороны Министерства финансов».

Причиной такого заявления могли стать первые результаты введения 1 июня нового Таможенного кодекса, который повысил эффективность работы Таможенной службы. По сравнению с концом мая в страну было ввезено на 20% больше товаров. За первые две недели июня в Госбюджет было направлено 5,4 млрд. грн. таможенных платежей, что на 26% больше показателей июня прошлого года. В три раза сократилось количество решений по корректировке таможенной стоимости. Если в мае таких решений в среднем принималось по 200 в день, то в июне — лишь по 70 решений в день.

Первый зампредседателя парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, экс-министр экономики Сергей Терехин удивлен, что слияние Налоговой и Таможенной служб отложено на столь долгий срок в пять лет. «Налоговая и таможня занимаются одинаковыми вещами. Хотя они носят разную форму и погоны, функционируют одинаково»,— заявил он «i». Господин Терехин отметил, что у таможни нет прав на оперативно-розыскную деятельность, а у Налоговой службы есть своя милиция. Против объединения двух служб, по мнению господина Терехина, выступают чиновники, использующие коррупционные схемы. Депутат считает, что Украине следует взять на вооружение опыт Великобритании и объединить в одно ведомство Налоговую, Таможенную службу и Финмониторинг.

А вот его коллега по комитету Евгений Царьков, напротив, выступает против объединения этих служб. «Бюджет состоит из двух корзин — одна наполняется сборами внутри страны, а вторая — от экспортно-импортных операций. Поэтому функции Налоговой и Таможенной служб принципиально отличаются»,— считает он. Господин Царьков считает, что идея об их объединении возникла «из-за желания олигархов взять под контроль руководство этими службами». Он уточнил, что инициатива исходит от вице-премьера Сергея Тигипко.

Депутат рассказал, что данный вопрос рассматривался на заседании парламентского комитета, который пришел к выводу о нецелесообразности объединения. По словам Евгения Царькова, вследствие объединения расходы на подготовку специалистов широкого профиля возрастут, а кадровое сокращение коснется лишь 1,2% работников этих служб. То есть при объединении будут уволены 326 человек.

«Экономия тут не настолько велика, чтобы затевать такую масштабную реформу»,— утверждает он. Господин Царьков подчеркнул, что обе службы находятся в ведении министра финансов, который и должен координировать их работу. «То, что объединение отложено, это хорошо, но и через пять лет я буду лоббировать, чтобы оно не произошло»,— заключил депутат. 

Андрей Кислов

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢