Укрзализныця вновь пытается поднять стоимость своих услуг

Новини

Принятие нового постановления об отмене тарифного регулирования вагонной составляющей, проект которого был недавно обнародован, направлено, в первую очередь, на повышение доходов "Укрзализныци" за чужой счет. Такое мнение высказал главный редактор портала "Центр транспортных стратегий" Владислав Решетняк.

Он отметил, что проект приказа "Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги" предусматривает рыночные ставки за использование собственного вагона ПАО "Укрзализныця", предоставленного для перевозки груза в пределах Украины.

"Иными словами, если и раньше плата за вагон устанавливалась сборником тарифов, то сейчас чиновники "УЗ" смогут сами устанавливать размер платы за вагоны ПАО "УЗ". Настораживает тот факт, что в проекте приказа никак не определяются референтные источники для оценки правомерности уровня тарифной ставки – есть ссылка только на статьи 4 и 11 Закона Украины "О ценах и ценообразовании", в которых говорится: "Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен". То есть тарифная ставка может быть как значительно выше рыночной, так и значительно ниже, в зависимости от согласованных условий, что закладывает большие риски возникновения недобросовестной конкуренции, и как следствие предвзятости при распределении вагонов, а также коррупции", – считает В.Решетняк.

Эксперт выразил уверенность, что для начала нужно запустить в работу автоматизированную систему распределения порожних грузовых вагонов, которая должна снизить влияние человеческого фактора, а также поможет устранить коррупционную составляющую, о которой говорят игроки рынка. "В частности, в своем обращении к вице-премьеру Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, председателю ПАО "УЗ" Войцеху Балчуну и руководству Антимонопольного комитета грузоотправители отмечают, что обеспечение одних частных грузовладельцев парком полувагонов "УЗ" не достигает 10%, в то время другие обеспечены данным ресурсом более чем на 90%. В таких условиях предоставление полномочий ПАО "Укрзализныця" относительно свободного ценообразования, очевидно, только углубит проблему коррупции при распределении парка", – напомнил он.

В.Решентяк также обратил внимание на то, что у "Укрзализныци" нет организационно и финансового выделенного оператора подвижного состава, а значит, финансирование программ по расширению/содержанию вагонного парка происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа. В последствии это приведет к дискриминации как грузовладельцев, так и других операторов, которые не имеют такого инструмента финансирования своих затрат.

Кроме того, эксперт напомнил, что за период с 2010 г. по 2016 г. грузовые тарифы выросли в 3,3 раза, а поступления от их повышения в последние годы попросту "проедались", при хроническом недофинансировании капитальных инвестиций. В частности, из полученных в 2015 г. от повышения тарифов 7,3 млрд грн. только 1,6 млрд грн. было направлено на обновление и ремонт инфраструктуры, остальные 5,7 млрд грн. – на текущие расходы (увеличение зарплат, электроэнергия, обслуживание долгов). А в 2016 году доля освоенных капитальных инвестиций в снизилась на 19% относительно 2015 г. и составила 54% от запланированных.

"Резюмируя, можно сказать, что бизнес не против повышения тарифов, однако хочет понимать, куда деваются деньги? Кстати, Войцех Балчун как-то говорил о том, что средства от повышения тарифов будут идти на целевой счет, и тратиться все будет исключительно на инфраструктуру и подвижной состав", – подытожил В.Решетняк.

МинПром

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢