Плавка у линии огня

Публікації

Корпорация ИСД решилась вернуть к активной жизни Алчевский металлургический комбинат. В начале июня здесь возобновили работу доменной печи №3. Не исключено, что вскоре на комбинате попытаются задуть еще одну печь – ДП-5. Хотя после почти годового простоя и первая домна непросто входит в нормальный рабочий режим.

Оборванная цепочка

Алчевский меткомбинат остановился в августе 2014 после того, как несколько раз был обесточен, а подъездные железнодорожные пути к нему повреждены взрывами. Руководство меткомбината сначала надеялось, что остановка, несмотря на боевые действия в округе, будет кратковременной, поэтому пыталось удержать домны на холостом ходу. Но к концу года печи пришлось потушить, а персонал перевести на двухдневную рабочую неделю. В результате по итогам 2014 АМК сократил производство всех видов продукции примерно на 40% и получил более 20 млрд грн. убытков – в 10 раз больше, чем за предыдущий год.

Тогда же в августе 2014 прекратил работу и ближайший партнер АМК – Алчевский коксохимический завод. Однако в связи с острым дефицитом кокса в стране в ИСД рискнули уже осенью запустить его – сначала одну батарею, потом – вторую. На конец 2014 местный коксохим уже производил примерно 70 тыс. тонн кокса в месяц, но он поставлялся преимущественно на металлургический завод им. Дзержинского в Днепропетровской области, который также принадлежит "Индустриальному союзу Донбасса".

Временную замену самому АМК его владельцы нашли в Польше. В декабре 2014 корпорация ИСД вернулась к выплавке стали на своем предприятии Hutа Czеstochowa, хотя годом ранее местный сталеплавильный цех был закрыт как нерентабельный. И ченстоховское предприятие, и венгерский комбинат ISD Dunaferr были тогда полностью переведены на переработку алчевских слябов. Но когда запасы на складах АМК закончились, а новая продукция уже не производилась, над европейскими меткомбинатами ИСД нависла угроза простоев. Поэтому запуская сейчас производство в Алчевске, "Индустриальный союз Донбасса" делает попытку возврата к старой цепочке. Хотя нужно еще как минимум несколько месяцев, чтобы сплести ее полностью и проверить на прочность.

Одна нога там…

Сохранить работоспособность предприятий в условиях военных действий оказалось не самой трудной задачей. Гораздо сложнее – подвести сегодня под нее правовую базу. Физически оба алчевских актива ИСД находятся на территории самопровозглашенной ЛНР. Зарплату платят там, налоги – в украинский бюджет. По словам главы Луганской облгосадминистрации Геннадия Москаля, за январь-май текущего года сумма таких отчислений со стороны АМК и коксохима составила 30 млн долл. Однако регулярные поставки сырья и отгрузки готовой продукции требуют неоднократного пересечения линии разграничения на Донбассе. Без консенсуса с властями по обе стороны фронта обеспечить их бесперебойность нереально.

Похоже, предпосылки к этому появились только в мае-июне. В частности, в Алчевске после серии неудачных покушений был убит полевой командир Алексей Мозговой, пытавшийся установить самоличный контроль над городом и комбинатом. На украинской стороне, в свою очередь, был расформирован и выведен из зоны конфликта батальон "Торнадо", несколько раз задерживавший железнодорожные составы с углем и чугуном, следовавших в Алчевск или из него. В ИСД утверждали, что на все такие перевозки получали разрешения Антитеррористического центра и Государственной фискальной службы. Но на блокпостах эти бумаги просто игнорировали.

Возможно, только сейчас российские владельцы ИСД и их украинский партнер Сергей Тарута получили определенные гарантии того, что в снабжении и сбыте Алчевского меткомбината препятствий уже не будет. А еще весной в корпорации всерьез рассматривали логистическую схему, при которой товар АМК выезжал бы в Россию через станцию Кондрашевская-Новая возле Станицы Луганской, а потом опять возвращался бы в Украину через пограничный переход Соловей-Тополи уже в Харьковской области. Готовился даже проект отдельного правительственного постановления, чтобы легализовать такой маршрут. Но транспортный крюк оказался слишком неудобным, поэтому само руководство ИСД от него отказалось. Там решили подождать, пока будет отстроена станция Дебальцево-Сортировочная, чтобы получить прямой путь к черноморским портам. Юридическая сторона таких перемещений все равно остается под вопросом, но и в ЛНР, и в Киеве (да и в Москве, где сидят владельцы ИСД) очень заинтересованы, чтобы комбинат, наконец, заработал.

На малом ходу

Всерьез поверить в скорый запуск АМК заставил вывод из горячей консервации третьей по счету коксовой батареи на соседнем коксохиме. Таким образом, его производительность увеличилась до 6 тыс. тонн в сутки, или почти 200 тыс. тонн в месяц. Это случилось 26 мая. А уже 2 июня начался разогрев домны №3 непосредственно на металлургическом комбинате. Накопленной на предприятии руды, правда, хватает едва на загрузку одной из четырех алчевских домен. К тому же после простоя она дала несколько технических сбоев, что не позволило выйти по итогам июня на ожидаемые 40 тыс. тонн чугуна. Теперь на такой показатель ориентируются в июле. С ностальгией вспоминается, что в лучшие времена АМК выплавлял по 300-500 тыс. тонн чугуна ежемесячно.

Директор правового департамента корпорации ИСД Сергей Ткаченко в начале июня в комментарии СМИ сообщил о том, что говорить о полноценном запуске Алчевского меткомбината слишком рано, а, учитывая, что он находится за пределами контролируемой Украины территории, осуществлять здесь полноправную деятельность будет очень сложно. Тем не менее собственники комбината планы по выводу его в штатный режим работы уже написали. Самым спорным при этом остается вопрос, есть ли смысл оперативно задувать еще одну домну.

Любители символизма хотели начать задувку печи №5 уже 19 июля, когда Украина будет праздновать День металлурга. Но реалисты в корпорации ИСД призывают отложить это дело на осень. Все равно на комбинате еще не решен вопрос стабильного обеспечения сырьем. На чем он будет работать? На украинской или российской руде? А, может, на военном ломе? Повторно тушить одну из печей, если не хватит сырья – дорогое удовольствие.

Впрочем, не только с поставками руды, но и с энергоснабжением АМК все еще испытывает проблемы. В частности, остается поврежденным один из трех высоковольтных вводов, питающих комбинат, наблюдается нехватка порожних вагонов и тепловозов в регионе. Кроме того, подъездные пути, ведущие к предприятию, заметно перегружены. При этом пропускная способность железных дорог Донбасса после почти года боев существенно снизилась. Много путей повреждено, а на тех участках, которые удалось отремонтировать, имеются ограничения по скорости. Поэтому переход АМК на двухдоменный цикл в ближайшее время маловероятен.

Читаем сценарии

Ближе к подлиннику план пошагового восстановления производства, описанный изданием "Металл Эксперт". Он сводится не к наращиванию чугунного вала, а к уклону в сторону готового проката. Так, к 16 июля планируется частично возобновить работу кислородо-конвертерного цеха в урезанном составе – конвертер №1 и блюминг-слябинг "1150".

Ориентировочно в третьей декаде июля планируется вернуть в работу крупносортный стан-600. Производственная программа для него установлена на уровне 28 тыс. тонн в месяц. По предварительной информации, основной объем готовой продукции придется на квадратную заготовку, однако не исключен и выпуск фасонного проката. "Стан простаивал достаточно длительное время, поэтому, учитывая, что квадрат — наименее энергоемкий профиль, с него будет легче всего стартовать", – цитирует "Металл Эксперт" объяснение представителей АМК. Неопределенными остаются пока сроки возобновления производственного процесса на стане-2250 горячей прокатки (с мощностью 465 тыс. тонн/год) и стане-3000 (1,3 млн тонн/год). По оптимистическому сценарию – это август, по пессимистическому – после войны.

О том, что процессы восстановления стального производства на Донбассе идут далеко не гладко, показывает пример Донецкого метзавода, которому так и не удалось осуществить запланированный на июнь запуск домны №1 проектной мощностью 50 тыс. тонн в месяц. Завершить начатый в апреле ремонт печи до сих пор не удалось из-за проблем с доставкой необходимого оборудования и материалов. Но даже после того, как они дойдут по назначению и будут установлены, у руководства ДМЗ остаются сомнения, что предприятие сможет стабильно получать окатыши из-за низкой пропускной способности действующих ж/д путей и длительных проверок на границе зоны АТО. К сожалению, и сценарий очередной эскалации военных действий в регионе тоже еще не сдан в утиль.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

ВСІ НОВИНИ ⇢