Почему у украинцев массово конфискуют нерастаможенные авто

Точка зору

Жертвы таможенников все чаще жалуются на то, что не были предупреждены о новых правилах.

После нашей публикации о том, что в Украине начали конфисковывать иностранные коммерческие нерастаможенные авто после их 20-дневного пребывания в Украине, в редакцию обратились десятки людей с подобными проблемами и жалобами на то, что их не предупреждали о новых правилах. Немало подобных сообщений и на интернет-форумах. «В январе машина зашла по временному ввозу на год. В начале марта (после разъяснительного письма Гостаможслужбы № 11.11/2-12.2/2172 от 5 марта 2013-го. — Авт.) машины, зашедшие по такой схеме, перевели в транзит в 10 дней (или 20 дней, в зависимости от цели поездки. — Авт.). В итоге я превысил сроки пребывания — штраф 8,5 тыс. грн! Теперь каждые 10 дней буду пересекать границу. Хорошо, что недалеко живу», — написал Александр Гончарук из Ужгорода. «Не могут для таких изменений использовать какое-то письмо! Еще и так внезапно!», — возмущается Виктор Авлив из Киева.

ВЪЕЗД.
В Гостаможслужбе «Сегодня» говорят, что эти правила — не новые, так как Таможенный кодекс вступил в силу еще в 2012-м, и подтвердили: «Стало больше случаев поиска лазеек в законодательстве по ввозу импортных авто с целью перепродажи. Таможенные органы усилили контроль за такими незаконными операциями. А разъяснительное письмо — это внутренний документ для сотрудников таможни, который разъясняет нормы ТК». По их словам, сроки для коммерческих авто (на них зарабатывают: перевозят грузы, людей и прочее) не могут превышать 20 дней. «Но это не имеет ничего общего с ввозом в личных целях. Украинцы, которые стоят на консульском учете в других странах (имеют вид на жительство. — Авт.) могут въезжать в Украину сроком до года», — сказали нам в таможне. Однако на самом деле даже с видом на жительство в ЕС украинцы не могут купить авто — согласно законодательству, украинцы могут купить за рубежем только недвижимое имущество. «Поэтому мы с женой открыли фирму в Литве и купили на нее машину. Так мы не будем нарушать ТК: до года в Украине могут ездить нерезиденты (то есть юридические иностранные лица. — Авт.)», — рассказал киевлянин Александр.

ИЗМЕНЕНИЯ.
Юристы признают, что устанавливать сроки письмом законно, так как в статье 108 ТК прописано: «Временный ввоз транспортных средств коммерческого назначения устанавливается таможенным органом». То есть Гостаможслужба может самостоятельно ограничить сроки пребывания таких авто в Украине, объясняет юрист Андрей Сидоренко. Кроме того, год назад вступил в силу закон (№ 4915), который изменил ТК. Ранее, на коммерческих авто в личных целях могли въезжать в Украину все сотрудники, владельцы и соучредители иностранных фирм. «Теперь, чтобы автомобиль был личного пользования, он должен находиться в собственности или временном пользовании исключительно владельца или соучредителя фирмы. Соответственно, многие «служебные» авто не отвечают этим требованиям», — поясняет Сидоренко. Если водитель превышает сроки пребывания коммерческих авто в Украине (больше чем на 10 суток), в статье 470 ТК написано: «Предупреждение или штраф в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (8,5 тыс. грн). В случае отказа платить штраф, таможенники могут отправить авто на штрафплощадку (статья 108 ТК).

Сроки вносим в договор

«Статья 108 ТК говорит о том, что сроки пребывания коммерческих авто в Украине должны быть привязаны к операциям, для которых они ввозятся. Если четко определить сроки пребывания в Украине авто в договоре между физическим лицом и иностранной компанией, тогда у таможенного органа не будет возможности определить срок временного ввоза меньше, чем срок транспортной операции (этот срок может быть и год. — Авт.). В противном случае таможня нарушает закон», — сказал «Сегодня» юрист Станислав Батрин.

Комментарии экспертов


Андрей Сидоренко
, юрист, Юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры»:

«Само письмо, на которое ссылается Таможенная служба Украины, не имеет юридической силы. Но этим письмом Таможенная служба Украины информирует начальников таможенных органов о фактическом изменении правил применимых к ввозу автомобилей.

Следует учесть, что таможенный кодекс не оперирует термином служебный автомобиль, вместо этого используются либо «транспортные средства служебного назначения» либо же «транспортные средства личного пользования».

Как квалифицируется служебный автомобиль, определяется в зависимости от вида его использования. Если автомобиль используется для транспортировки товаров или пассажиров, то он расценивается как автомобиль служебного назначения. Если же нет, то тогда для личного пользования.

Год назад Законом № 4915 были внесены изменения в Таможенный кодекс, которые внесли изменения в определение и порядок ввоза автомобилей для личного пользования. Исходя из этих изменений, теперь для того, чтобы автомобиль был для личного пользования, он должен находиться в собственности или временном пользовании, вместо ранее требовавшейся регистрации. Соответственно, многие «служебные» авто не отвечают этим изменившимся требованиям, из-за чего и возникают сложности с из использованием в Украине.

Таким образом, письмо Таможенной службы Украины, само по себе ничего не меняет, оно лишь обращает внимание на изменения в законодательстве, которые произошли год назад.

Что же касается времени пребывания автомобилей «для служебного назначения», то согласно Таможенному кодексу, срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения устанавливается таможенными органами в каждом конкретном случае.

Срок в 20 дней сейчас неформально действует для транзита тех автомобилей «для служебного назначения», которые документально подтверждают, что едут в Украину с целью коммерческой операции. Иначе для них действует правило 10 дней, закрепленное в статье 95 Таможенного кодекса».

Станислав Батрин, кандидат юридических наук, директор юридической компании Lions Litigate

«В Письме N 11.1/2-12.2/2172-ЕП от 05.03.2013 г. прослеживается очередная попытка Государственной таможенной службы Украины незаконно взять на себя законодательную функцию парламента.

Есть две причины, в силу которых Письмо Государственной таможенной службы Украины N 11.1/2-12.2/2172-ЕП не заслуживает внимания.

Во – первых, Украина является участником Стамбульской Конвенции "О временном ввозе", согласно положениям которой (ст. 7 Главы III Приложения С Конвенции) транспортные средства коммерческого пользования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющих свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза ". В данном смысле, любые попытки ограничить возможность пользования такими транспортными средствами в Украине лицами, находящимися в правоотношениях с иностранными компаниями (и предоставления таких привилегий только учредителям этих компаний) являются противоречащими Конвенции.

Во – вторых, следует принять во внимание, что ограничения в виде возможности 20 – дневного пребывания авто на территории Украины является ничтожным. Здесь есть следующие аспекты: собственно письмо Государственной таможенной службы Украины не является частью национального законодательства. С другой стороны, даже если ограничения для данной фактической ситуации были бы введенными на уровне Таможенного кодекса Украины, мы бы поставили вопрос о неконституционности таких норм права перед Конституционным Судом Украины, поскольку речь идет об ограничении тех прав человека, которые гарантированы Конституцией и Конвенцией "О временном ввозе ", которая имеет приоритет перед национальным законодательством.

В каком – либо случае, в ситуациях применения к гражданам санкций в связи с реализацией положений Письма ГТСУ N 11.1/2-12.2/2172-ЕП, необходимо обращаться за защитой своего права в суд. Суд не сможет принять позицию таможенной службы. Для этого нет именно юридических оснований.

Нужно обратить внимание на то, что согласно ст. 108 ТКУ срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения устанавливается таможенным органом с учетом того, что эти транспортные средства должны быть реэкспортированы сразу же после окончания транспортных операций, для которых они были ввезены. Однако, в. 108 не может быть трактована произвольно и не может уполномочивать таможенные органы устанавливать, к примеру, 20 – дневный срок по своему усмотрению. Установление срока – это процедурная функция таможенного органа. В то же время из статьи 108, наоборот, четко следует, что такой срок должен быть привязан к операциям, для которых они были ввезены. Поэтому, если следовать надлежащему юридическому оформлению отношений с иностранной компанией (к примеру, четко определить сроки пребывания на территории Украины в договоре между физическим лицом и иностранной компанией), то в таком случае у таможенного органа не будет процедурной возможности определить срок временного ввоза меньше, чем срок самой транспортной операции. Если таможенный орган этого принципа придерживается, он нарушает закон».

Анастасия Захарченко

Новини

22 Січня 2024

Італія може розірвати партнерство з ArcelorMittal щодо меткомбінату Acciaierie d’Italia

ОАЕ знімають заборону на експорт брухту, але вводять експортне мито

Укрнафта торік ввела в експлуатацію 8 нових свердловин

Україна скоротила експорт довгого прокату на 31,4% 

Перший у світі завод із виробництва екологічно чистої сталі отримав 4,2 млрд дол фінансування

Уряд Британії виділить 241 млн дол на декарбонізацію промисловості

Росія вперше з 2018 року стала найбільшим постачальником нафти у Китай

Україна пропонує Європі зберігати до 10 млрд куб. м газу в підземних сховищах

Ціни на газ у ЄС впали до мінімуму з липня минулого року

Автогаз у мережах АЗС ще трохи подешевшав

У порт Сербіі прибула залізна руда з України

Tata Steel прийняла остаточне рішення закрити дві домни на заводі в Уельсі

Промислові гіганти Словенії інвестують 450 млн євро у декарбонізацію

Нафтогаз планує розпочати будівництво вітрових електростанцій

Експорт Чорним морем допоміг би Україні заробляти до 5 млрд на рік – Пріцкер

Південна Корея скасовує антидемпінг на прутки з нержавіючої сталі із трьох країни

ВСІ НОВИНИ ⇢