Хуже Афганистана. Почему США посчитали Украину бюджетно непрозрачной

Точка зору

Всего Госдеп США исследовал 140 стран за календарный 2018 г. Рассматривалась информация из посольств и консульств США, других американских правительственных учреждений, международных и общественных организаций.

Где наше место

В число фискально непрозрачных стран, которых Госдеп насчитал 67, попала и Украина. Среди крупных экономик можно выделить Китай, Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию, большинство фигурантов списка относится к странам так называемого третьего мира. В отношении 13 государств отмечено, что они продемонстрировали видимый прогресс, но Украина в число исправляющихся не попала.

В отношении нашей страны Госдеп отметил, что в 2018 г. правительство сделало бюджет страны и информацию о долгах более широко и легко доступными для публики, а бюджетные документы представили в основном полную картину запланированных правительством расходов и источников доходов. Однако, как отмечается в отчете, не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, хотя их аудит улучшился.

Среди недостатков Госдеп также отметил то, что в Украине до сих пор ведутся вне бюджета счета трех фондов социального страхования, которые в минувшем году не попали под надлежащий аудит и надзор. Вероятно, имеются в виду Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Хотя в 2015 г. первые два фонда были объединены в один – Фонд социального страхования.

Также Госдеп отметил, что в Украине процесс распределения лицензий и разрешений на добычу природных ресурсов претерпел за 2018 г. некоторые позитивные изменения в нормативно-правовой базе, но он по-прежнему требует полномасштабного законодательного пересмотра для искоренения постоянной коррупции.

По мнению американских аналитиков, улучшаться ситуация с прозрачностью в бюджетной и налоговой сферах в Украине будет за счет детализации движения средств между бюджетом и госпредприятиями, обеспечения надлежащего аудита и контроля всех внебюджетных счетов, внедрения международно признанных стандартов бухгалтерского учета.

Но примечательно, что в список стран, которые отвечают минимальным требованиям бюджетной прозрачности, попали даже такие страны, как Афганистан (где США ведут боевые действия против "Талибана"), Ботсвана, Буркина-Фасо (где ниже уровня бедности находится около половины населения), Сьерра-Леоне (которую Economist Intelligence Unit в 2018 г. классифицировал по индексу демократии как "гибридный режим", то есть страну, где могут одновременно проводиться политические репрессии и регулярные выборы), Уганда (где существует авторитарная президентская республика и действуют повстанческие группировки).

Как это считается

В пояснении к составленному списку Госдеп указал, что минимальные требования прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагают, что ключевые бюджетные документы – общедоступны, полны и надежны. Однако уточнил, что стандарты прозрачности могут меняться из года в год, поскольку требования обновляются и усиливаются, а это значит, что некоторые страны, которые сохраняют свои показатели на прежнем уровне или даже повышают их, могут выпасть из перечня тех, кто соответствует требованиям.

Госдеп указывает, что отсутствие прозрачности в сферах бюджета и налогов – это фактор, который способствует коррупции, однако если правительство какой-либо страны не соответствует минимальным требованиям прозрачности, это не означает, что в нем – высокая коррупция. И наоборот: соответствие минимальным требования прозрачности не обязательно отражает низкий уровень коррупции в правительстве.

В пояснении Госдеп указал: критерии минимальной прозрачности предполагают, что бюджетная информация (включая проект бюджета, принятый бюджет и отчет об исполнении бюджета) должна быть легкодоступной для общественности, чтобы ее можно было легко найти в полном объеме в госучреждениях или библиотеках, а также в СМИ. И эти документы должны стать общедоступными в течение "разумного периода времени". Например, проект бюджета должен быть доступен для ознакомления, по крайней мере, за месяц до начала финансового года и до утверждения бюджета законодательным органом, а принятый бюджет – в течение трех месяцев после его утверждения.

Тут следует сделать небольшое отступление и напомнить, что украинские правительство и парламент традиционно принимают бюджет нервно, со срывом установленных законодательством сроков, при обсуждении документа в сессионном зале в него вносятся правки "с голоса", а депутаты часто не видят проект документа, за который они сейчас голосуют. Правда, бюджет на 2018 г. принимался более-менее размеренно и с соблюдением сроков: правительство утвердило проект бюджета 15 сентября 2017 г., Верховная Рада приняла его за основу 14 ноября, потом 1 декабря правительство утвердило доработанный проект госбюджета, и уже 7 декабря ближе к полуночи документ был принят.

А вот принятие бюджета-2019 уже проходило более хаотично – бюджетный комитет Верховной Рады при итоговом голосовании не успевал обработать все правки, которые подали депутаты (их было около 600), и в итоге народные избранники получили итоговый документ объемом в несколько сотен страниц буквально за несколько минут до голосования. Отразится ли это на характеристике Украины в будущем отчете Госдепа, пока не понятно.

Вернемся к критериям. Госдепартамент также указал, что в стране должны быть прозрачные процедуры заключения договоров и лицензирования добычи природных ресурсов – документы об этом должны быть общедоступны, а законы и правила должны соблюдаться на практике. Также основные параметры концессий и контрактов по добыче полезных ископаемых должны быть доступны для общественности после принятия решения.

Кстати, в рейтинге по итогам 2017 г. Украина также попала в перечень стран, в которых отсутствует видимый прогресс в повышении прозрачности в сферах бюджета и налогов. И хотя год назад Госдепартамент указывал, что украинское правительство сделало свой бюджет и информацию о долговых обязательствах широко и легко доступными для широкой публики, включая онлайн, однако среди недостатков были все те же три фонда социального страхования, которые не имели надлежащего аудита и надзора.

Значительный прогресс в Украине Госдепартамент увидел в 2016 г., когда украинское правительство опубликовало отчеты крупных госпредприятий, включая "Нафтогаз України", "Укрзалізницю", "Энергоатом" и "Укрэнерго". Среди недостатков было то, что не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, а также – все те же три фонда социального страхования, финансовая отчетность которых хотя и улучшилась, но еще не проверялась.

Александр СУКОВ

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢