Газовый транзит: что год грядущий нам готовит?

Точка зору

Причин тому много. Но глобальный вопрос: что будет с газотранспортной системой (ГТС) Украины, в какой мере она будет востребована? Будет ли продолжаться транзит российского природного газа через украинскую ГТС, и если да, то в каком объеме и на каких условиях?

Напомню вкратце, как выглядит эта проблема по состоянию на май 2019-го. Контракт "Нафтогаза" и "Газпрома" на транспортировку газа через территорию Украины заканчивается 31 декабря 2019 г. По сути, переговоры о новом "транзитном" договоре не ведутся. "Газпром" связывает дальнейшие переговоры с отказом Украины не только от требований по новому иску "Нафтогаза Украины" к "Газпрому" в Стокгольмском арбитраже, но и с результатами уже выигранного НАКом арбитражного спора.

Требование категоричное. Но если сопоставить размер выигранного в Стокгольмском арбитраже (2,5 млрд долл.) и размер возможного, на мой взгляд, нового выигрыша в 1–2 млрд с ежегодными поступлениями в течение десяти лет хотя бы по 1,5 млрд долл. по возможному новому "транзитному" контракту с "Газпромом", то над этим предложением стоит задуматься. Хотя, конечно, проблема гарантий стоит достаточно остро.

Да, 13 июня 2019 г. вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович планирует провести переговоры по этому вопросу с российской стороной. Но, судя по всему, ожидать кардинального изменения позиции со стороны России после этого не стоит.

В то же время, по данным целого ряда источников, российский монополист серьезно готовится к обострению отношений с Украиной в газовой сфере. Активно накапливается газ ПАО "Газпром" в газовых хранилищах Европы, рассматривается вопрос замещения российского трубопроводного газа сжиженным газом ("Ямал-СПГ" и др.). То есть "Газпром" реально готовится к прекращению транзита, возможно, к краткосрочному — только на отопительный сезон 2020-го (январь—апрель). Расчет довольно прост, но по-своему эффективен: заставить Украину принять переговорные условия "Газпрома" и попутно решить проблемы завершения строительства "Северного потока-2".

Как необходимо поступать Украине в такой ситуации? Рассмотрим два аспекта. Краткосрочный — на 2020–2022 гг. и долгосрочный — как минимум на десять лет.

Краткосрочный аспект. Очевидно, что в этот период, до полного завершения строительства "Северного потока-2" и его сухопутного продолжения — газопровода Eugal, до их вывода на проектную мощность, потребность "Газпрома" в украинской ГТС будет критической. Российская компания не сможет даже в пределах одного года сохранить свою долю в европейском экспорте без ГТС Украины и хорошо это понимает. Поэтому для нас это действительно козырь.

В долгосрочном плане, после введения в действие всех обходящих Украину газопроводов, потребность "Газпрома" в нашей ГТС будет снижаться. Прежде всего наша система будет востребована для реагирования на так называемые пиковые потребности в природном газе (из-за увеличения доли возобновляемых источников электроэнергии газ нужен для электростанций в период снижения, т.е. "провала", выработки электроэнергии возобновляемыми источниками), для компенсирования в связи с низкими температурами всплесков газопотребления в различных регионах Европы и т.д.

Расчеты, выполненные ООО "Нефтегазстройинформатика", показывают, что в этот долгосрочный период можно говорить о минимальном объеме транзита в 30–40 млрд кубометров в год.

Как Украине использовать наши переговорные преимущества и сгладить уязвимые места?

Прежде всего логичен вопрос: кто наши союзники в переговорах о транзите? Речь идет о реальных союзниках, к мнению которых прислушивается "Газпром". А мы все понимаем, кто по сути принимает решения в России по всем газовым вопросам.

На мой взгляд, самым действенным нашим союзником в этом вопросе могут быть только покупатели российского газа. Например, итальянские покупатели — в Италию через украинскую ГТС транспортируется около 23 млрд кубометров в год — заинтересованы именно в украинском маршруте: он видится им самым дешевым. Но что говорят нам эти покупатели? У многих из них нет доверия к надежности нашей системы, многие еще помнят "рассказы" "Газпрома" о якобы "несанкционированном отборе" российского газа из украинской ГТС. Другими словами, нам нужен партнер, который бы был достаточно значимым (уважаемым) для таких покупателей. Вот почему уже неоднократно поднимался вопрос о привлечении партнеров для управления, а именно — совместного управления украинской ГТС. Желающие есть. Это прежде всего операторы словацкой и итальянской ГТС — Eustream и SNAM соответственно. Этот вопрос, по моему мнению, должен быть решен правительством и Верховной Радой незамедлительно.

Второй вопрос касается конкурентных преимуществ. Мы должны предложить такие тарифы, чтобы затраты на транспортировку газа, например в Италию, через украинскую ГТС были на 10–15% меньше, чем через "Северный поток-2" или "Турецкий поток".

Это вопрос к регулятору (НКРЭКУ) и "Укртрансгазу". Хотелось бы надеяться, что такие объективные, обоснованные расчеты "Укртрансгазом" проведены, причем с учетом гибкой структуры таких тарифов (заказ мощности на несколько лет, на год, квартал, месяц).

И, наконец, очень важный вопрос — анбандлинг. Хочется верить, что 22 мая Кабинет министров Украины принял окончательное решение по варианту разделения транспортировки газа и других направлений деятельности "Нафтогаза". По моему мнению, это правильное решение. Как отметил председатель наблюдательного совета нового оператора ГТС — компании "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ) господин Больтц, существуют механизмы защиты интересов "Нафтогаза" в новом иске к "Газпрому" в Стокгольме и при полном разделении, то есть передаче газотранспортных активов в МГУ. Тут хотелось бы отметить одно любопытное обстоятельство. Вспомнилась поговорка "на тобі небоже, що мені негоже". Операторскую структуру, которая должна влиться в МГУ, переводят из помещения "Укртрансгаза" (Кловский спуск, 9/1) в менее респектабельное помещение "Киевтрансгаза" (проспект Комарова, 44), освобождая место на Кловском спуске для компаний группы "Нафтогаз".

Последний из совокупности вопросов, которые я хотел бы затронуть в этой статье, — это состав переговорной группы от Украины. По моему мнению, нельзя в вопросах переговорной политики по таким важным для государства вопросам, как транзит газа, полагаться только на мнения и оценки хозяйствующих субъектов, даже таких важных и системообразующих, как "Нафтогаз". Дело в том, что не всегда интересы компаний и государства совпадают. Поэтому очень важно присутствие, а может быть, и руководство этой группой подготовленным человеком — государственным служащим. Например, представителем президента по международным вопросам энергетической безопасности. Такой опыт мне представляется позитивным, в Украине он применялся. Также в составе переговорной группы обязательно должен быть представитель компании МГУ — нового оператора газотранспортной системы Украины.

Наряду с вопросами транзита, более полной загрузке нашей ГТС могут способствовать и другие проекты. Например, транспортировка азербайджанского природного газа из газопровода TANAP по свободной системе газопроводов Болгарии и Румынии (если она к тому времени будет еще свободна, поскольку мощности заказывают наперед) в Украину и далее, новый интерконнектор Польша—Украина, перемычка между газопроводами Украины, позволяющая оперативно перебрасывать объемы газа с западного на южное направление и наоборот (как альтернатива части системы Eastring) и др.

Все эти проекты зародились еще в 2010–2013 годах, но результатов их реализации пока не видно.

До нового года осталось семь месяцев — ничтожно мало для решения таких сложных проблем. Мы не можем ждать и долго раскачиваться. Очень не хотелось бы в январе 2020-го сказать себе: "Мы сделали, что могли, но обстоятельства сильнее нас".

Леонид Униговский

Новини

19 Квітня 2024

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

ВСІ НОВИНИ ⇢