В Украине острый дефицит продажников. Молодым специалистам платят, как банкирам

Точка зору

Украинские компании не в состоянии удержать кадры. Невзирая на растущие из года в год зарплаты, запускаемые компаниями программы нематериальной мотивации сотрудников, те готовы сменить работу при первой же возможности – достаточно лишь поманить чуть большим окладом. По данным компании Rabota.ua, в 2018 году текучесть кадров в Украине достигла 20%. И это при том, что годом ранее этот показатель составлял всего 16%, а в среднем по Европе он находится на отметке 13%.

«Лидирующие» позиции в этом вопросе нашей стране не в последнюю очередь обеспечила такая категория, как менеджеры по продажам. Количество вакансий из этой сферы на сайте hh.ua достигало 16-20% в течение прошлого года. Причем, согласно данным другого исследования, персонал набирали преимущественно с целью заменить тех, кто уволился. Хотя, конечно, были и компании, которые искали новых сотрудников в связи с расширением бизнеса, отметила специалист экспертно-аналитического центра HeadHunter Украина Юлия Дрожжина.

Продажники нужны позарез

В менеджерах по продажам особенно нуждались предприятия из таких отраслей:

  • Розничная торговля.
  • Товары народного потребления (непищевые).
  • Услуги для бизнеса.
  • Продукты питания.
  • Информационные технологии, системная интеграция, интернет.
  • Электроника, приборостроение.
  • Бытовая техника, компьютерная и оргтехника.
  • Строительство, недвижимость, архитектура.
  • СМИ, маркетинг, реклама, PR.
  • Дизайн, продюсирование.
  • Финансовый сектор.
  • Промышленное оборудование, станки и комплектующие.
  • Медицина, фармацевтика, аптеки.
  • Сельское хозяйство.

В региональном разрезе наибольший кадровый голод в сфере «Продажи» испытывали (в порядке убывания) Киев, Харьковская, Днепропетровская, Одесская и Львовская области.

На сайте Rabota.ua на начало февраля 2019 года насчитывалось 11 тыс. вакансий для менеджеров по продажам. Многие из них с весьма достойной заработной платой, отметила HR-эксперт компании Татьяна Пашкина. Причем, подчеркнула она, если раньше считалось, что на западе страны и в маленьких городах зарплаты меньше, то теперь разница между регионами не столь очевидна. И привела в пример несколько вакансий.

  • В Лубнах Полтавской области нужен менеджер по продажам погрузочной техники на предприятии с заработной платой 25 тыс. грн./мес.
  • Крупнейший провайдер кабельного ТВ «Воля» ищет менеджера по телефонным продажам в Киеве на 14 тыс. грн./мес. Продавцу транспортных услуг в Полтаве обещают 30 тыс. грн./мес.
  • Еще появляются вакансии для специалистов по продаже недвижимости. Но не независимые риэлторы, а штатные сотрудники застройщиков – с ежемесячной зарплатой 20 тыс. грн.
  • А фирма в Черновцах ищет регионального менеджера по продажам со знанием румынского языка, которому предлагают 50 тыс. грн./мес.

Признают проблему и в самих розничных компаниях. В сети магазинов электроники и бытовой техники MOYO учли фактор нехватки рабочих рук. Там ввели новые методики начисления зарплат и в Киеве на руки сейчас платят 14 тыс. грн. В регионах – чуть меньше. Но есть такие продавцы, которые зарабатывают по 40-50 тыс. в месяц, отметили в компании.

В чем дело

«Наши люди уже не готовы год-два терпеть неподходящие для них условия труда. И стремятся сразу же поменять место работы, «проапгрейдить» его», – объяснила тягу к перемене мест работы среди украинских «продажников» Татьяна Пашкина из Rabota.ua.

К сожалению, отметила она, украинские работодатели не очень привлекательны ни по зарплатам, ни по мотивации, ни по корпоративной культуре. Поэтому возникает ситуация, когда сотрудники приходят в компанию, и не находя того, чего ожидали, просто меняют работу. Иногда это происходит несколько раз за год. Так и возникают ситуации, когда работодатель вынужден открывать вакансии вновь и вновь.

Дефицит кадров заставлял работодателей снижать уровень требований к кандидатам на вакантные позиции. А также направлять больше усилий и средств на адаптацию и обучение такого персонала, отметила заместитель директор по работе с персоналом Watsons Ukraine Анна Кубицкая.

«При приеме на работу продавцов мы на образование внимание не обращаем, нам это совершенно неважно, поскольку в университетах не обучают продавать», – подчеркнула она.

Что действительно интересует нанимателей, так это доброжелательность, коммуникабельность, вежливость, проактивность, умение и желание работать в команде.

При этом работодатели признают, что рынок труда сильно изменился: нынче тут доминируют не наниматели, а соискатели. Когда хороших специалистов действительно мало, компании конкурируют между собой за подходящих кандидатов. Поэтому готовы принимать на работу специалистов в сфере продаж с меньшим опытом работы. И «выращивать» их, вкладывая время и средства в обучение перспективных кандидатов.

А учить есть чему. В последние несколько лет менялись и совершенствовались каналы продаж, стремительно развивалась интернет-торговля, отметили в lifecell. Все эти факторы оказали влияние и на рынок труда, в результате чего постоянно требуются и новые специалисты по продажам, способные выиграть конкурентную борьбу за каждого покупателя.

Мотивировать продавцов

Примечательно, что многие компании предлагают не только официальные зарплаты и трудоустройство. Например, одна столичная турфирма включила в вакансию медицинскую страховку для своих сотрудников. Все чаще работодатели предлагают кандидатам соцпакеты.

Тем не менее, все это – не более чем приятный бонус. По словам Юлии Дрожжиной (HeadHunter Украина), финансовый аспект занимает первое место среди причин, почему наши соотечественники меняют место работы. Среди двух других – отсутствие возможности профессионально развиваться и некомфортная атмосфера в коллективе (соответственно, 63% и 44% опрошенных). Еще треть респондентов ответила, что подумывают о смене места работы, когда чувствуют необходимость что-то изменить в своей жизни.

Анна Кубицкая из Watsons Ukraine рассказала, что в этой компании мотивировали и удерживали сотрудников за счет дополнительных льгот и компенсаций. Это и медицинское страхование, и компенсация транспортных расходов, учебные онлайн и офлайн курсы, обмен опытом между работниками за счет перемещений между магазинами.

Ставка на молодых и технологии

Работодатели пытаются заманить на позиции менеджеров по продажам учащихся вузов. В категории «Студенты. Без опыта. Начало карьеры» 38% всех вакансий – именно из сферы продаж, отметила Татьяна Пашкина. Но с резюме ситуация противоположная – только 7% молодых людей готовы попробовать свои силы в продажах.

Студенты прежде всего стремятся попасть в IT и сферу гостеприимства: там и заработать гораздо проще, и есть ощущение стабильности, которого так не хватает украинцам, поясняют эксперты.

В основном, продавцы – молодые коммуникабельные люди. Которые массово выезжают за рубеж. Во многом потому в Украине и возник острый дефицит продажников. Количество магазинов растет, а работать в них просто некому. Поэтому HR-отделам приходится прикладывать немало усилий, чтобы не только привлечь к себе в компанию новых людей, но и максимально оптимизировать их время.

Если сотрудник может больше продаж проводить онлайн – по телефону, удаленно поддерживать связь с клиентом и обеспечивать большую прибыль – то эффективность работы вырастет. Поэтому наметился устойчивый тренд – работодатели стремятся как можно больше автоматизировать бизнес-процессы и труд продавцов.

Новини

19 Квітня 2024

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢