Подробнее Запомнить город


Александр Мельниченко

размер текста:

Уже почти десять месяцев Антимонопольный комитет Украины работает без официально утвержденного руководителя. Но от этого его деятельность не стала менее активной. По крайней мере, так утверждают в самом комитете. О текущих делах, планах на будущее и проблемах методологического характера «k:» рассказал и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко

— Сегодня киевские власти штампуют решения, противоречащие не только антимонопольному законодательству, но и здравому смыслу. При этом АМКУ соглашается на повышение цен на проездные билеты. Как это понимать?

— Мы мгновенно отреагировали на увеличение стоимости проездных и сразу же вынесли этот вопрос на специальное заседание. АМКУ обязал Минтранссвязи и МинЖКХ в месячный срок разработать методику расчета стоимости проездных билетов, которой в Украине до сих пор не существует. Это еще больше удивляет, когда понимаешь, что за эти вопросы в государстве отвечает не одно, а два министерства.

В стоимость проездного КГГА закладывала разное количество поездок. Поэтому мы требуем, чтобы стоимость проездных была снижена до экономически обоснованного уровня с учетом методики, которую, кстати, необходимо будет согласовать и с АМКУ.

Интересно, что, когда мы спросили руководителя «Киевпасстранса», сколько же было продано годовых проездных в течение трех дней после их подорожания, он ответил — два! Вот такая экономика.

— А как вы прокомментируете повышение тарифов на жилкомуслуги в целом по стране, которое эксперты считают неизбежным. Планирует ли комитет делать что-то в этом направлении?

— АМКУ не отвечает за тарифообразование в государстве. Пересмотр и утверждение коммунальных тарифов — прерогатива местных властей. Комитет же регулирует рынки, где конкуренция есть или потенциально возможна.

Не имея прямого отношения к регулированию в области ЖКХ, мы, тем не менее, не можем оставаться в стороне от таких социально важных проблем. Мы требуем, чтобы каждая копейка, закладываемая в тариф, была обоснованна, чтобы тарифы формировались прозрачно и заранее. Так, чтобы потребители и контролирующие инстанции могли их своевременно перепроверить.

И главное — есть закон о естественных монополиях, предусматривающий создание национальных комиссий с целью регулирования таких рынков. Например, НКРЭ и НКРС, созданные по настоянию АМКУ, уже давно работают. Пришло время создать такие структуры в сферах ЖКХ и транспорта. Так как, извините, не может Минтранссвязи определять тарифы там, где его подчиненным является «Укрзализныця». Это определенного рода политико-экономический абсурд.

— Антимонопольный комитет якобы выявил компании, необоснованно повысившие цены на медикаменты. Может ли исправить ситуацию применение к ним штрафных санкций?

Во-первых, мы выявили 15 оптовых компаний, в действиях которых наличествуют признаки нарушения конкурентного законодательства. Есть основания считать, что сегодня цены на лекарства завышены, а ссылка на курсовую разницу и инфляционные ожидания не является обоснованной причиной именно для такого повышения, которое имело место.

Некоторые компании уже сейчас заявляют, что готовы снизить цены, условно говоря, на сотню наименований препаратов. Однако я считаю, что этого недостаточно. Мы планируем с экспертами определить перечень медикаментов, на которые необходимо снизить цены. Конечно, это не будет список из тысяч препаратов, тем не менее есть лекарства, которые нужны почти в каждой семье, и они должны быть доступными.

— Эксперты отмечают превалирование отдельных групп на железорудном и ферросплавном рынках. (Например, «Метинвест», который, по экспертным оценкам, добывает до 70% руды. Группа «Приват» контролирует три ферросплавных завода.) Как АМКУ определяет наличие или отсутствие монополизма в таких случаях?

— Напомню, что разрешение на приобретение акций Ингулецкого ГОКа АМКУ предоставил компании «Метинвест» в сентябре позапрошлого года. Тогда мы провели тщательное расследование, опросили экспертов, потребителей железорудного сырья — и выяснили, что отечественный рынок железорудного сырья сформирован благодаря спросу металлургических комбинатов и предложений производителей этой продукции, расположенных на территории Криворожского железорудного бассейна и Курской магнитной аномалии, которая выходит за пределы Украины. Так вот, здесь совокупная доля участников концентрации не превышает 35%. То есть монопольного положения нет. Админбарьеры на ввоз-вывоз железорудного сырья сегодня отсутствуют, как и основания признать монопольное положение. Участники концентрации выполняют обязательство, подписанное с АМКУ, — это подтвердила проверка по итогам 2007 и 2008 годов.

— А что с ферросплавами?

— Выполняя поручение правительства, мы расследовали деятельность Запорожского, Никопольского и Стахановского заводов ферросплавов. Имеющаяся в распоряжении АМКУ и полученная от других государственных органов информация на момент проведения расследования не дает оснований для установления юридического факта существования отношений контроля со структурой, известной как ФПГ «Приват».

— Недавно вы оштрафовали на 1 млн. грн. ООО « Оптима-Трейд» за злоупотребление монопольным положением. Но почему только одну компанию? Эксперты говорят, что на этом рынке возможно существование картельного сговора. Вы так не считаете?

— Мы возбудили и расследуем ряд дел о повышении цен на горючее, последнее из которых открыто 23 декабря. Скоро назовем субъектов расследования и примем законные решения. В интересах следствия больше сказать не могу. А за прошлый год органы АМКУ привлекли к ответственности более 150 нефтетрейдеров, более 200 операторов получили предупреждения. Это каждодневная работа.
Что касается текущих дел, думаю, завышение цены на горючее имеет место. У меня есть такие данные.

— Существует мнение, что АМКУ недостаточно эффективно выявляет картельные сговоры. Вы с этим согласны?

— Проблема выявления картелей существует. Она заключается в том, что в мире тайные сговоры выявляются посредством оперативно-розыскной деятельности, которая находится в компетенции правоохранительных органов, и они тесно сотрудничают с антимонопольными органами. Такой же механизм нужно внедрить и в Украине. Поэтому АМКУ разработал изменения в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за сговоры руководителей или собственников предприятий, и их единогласно поддержало правительство. Теперь слово за Верховной Радой.

И это не прихоть АМКУ, на этом настаивает и OECD — одна из самых влиятельных мировых структур, членом которой стремится стать и Украина.

— Вам не кажется, что АМКУ слишком медленно реагирует на появление проблем с ценами и тарифами?

— Конкурентное расследование не может быть «пожарным», нигде в мире оно не бывает супероперативным. Ведь нужно собрать огромное количество материалов о деятельности операторов рынка, тщательно их проанализировать. Во многих странах, например, топливный рынок, рынок АПК контролируются исключительно правительством, в этих отраслях нет места для деятельности антимонопольного ведомства. Ситуация в нашей стране изменится лишь тогда, когда отраслевые министерства начнут заниматься своей отраслевой специализацией — будут отвечать за каждое предприятие на рынке, его развитие, банкротство, иметь исчерпывающую информацию о переходе права собственности на основные предприятия рынка, знать доли, которые занимают на рынке ключевые игроки, и по-настоящему отвечать за развитие конкуренции. Лишь тогда мы сможем сказать, что у нас есть система, которая способна предотвращать необоснованные скачки цен, а АМКУ будет заниматься исключительно своим делом — расследованиями монопольных злоупотреблений и картельных заговоров.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Отечественная внешняя торговля представляет собой историю неуспехов, а порой - и откровенных провалов. Почему наша страна не умеет защищать свои экономические интересы, и есть ли шанс исправить эту ситуацию.
Подземные хранилища газа в Украине забиты под завязку, но само топливо дорожает. В ближайшие месяцы его стоимость может достичь 7-8 тыс. грн за 1 тыс. кубометров.
В отличие от финансового кризиса 2008–2009 годов, когда глубокий спад спроса (и соответственно — цен) наблюдался по всем сырьевым товарам, последствия пандемии COVID-19 для отдельных частей сырьевого рынка оказались различными, отмечает в своем новом докладе Всемирный банк.
21.10.20
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
Европейские партнеры требуют от Украины более жесткого налогового контроля для украинских бизнесов – и стандарты BEPS должны его обеспечить. Но следствием может стать эмиграция бизнеса
20.10.20
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
Офис президента обнародовал все пять вопросов, которые будут заданы украинцам в день голосования на местных выборах 25 октября. Один из них касается создания свободной экономической зоны на Донбассе.
19.10.20
"Зеленый" водород – экологически чистое топливо, которое может заменить ископаемые источники энергии уже в ближайшем будущем. Какие источники водорода существуют, и почему это топливо перспективно для Украины.
Алюминий подорожал до максимальных значений за полтора года. Стоимость металла на LME достигла 1863 долл/тонну за счет активного спроса в Китае и ослабления курса доллара.
16.10.20
"Банковская реформа" Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной. Создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей.
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20
23.09.20
21.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!