"Москва и Киев должны сами восстановить доверие к себе"

Точка зору

В начале февраля Россию посетила высокопоставленная делегация Еврокомиссии (ЕК), обсудившая отношения между Россией и ЕС в свете газовой войны; незадолго до этого представители ЕК совершили аналогичный визит в Киев. О том, какой стратегии в сфере энергетики Евросоюз придерживается после событий января 2009 года, официальный представитель Еврокомиссии по вопросам энергетики рассказал  ФЕРРАН ТАРРАДЕЛЬЯС ЭСПУНИ.

– Одной из главных тем визита представителей Еврокомиссии в Москву была недавняя газовая война между Россией и Украиной. Какие уроки из нее извлек для себя ЕС?

– Этих уроков очень много. Мы отчетливо почувствовали, что в ЕС существует риск энергозависимости. Причиной кризиса стали двусторонние проблемы между Россией и Украиной, однако больше всех пострадали именно европейские потребители. Теперь мы должны прилагать усилия для того, чтобы такая ситуация никогда не повторилась в будущем. Мы намерены усиливать интеграцию энергосистем внутри ЕС и продолжать проводить единую энергетическую политику. И конечно, ЕС будет работать над обеспечением безопасности поставок энергоносителей в Европу и диверсификацией маршрутов и источников этих поставок.
– Как вы оцениваете миротворческие усилия наблюдателей ЕС? Почему конфликт в итоге был решен премьерами Тимошенко и Путиным без участия Брюсселя?

– Я бы все же не стал называть наших наблюдателей "миротворцами". Эта миссия сыграла свою стабилизирующую роль, но поскольку корень конфликта лежал в двусторонних противоречиях, то и конец ему был положен именно двусторонними усилиями Москвы и Киева.

– Считает ли ЕС Россию по-прежнему надежным поставщиком газа, а Украину – надежной транзитной страной?

– Репутация обеих стран в ЕС сильно пострадала, прежде всего сред и простых потребителей. И теперь Москва и Киев должны сами предпринять определенные действия для того, чтобы восстановить доверие к себе. Что касается России, то она будет оставаться одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в ЕС, а потому мы будем продолжать с ней диалог и искать точки сближения. Но это не отменяет задачи по диверсификации.

– Возможным источником диверсификации российское руководство называет проекты Nord Stream и South Stream. В Брюсселе разделяют это мнение?

– Что касается газопровода Nord Stream, здесь наша позиция не изменилась. Мы по-прежнему считаем его одним из приоритетных для ЕС проектов в области энергетики, что отражено в нескольких программных документах Еврокомиссии. Но мы поддерживаем этот проект только при условии, что будут соблюдены все экологические требования. Экосфера Балтийского моря – очень хрупкая вещь, к которой надо подходить с осторожностью, и Еврокомиссия от этого принципа не отступится. Что же до South Stream – мы не против этого проекта. Если страны и компании хотят в нем участвовать – пожалуйста. Но South Stream не является для нас приоритетом, для нас куда важнее проект Nabucco.

– Вы считаете, что Nabucco действительно может ослабить энергозависимость ЕС от России?

– Прежде всего проект Nabucco не направлен против России. Речь идет в лучшем случае о дополнительных 31 млрд кубометров газа в год, так что российский газ мы по-прежнему будем закупать в существенных объемах. Но Nabucco дает возможность диверсифицировать источники поставок, в то время как South Stream приводит нас опять к тому же российскому газу.

– Перспективы заполнения трубы все еще туманны. Каким газом ЕС наполнит Nabucco?

– В регионе, который должен стать ресурсной базой для Nabucco, очень много газа. Азербайджан уже готов участвовать в проекте, есть газ, который доставляется в ЕС по газопроводу Баку–Эрзерум. В Туркмении, как показывают последние геологические данные, куда больше газа, чем предполагалось раньше. Пока что Ашхабад в основном продает свободные объемы России, но страна, безусловно, заинтересована в диверсификации маршрутов экспорта. Одним из направлений может стать Европа.

– Вы ничего не говорите об Иране. Значит ли это, что ЕС исключает возможность использовать иранский газ?

– Конечно, такой возможности мы не исключаем хотя бы потому, что Иран обладает вторыми в мире доказанными запасами газа. Но сейчас наше сотрудничество омрачает вопрос обогащения урана, а потому мы пока не видим Иран в проекте Nabucco. Но мы ведем активные дипломатические переговоры с Тегераном, и если вопрос с ядерной программой будет решен, почему бы нам не начать сотрудничать и в газовой сфере?

– Другой проблемой Nabucco является желание Турции быть не просто транзитной страной, но и продавать газ самой.

– Это очень серьезный вопрос. Президент Абдулла Гюль и премьер Тайип Реджеп Эрдоган неоднократно заявляли, что Турция будет надежной страной для транзита энергоносителей. ЕС рассчитывает, что Анкара будет придерживаться взятых на себя обязательств.А

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢