"Фаина" сошла на землю, или Кто сдал судно пиратам?

Точка зору

Родные и близкие вместе с президентом Виктором Ющенко встретили моряков с судна "Фаина" в аэропорту "Борисполь". Спустя четыре с половиной месяца они вернулись в Украину.

Пока наши соотечественники находились в плену, пираты отпустили не одно судно, включая супертанкер "Сириус Стар", перевозивший нефть на сумму $100 млн. Судно пробыло в плену два месяца, а потом было освобождено за выкуп в размере $3 млн.

Как отметили интернет-газете "СЕЙЧАС" моряки, какие бы в адрес украинских властей и спецслужб не звучали обвинения со стороны родственников и оппозиционных сил, операция по освобождению "Фаины" была проведена достаточно профессионально. "Большего в этой ситуации, невозможно было сделать, – заявил интернет-газете "СЕЙЧАС" член Ассоциации морских капитанов Александр Сорокий. – Всем были понятны чувства родственников, их страх и переживания. Но это была война".

В защиту украинских спецслужб выступил также владелец судна "Фаина" Вадим Альперин. "Освобождение "Фаины" было бы невозможным без поддержки украинского государства, в частности, офицеров украинских спецслужб, которые вместе с представителями судовладельца в разных странах мира с первого и до последнего дня вели беспрецедентно сложные переговоры с пиратами", – заявил он.

Украина впервые проводила переговоры с пиратами о выкупе военного груза. До этого момента в стране не было ни оперативной группы по реагированию на захваты, ни профессионалов, считает председатель профсоюза дальнего плаванья Александр Мамытхужин. Это и привело к затягиванию переговоров, отметил он интернет-газете "СЕЙЧАС".

Те, кто обещали оперативно выкупить "Фаину", не понимали всей серьезности дела, считает Мамытхужин. "Мне все обстоятельства не известны, но можно было бы быстрее договориться. Иногда, у нас не сразу берутся за дело. Например, когда идет "груз 200" (цинковый гроб – "СЕЙЧАС"), то МИД не активно принимает в этом участие. Приходится звонить дипломатам, договариваться", – добавил Мамытхужин.

По мнению судовладельца, достигнутые договоренности срывались из-за вмешательства третьих лиц. По данным газеты "КоммерсантЪ", было не менее 30-ти попыток сорвать переговоры. Это – один из главных недочетов операции, считает первый главнокомандующий Военно-морских сил Украины Борис Кожин (в 1992 году).

"Нужно было приструнить тех, кто пытался создавать себе на "Фаине" рекламу, кто собирал деньги, несанкционированно выходил на пиратов или моряков. Спецслужбы должны были предотвратить этот бедлам любым способом", – заявил он интернет-газете "СЕЙЧАС".

Напомним, родственники моряков, депутаты от Партии регионов и омбудсмен Нина Карпачева не раз обвиняли украинское руководство в бездеятельности, выходили на связь с "Фаиной" и собирали деньги для выкупа.

После освобождения "Фаины" к Службе внешней разведки осталось ряд вопросов. В частности, действительно ли судно захватили по наводке? Если да, то откуда была утечка информации?

Появившуюся в СМИ информацию, что "Фаину" сдали по звонку из Одессы через грузинского мобильного оператора, Сорокий назвал невероятной.

"Фаина" вышла в плавание из порта "Октябрьский" (г. Одесса) с соблюдением режима секретности. Через этот порт еще во времена СССР отправляли оружие в Африку и Азию. "Сотрудники одесского порта не могли связаться с племенами сомалийских пиратов. Пока "Фаину" не захватили, о ней в Одессе никто не знал", – заявил Сорокий.

Вероятнее всего, судно "сдали" работники порта в Момбасе. В этой части света зарабатывать на продаже информации пиратам – обычное дело. "Я уверен на 99%, что сдали в Момбасе. Именно в порту назначения, а не отправки знают место нахождение судна в океане", – заявил Сорокий.

Журналисткой "уткой" Сорокий назвал информацию, что освобождению "Фаины" препятствовали спецслужбы других стран, которые пытались вытеснить Украину с африканских рынков вооружения.

Действительно, идет серьезная борьба за право поставок оружия в Африку, но в случае с "Фаиной" этого не было, уверен Сорокий. "Подобные заявления – бред. Лучше бы подумали, почему "Фаина" шла без охраны, и наказали виновных", – считает моряк.

Подавляющее большинство морских экспертов уверены, что захват "Фаины" не связан с отсутствием конвоя. Какому-то судну с оружием на борту суждено было стать первой жертвой пиратов, чтобы мировая общественность всерьез задумалась о борьбе с корсарами.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢