Игорь Черкашин: «Ниже потребления 50 млрд. куб. м газа в год мы все равно не опустимся в обозримом будущем»

Точка зору

Вновь возникшие угрозы энергетической безопасности страны заставили правительство активизировать обсуждение темы энергоэффективности. Председатель Национального агентства по обеспечению эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР) Игорь Черкашин рассказал «i», какие меры будут приняты немедленно и сколько планируется потратить на внедрение энергосберегающих технологий.

— На одном из последних заседаний правительства министры много времени уделили вопросам энергосбережения. Вероятно, Юлия Тимошенко, учитывая нынешние экономические реалии, требует от вашего ведомства немедленных и эффективных действий. Что уже сейчас можно сделать для повышения энергоэффективности отечественной экономики?

— Есть ряд мер, которые можно осуществить с относительно небольшим бюджетированием и которые имеют короткий срок окупаемости. В первую очередь речь идет о бюджетной сфере. Ситуация с энергосбережением там достаточно удручающая как в регионах, так и в центральных органах власти. Такой вывод позволяет сделать та информация, которую мы собрали за последние четыре-пять месяцев в разрезе всей страны. Огромный пласт энергопотребления проходит вообще без какого-либо учета. А учет — это отправная точка для любой работы, направленной на экономию энергоресурсов. Нельзя говорить об экономии, если ты не знаешь, а сколько ты, собственно, потребляешь.

— Что именно не учитывается?

— Как правило, тепло и вода. Электричество за счет более качественного законодательства в основном учитывается. По нашим данным, охват приборами учета здесь составляет 96% по всей стране. Хотя недостающие 4% — это тоже очень много, если принять во внимание, что у нас 244 тыс. объектов бюджетной сферы. А вот по теплу и воде проблемы серьезные. Учет в общем по стране составляет 30-35%. По некоторым областям, конечно, есть хорошие показатели — доходит до 60-70% учета. В других областях учетные приборы установлены только на 9% объектов бюджетной сферы. Отсюда мы получаем оплату за отопление по квадратным метрам и оплату за воду исходя из количества работающих. В итоге когда мы сравниваем стоимость, оплаченную за эти энергоносители (с нормами расхода в зданиях, согласно стандартам), то в некоторых местах получаются дикие ситуации. Например, нормы, предусмотренные стандартами, в 28 раз превосходят то, что реально оплачено.

Собственно, я могу догадываться, почему предшественники нашего правительства не занимались наведением порядка. Это достаточно простой способ перетекания средств из защищенных статей бюджета в тепло-, водо- и энергокомпании.

— Выходит, сначала необходимо организовать учет, а после этого заняться непосредственно уменьшением энергопотребления?

— Да, как ликвидировать потери уже все понимают. Для начала нужно все же подсчитать. По моим расчетам, при элементарном наведении порядка в расчетах мы сократим расходы бюджета минимум в половину.

— За счет чего?

— За счет того, что мы просто будем считать и платить за посчитанное, а не по квадратным метрам. Ведь я еще раз повторю — сегодня происходит перетекание бюджетных средств в компании, поставляющие тепло, воду, электричество. Проще брать по квадратным метрам, чем за реально поставленное тепло. Поэтому на эти квадратные метры списываются все потери на теплотрассах, на оборудовании в котельных и т. д. Там все просто — все потраченное делят на количество квадратных метров. И хочешь не хочешь, заплати.

— Чего не хватает, чтобы навести порядок с учетом энергопотребления в бюджетной сфере?

— Нормативно-правовой базы нам достаточно. Бюджетной сфере не хватает желания Минфина дать бюджетникам механизм использования средств, который бы разрешил часть средств, расходуемых на коммунальные нужды, перенаправить на установку приборов учета. В общем по стране это даст колоссальный экономический эффект именно в деньгах. Я не говорю, что это даст, скажем, экономию газа, но в деньгах оно даст реальную экономию. Тогда в бюджете появятся средства для того, чтобы перейти к следующему этапу — к собственно экономии энергоресурсов.

Следующий шаг в бюджетной сфере — это индивидуальные тепловые пункты. Суть их в общих чертах заключается в том, что за счет этого устройства происходит регуляция объемов поставляемого теплоносителя вовнутрь здания. И если внутри здания температура превышает заданную норму, то включается внутренняя циркуляция и прекращается подача тепла извне. Как только температура опуститься до какого-то предела, произойдет подкачка дополнительного тепла из внешней системы. Естественно, перед этим тепловым пунктом должен стоять счетчик. И тогда станет невозможной ситуация, когда на улице будет солнце, а в батарее — кипяток.

— А как аргументирует Минфин свое отношение к проблеме?

— Аргументов у них достаточно. От некоторых аргументов слезы на глаза наворачиваются, от некоторых — смех разбирает. Наша организация должна, например, разрабатывать инструменты покрытия расходов бюджета. Мы должны разработать инструменты сокращения потребления энергии и эффективного использования энергоресурсов. А нам предлагается — для выделения нам денег — сразу нарисовать Минфину схему, чем покрывать эти затраты бюджета. Но мы ведь не финансисты! Мы Минфину официально говорим: давайте распределять обязанности. У вас 30 млн. грн. на науку в сфере финансов запланированы в бюджете, и вы можете заказать разработку методики, из каких источников покрывать затраты бюджета на расходы в сфере энергоэффективности.

Почему-то энергоэффективность воспринимается как задача конкретного ведомства. Почему-то в сознании чиновников до конца не сложилась картина, что надо всем коллективно вытаскивать страну из того состояния, в котором она оказалась.

— Но тут не только о сознании чиновников нужно речь вести.

— В первую очередь — чиновников. Ведь именно они в нормальном государстве создают правила игры. Задача чиновника — не ставить счетчики, теплопункты или биогазовый завод. Это вопрос технарей, бизнеса, инвесторов. А задача чиновников — создать такие правила, когда становится экономически нецелесообразно потреблять больше энергии, чем положено. И не просто из-за цены, но из-за штрафных санкций и — для бюджетной сферы — наказания за нецелевое использование средств. На мой взгляд, оплата энергоносителя без прибора учета — это нецелевое использование бюджетных средств. А за это вообще-то есть уголовная ответственность.

— Сложно не согласиться.

— Но почему-то об этом молчит и Контрольно-ревизионное управление, хотя оно должно было кричать об этом в первую очередь. Ведь здесь речь фактически не об экономии энергоресурсов, а об экономии бюджетных средств.

— Как финансируется работа НАЭР в этом году?

— Зарплата сегодня, конечно, у всех порезана, и тут нам особо слезы лить нет смысла. Наша экономика действительно не в очень хорошем состоянии, как и у близлежащих стран. Но есть затраты, без которых работа нашего ведомства невозможна. Это, в первую очередь, финансирование науки. К нам выстраиваются очереди людей, которые болеют за страну и просят денег на доработку опытных образцов, чтобы внедрить их в производство или выпустить малую серию. Но у нас нет этих средств. И когда люди обращаются в Минфин с просьбой: «Дайте денег», то Минфин отписывается: «А для этого есть НАЭР». Откройте бюджет и посмотрите: на науку по энергосбережению там предусмотрено 1,3 млн. грн.

Мы в прошлом году начали разработку энергостандартов и сделали технические задания по ряду стандартов. При этом введение этих 11-15 стандартов резко сократит возможность увеличения тарифов и цен. Но сегодня их нужно доводить до завершения, а денег просто нет. Получается, что часть денег мы уже потратили, но нам срезали это финансирование. И как дорабатывать стандарты, никто не говорит. Мы показываем и премьеру, и первому вице-премьеру: как может быть, что наука в СНБО имеет около 30 млн. грн., наука в Минфине — почти 31 млн. грн. А вот наука на энергоэффективность — при всех разговорах о том, что это приоритет,— только 1,3 млн. грн.

Вторая больная тема для меня — это фактически отсутствие финансирования на командировки. Каким образом мы из Киева должны поддерживать инициативы на местах и рассматривать конкретный опыт внедрения технологий? По бумажкам и фотографиям? Ведь Минфин нарисовал нам 6,6 тыс. грн. годового фонда на командировки.

Третья тема — Минфин был категорически против популяризации энергоэффективности. Для этого по поручению премьера была разработана специальная программа. Но Минфин счел, что 900 тыс. грн. для подобной работы — слишком много.

— Все это говорит, что энергосбережение не является приоритетом госполитики.

— Для государства — это приоритет. Просто некоторые чиновники еще не поняли, где находится государство. Экономика первична, а финансы — вторичны. Финансы — это всего лишь один из инструментов. И когда мы их как фетиш ставим во главу угла и не видим за ними всей экономики…

— Юлия Тимошенко заявила, что «для финансирования программ энергосбережения необходимо около 1,5 млрд. грн.».

— Дальше пошло развитие этого тезиса, что финансирование для этих целей — почти 2 млрд. грн.

— Из стабилизационного фонда?

— Да. 500 млн. грн.— на ЖКХ и 1,5 млрд. грн.— Минрегионстрою. Премьер настроена выделить эти средства в самое ближайшее время. Они будут направлены на проекты, осуществляемые с объектами ЖКХ и по предложению регионов. НАЭР будет в данном случае выступать только в качестве эксперта.

Возможно, подойдут еще средства для проектов общегосударственного масштаба — они появятся после продажи киотских квот. Если с их продажей все пройдет нормально, какая-то часть средств должна пойти и на целевые финансовые программы по пилотным проектам госмасштаба. Мы предлагаем — и я это озвучивал на заседании Кабмина — создать три государственных «локомотивных» предприятия в разных сферах, которые смогли бы показать экономике, как эффективно использовать возобновляемую и альтернативную энергетику, а также внутренние ресурсы Украины.

— О каких концернах идет речь?

— Первый — это госконцерн «Биотопливо Украины». Мы предлагаем создать его на базе существующих спиртзаводов, у которых есть разрешение на производство биоэтанола. При этом в комплексе у завода строится биогазовый микрозавод для своих внутренних нужд за счет отходов биоэтанольного производства. В качестве добавочного производства — изготовление биодизеля по технологии микроводорослей для утилизации выброса углекислого газа, образующегося при производстве биоэтанола. Таким образом, получится замкнутый цикл, который позволит по максимуму использовать киотские квоты за счет полного отсутствия выброса в атмосферу. Во-вторых, это решит проблему топлива для транспорта бюджетно-коммунальной сферы.

Второе направление — это твердая биомасса. Мы предлагаем правительству создать такой концерн на базе «Укрторфа», который имеет самую большую биомассу в стране. Кроме леса, правда. Но лес целиком расходовать на биомассу — это расточительство. Есть отходы древесины, санитарная вырубка и т. д., и это можно использовать. Мы считаем, что торф и древесина — очень сходные продукты, и технологически есть смысл их объединить в рамках модернизированного концерна «Укрторф».

Третье направление — возобновляемая энергетика, куда мы предлагаем объединить экстравагантные виды возобновляемой энергетики, такие как ветер, малая гидроэнергетика, солнечная и геотермальная энергетика и т. д. Сегодня это достаточно разобщенные станции, находящиеся в управлении разных ведомств, которые часто не знают, что со всем этим делать. Объединение всего этого в одно предприятие с единым финансированием позволит, на наш взгляд, модернизировать эти предприятия, привлечь туда на лизинговых схемах оборудование отечественных и западных производителей.

Возобновляемая энергетика — там вообще сложно. Опыт развитых стран показывает, что сегодня эти направления не являются экономически целесообразными, с точки зрения конечного покупателя. Но их нужно развивать с точки зрения научного и технологического прогресса. И тут важно сознание общества: лучше уступить в чем-то в цене, но уйти от энергозависимости.

— Премьер сделала особый акцент на том, что 20 млрд. куб. м газа можно заместить топливом, добытым из отходов растениеводства, древесины и биогаза. Насколько это реалистично?

— У нас есть общий баланс замещения — 79 млн. т условного топлива. Это вся возобновляемая альтернативная энергетика, что эквивалентно 70 млрд. куб. м газа. В принципе, закрывает все потребности, как видите. Так что Юлия Владимировна называет правильные цифры.

— И насколько затянется этот процесс?

— Тут все зависит от того, какое будет финансирование и как оно будет осваиваться. Сначала нужно ставить вопрос — есть деньги или нет. Мы услышали — деньги есть. Второй вопрос — сколько? Мы это услышали. Теперь мы определяемся, на что эти деньги могут быть направлены. Еще раз повторю, что 500 млн. грн. направляются на модернизацию ЖКХ. Эти средства уже не могут быть направлены непосредственно в развитие потенциала биотоплива, поскольку это будет нецелевое использование средств.

Эти деньги должны пойти, прежде всего, на замену оборудования. Хотя вряд ли министр ЖКХ Алексей Кучеренко пустит туда все 500 млн. грн.— он будет настаивать и на модернизации собственно самих зданий. И будет прав, потому что 40% потерь происходят непосредственно в зданиях. И тут нужно подумать и разобраться, какие проекты стоит запускать по замене энергоносителя и какие — по модернизации потребителя. И тогда мы получим хороший суммарный эффект. Необходимо проводить модернизацию магистралей и уже сегодня запретить прокладку труб без предизоляции. В 2008 г. в стране было проложено только 236 км предизоляционных труб. Это же ничего в масштабах всей Украины! А без предизоляции — это тепло на ветер.

— Как вы относитесь к идее налоговых преференций (по НДС, налогу на прибыль) для предприятий, реализующих энергосберегающие проекты?

— Положительно. Но тут нужно говорить четко — преференции не для предприятий, а для видов деятельности. К сожалению, сегодня в законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мер по энергосбережению» (от 16.03.07) преференция была дана предприятиям при внедрении энергоэффективного проекта. Но никто, нигде и никогда не определил, какого энергоэффективного проекта. И что таковым нужно считать? Замену лампочки?

— Иными словами, для предоставления налоговых поблажек необходимы четкие критерии?

— Да. Критерием может быть только сокращение тонн условного топлива на единицу продукции. А у нас идет колоссальное сопротивление, мол, давайте мы это нормирование вообще чуть ли не уберем.

— И в этом случае налоговые преференции, связанные с энергосбережением, могут использоваться просто для минимизации налогообложения?

— Если будет вид деятельности освобождаться, то вряд ли. Хотя наш человек хорошо натренирован государством и что-то будет придумывать. Замминистра финансов Игорь Уманский во время заседания Кабмина сказал, что поступления в бюджет от предприятий, использующих альтернативные возобновляемые энергоресурсы, фактически равно нулю. Таким образом, если данные предприятия будут освобождены от налогообложения по виду деятельности при использовании энергосберегающих технологий, то, по мнению господина Уманского, бюджетные потери будут минимальны.

По НДС — решили подумать и посчитать, потому что здесь есть возможности для минимизации. Позиция премьера такова: если эти энергоресурсы вторичны, то они имеют нулевой НДС. Это же мусор по своей сути, и там не может быть НДС. Но тут возможна минимизация, если вспомнить те времена, когда угольщики имели нулевой НДС. Получалось, что закупка оборудования шла с НДС, а конечный уголь был без НДС, и государство вынуждено было еще компенсировать угольщикам размер НДС, возникающий за счет закупки оборудования. А у них постоянно шел оборот материалов, оборудования и т. д. И там возникала большая дыра. Потом это все отменили, и на уголь также ввели НДС.
— Когда закончится разработка этих налоговых преференций?

— Это вопрос к Минфину. Им задачи и сроки поставлены. Думаю, что премьер будет этот вопрос контролировать, а мы будем периодически напоминать Минфину об этом.

— Что вы думаете по поводу введения двухпроцентной целевой надбавки за газ и нефть собственной добычи, которая будет направляться на финансирование пилотных проектов по переходу на альтернативные виды топлива?

— Это может дать эффект колоссальной мультипликации привлеченного капитала. Двухпроцентная надбавка уже есть. Кстати, премьер и не говорила о внутренней добыче — шел разговор обо всем газе и всей нефти. Но в бюджете есть только надбавка на газ — на нефть ее нет. Таким образом, использование этой надбавки на газ можно урегулировать даже постановлением Кабмина. А вот на нефть — только через закон. Но та надбавка, которая уже сегодня есть, позволяет получить 760 млн. грн. Если будет принято политическое решение и надбавка будет направлена на удешевление процентов по кредитам, то при нынешней учетной ставке мы бы смогли реально привлечь около 7 млрд. грн. кредитных ресурсов.

— Сегодня стали публичными газовые контракты, подписанные руководством НАК «Нефтегаз» и «Газпромом». Там прописано обязательство Украины ежегодно закупать 52 млрд. куб. м газа.

— Вы вряд ли держали в руках оригинал контракта. Я его тоже не держал, поскольку это вопросы «Нефтегаза». Я не знаю, соответствует ли оригиналу текст контрактов, опубликованный в интернете. Но если исходить из этого текста, то я там не увидел запрета на продажу газа собственной добычи. И тут важно, что ниже потребления 50 млрд. куб. м газа мы все равно не опустимся в обозримом будущем.

— Грустный у вас прогноз.

— Почему грустный? Расскажу об опыте Японии, которая в середине 70-х приняла закон об энергосбережении. Дважды они ужесточали нормы этого закона. В первую очередь — по нормированию энергопотребления зданий, потреблению энергоресурсов и т. д. В эти программы японцы вкладывают колоссальные средства, причем это делается слаженно всем государством, поскольку общество нацелено на энергосбережение. Так вот, они только в прошлом году сделали расчет, что к 2014 г. они подойдут к пику роста энергопотребления, после чего начнется его снижение.

— Получается, что это очень плавные процессы.

— Это не может быть по мановению волшебной палочки. В любом случае, рост потребления энергоресурсов происходит непрерывно.

— Какие темпы по энергоэффективности демонстрирует Украина?

— По отношению к ВВП мы плавно снижаем энергоемкость экономики (см. график). Тут важно, что одно время было достаточно резкое снижение энергоемкости ВВП, а потом пошла плавная стагнация. Мы подошли к тому пределу, когда требуется коренная реконструкция мощностей. За счет оперативных мер ресурс фактически исчерпался. Нужны конкретные стратегические инвестиции в оборудование и переход на новые технологии.

Игорь Юрьевич Черкашин родился 29 декабря 1965 г. в Караганде (Казахстан). В 1989 г. закончил Московский горный институт (специальность — горные машины и комплексы), а в 2004-м — Национальный донецкий университет (специальность — «правоведение»). 1987-1989 гг.— инженер-конструктор Института «Донавтоматгормаш» НИО «Автоматгормаш» (Донецк). 1989-1990 гг.— инструктор отдела по комплексно-экономическому и социальному развитию исполкома Донецкого горсовета. 1990 г.— главный специалист по организации производства строительных материалов консорциума «Радон» (Донецк). 1990-1991 гг.— коммерческий директор кооператива коммерческо-консультационного бюро «Трион» (Донецк). 1991-1992 гг.— директор агентства «Инна» (Донецк). 1992-2008 гг.— гендиректор НПО «Энергосоюз» (Донецк). С марта 2008 г.— председатель НАЭР.

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢