Ударное горючее

Точка зору

Отечественный рынок нефтепродуктов по-прежнему упорно игнорирует мировые тенденции. Несмотря на то что нефть продолжает дешеветь, за последний месяц горючее в стране подорожало в среднем на 12%. Эксперты говорят, что этот процесс только набирает обороты и уже к концу февраля цены могут подскочить еще на 8%. Причин тому участники рынка называют массу — от фискальных начинаний правительства до колеблющихся курсов валют. Отраслевые же эксперты полагают, что нефтяники не хотят терять прибыль.

В течение прошлой недели наиболее оперативно таблички на стелах АЗС менялись в Крыму, где стоимость А-95 повысилась сразу на 5% — до 5,7 грн. В результате этот регион превзошел такие традиционно дорогие области, как Закарпатская, Ивано-Франковская, Киевская и Одесская, где он продавался по 5,6 грн./л (в среднем по стране — 5,55 грн./л). Нефтетрейдеры связывают удорожание с тем, что 10 января 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения». Согласного документу ставка акциза на бензины выросла на 83% — до 110 евро/т реализованной продукции.

Правительство считает наметившуюся тенденцию несправедливой и уже обратилось к Антимонопольному комитету и Госинспекции по контролю над ценами с требованием проверить обоснованность повышения цен на светлые нефтепродукты. «Было принято решение, что на протяжении недели изучается ценовая политика продавцов и импортеров, а также производителей нефтепродуктов. После завершения проверки примем все необходимые решения», — сказала на минувшей неделе премьер-министр Юлия Тимошенко. Пущего эффекта словам главы правительства придало решение Антимонопольного комитета, который в этот же день объявил о том, что оштрафовал приватовскую «Оптиму-трейд» на 1 млн грн. «за злоупотребление монопольным положением на рынках розничной торговли нефтепродуктами в Днепропетровской, Запорожской и Черкасской областях».

Впрочем, такое решение ведомства Александра Мельниченко наверняка никто из нефтяников не воспринял всерьез. Ведь за последние несколько лет как минимум четыре нефтекомпании («Авиас», «Сентоза ойл», «Укртатнафта» и «Линик»), которые за подобные нарушения штрафовал АМКУ, благополучно избегали санкций.

Жесткие заявления власти выглядят еще более комично на фоне последних расчетов Секретариата экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов (в состав которого входят представители Минтопэнерго), который ежедекадно устанавливает для участников рынка ценовые ориентиры. Так, по данным этой организации, к середине февраля литр А-95 может стать дороже в среднем по стране еще на 3% (5,7 грн./л), а дизельное топливо имеет шансы вырасти в цене с нынешних 5,71 грн./л более чем на 2% — до 5,84 грн./л.

Экономическое обоснование такого прогноза известно, наверное, только Секретариату. Ведь две базовые составляющие цены на горючее в Украине — котировки нефти и курс доллара — в последнее время демонстрируют прямо противоположную динамику. Так, на протяжении ноября 2008 г. (когда нефть закупалась на переработку в январе 2009 г.) баррель Urals стоил в среднем $50. В свою очередь в декабре прошлого года (когда сырье приобреталось на переработку в феврале) Urals реализовывалась уже на 25% дешевле — в среднем по $40/баррель. Не играл на повышение и курс доллара на межбанке, за который закупается импортное топливо для Украины. Так, если в конце декабря 2008 г. — начале января 2009 г. нефтяники приобретали его в среднем по 8,1 грн., то в течение последних двух недель доллар котировался на уровне 7,9 грн. «Экономического обоснования прогнозам Секретариата нет. Если сегодня на бирже ARA (Амстердам–Роттердам–Антверпен. — «ДС») купить 95-й бензин премиум-класса, добавить к нему затраты на логистику, новую ставку акцизного сбора, текущий курс доллара, а также заложить 15%-ную розничную маржу, то цена этого топлива на отечественной заправке должна составить 4,97 грн./л (а не 6 грн./л, как сейчас. — «ДС»)», — отмечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

При таком раскладе грядущее удорожание горючего в нашей стране, о котором говорят в Секретариате, можно объяснить только одним существенным фактом: катастрофическими темпами снижения доходности участников рынка из-за того, что в одночасье обедневшие украинцы стали тратить на бензин меньше денег. Так, если в декабре 2007 г. емкость отечественного рынка нефтепродуктов составляла $1,03 млрд, то по итогам декабря прошлого года этот показатель снизился до $0,7 млрд. В свою очередь, если в январе 2008 г. она равнялась $0,98 млрд, то в январе текущего года — уже $0,64 млрд. И это притом что топливо немного подорожало. В такой ситуации трейдеры могут достигнуть сохранения своих доходов двумя способами: либо снизить качество нефтепродуктов, либо поднять цену. Идти по первому пути опасно, ведь по итогам проверок в 2008 г. Госпотребстандарт снял с реализации 1,87 млн л горючего из-за нарушения стандартов качества. Поэтому приоритетность использования второго варианта кажется очевидной.

При нынешнем положении дел прогнозировать поведение цен на бензин в долгосрочной перспективе весьма проблематично. Сейчас невозможно предугадать, как долго и в каких объемах будут снижаться объемы его розничных продаж в Украине. По предположениям Геннадия Рябцева, этот процесс только начался и продлится как минимум до начала сезона (апреля–мая), когда отмечается повышенный спрос на горючее. «Если отталкиваться от объективных рыночных факторов, то сейчас стоимость А-95 должна составлять порядка 5 грн./л. Но на нашем рынке фактически нет конкуренции, поэтому мы будем наблюдать удорожание топлива на уровне 2% в неделю как минимум до конца февраля», — говорит г-н Рябцев. Если этот прогноз сбудется, то уже к началу весны литр 95-го в Украине будет продаваться примерно по 5,9 грн. Единственное, что может остановить нефтетрейдеров, — это массовый отказ потребителей покупать бензин по чрезмерно завышенным ценам.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢