Подробнее Запомнить город


Металл возвращается в порты

09.02.09 , Дело
размер текста:

Один из крупнейших портов Украины — Одесский морской торговый порт — надеется удержать объем переработки грузов на уровне плановых показателей прошлого года. Это 28 миллионов тонн.

Украинские порты кризис не мог обойти стороной: снижение объемов внешней торговли автоматически означает падение переработки грузов. В Одесском морском торговом порту в январе грузопереработка уменьшилась на 745 тысяч тонн, или на 25%, по сравнению с январем прошлого года. И все же есть позитивные моменты: активизировавшийся экспорт зерна и оживший экспорт металла.

Кто больше пострадал

Дыхание кризиса Одесский порт начал ощущать в октябре. Однако если в порту в целом снижение переработки одних грузов частично компенсируется за счет увеличения других, то работающие в порту компании с узкой специализацией ощущают спад в экономике и снижение импорта из-за девальвации гривни куда сильнее.

«Одесский порт достаточно диверсифицирован по видам грузов. Стивидорные (перевалка и хранение грузов. — «ДЕЛО») и транспортные компании, ориентированные исключительно на металл, пострадали существенно, — говорит Роман Дамаскин, генеральный директор транспортно-экспедиторской компании «Новолог Сервисиз». — Снижение производства и продаж продукции металлургических комбинатов привело к снижению объема перевалки». По его словам, некоторым операторам помогло то, что их клиенты смогли быстро среагировать на изменение рыночных условий. Ведь они также заинтересованы выйти из кризиса с меньшими потерями.

Неблагоприятной можно также назвать нынешнюю рыночную конъюнктуру и для стивидорных компаний, которые ориентированы на перевалку контейнеров. Недогруженность мощностей по переваливанию контейнеров подтвердила пресс-служба ОМТП: «В январе грузооборот контейнеров снизился на 12,56 тысячи TEU (международное обозначение 20-футового контейнера), или на 36,5%, по сравнению с январем 2008 года».

По словам исполнительного директора стивидорной компании «Гамбург порт консалтинг — Украина» Бронислава Суходольского, в январе загрузка контейнерного терминала этой компании в Одесском порту составляла 56% от уровня января 2008 года.

В конце года стивидорной компанией «Бруклин-Киев Порт» был достроен новый контейнерный терминал. Загруженным терминал не назовешь: два новых современных погрузочных крана простаивали. Однако тут все же ожидали подход судна.

На самом деле на момент нашего визита в порт в конце января контейнерами загружалось единственное судно — на причале контейнерного терминала, где оперирует «ГПК-Украина». Контейнеровозов на выгрузке (импорт) в этот день и вовсе не было. А это показательно — ведь Одесский порт обрабатывает примерно половину контейнеров, транспортируемых через украинские морские порты. Не было в порту и разгрузки импортных автомобилей (морем поставляются в специальных контейнерах), а таких грузов Одесский порт, по словам главного диспетчера ОМТП Руслана Сахаутдинова, обычно перерабатывает около 20%. Остальное идет через Ильичевский порт.

Спасение в зерне

В прошлом году выросли объемы переработки наливных грузов. «В основном это транзитная нефть и нефтепродукты из России, Казахстана и Беларуси», — пояснил Сахаутдинов. Также увеличилась переработка зерновых грузов на экспорт. Благодаря чему Одесский морской торговый порт увеличил в 2008-м грузооборот до рекордного показателя — 34,56 миллиона тонн.

«В 2008 году мы перевалили 4,74 миллиона тонн грузов, тогда как в 2007-м — около 4 миллионов», — рассказывает Александр Пилев, начальник производственно-перегрузочного комплекса №5 стивидорной компании «Бруклин Киев». Терминал этой компании рассчитан на переработку сухих грузов широкого спектра, включая металл, уголь, зерно и сахар-сырец.

По словам Пилева, показатель 2008 года стал рекордным для терминала «Бруклин Киев». А достичь таких результатов удалось благодаря активизировавшемуся экспорту зерновых и подсолнечника — их было перевалено 3,3 миллиона тонн. Перевалка зерновых в портах активно ведется и сейчас. «С начала 2009 года нами перевалена 321 тонна зерновых грузов», — говорит Александр Пилев. По его словам, подсолнечник уходит в европейские порты, ячмень — в Саудовскую Аравию. К концу февраля в «Бруклин Киеве» ожидают возобновления импорта сахара-сырца.

Перевалка зерновых, как правило, ведется навалом с использованием припортового элеватора (их на территории порта три). Однако нам довелось наблюдать за погрузкой зерна прямым методом «вагон — судно». Отгрузка на экспорт (в Сирию) велась на терминале «Новолог». Преимущества такого метода заключаются в том, что зерно не падает с большой высоты (так было бы при перевалке через припортовый элеватор). Это актуально для кукурузы, которая «боится» высоты — ее зерно бьется.

Сухогрузы с пшеницей с причала, на котором оперирует стивидорная компания «Новолог», в последнее время уходили в направлении Египта.

Корректировка планов

В январе некоторое оживление работники порта отмечали в части перевалки металла. Его отгружали на Ближний Восток, в Северную Африку и Юго-Восточную Азию. Роман Дамасков отметил, что после 3-4-летнего перерыва возобновились поставки украинской металлопродукции в Китай.

В то же время операторы, специализирующиеся на контейнерной перевалке, не рассчитывают на восстановление грузооброта в ближайшие месяцы, прежде всего это касается импорта. Транзит контейнерных грузов тоже снижается — ведь и у наших соседей тоже есть проблемы, которые обуславливают снижение внешней торговли. Именно страны СНГ обеспечивают основные потоки транзитных грузов в ОМТП и другие порты Украины.

Правда, операторы контейнерного терминала не отчаиваются. Хорошая динамика первых трех кварталов прошлого года позволила компаниям «обрасти жирком».

В этом году порт планирует перевалить 28 миллионов тонн — столько планировали на 2008 год, а получилось на 6,5 миллиона тонн больше.

Если говорить о долгосрочных планах развития, то нынешнее руководство порта видит его в дальнейшей контейнеризации мощностей. Тут считают, что со временем часть навалочных грузов «уйдет» в контейнеры. Причем уже сегодня практикуется перевозка этих грузов по такой схеме.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
Офис президента обнародовал все пять вопросов, которые будут заданы украинцам в день голосования на местных выборах 25 октября. Один из них касается создания свободной экономической зоны на Донбассе.
19.10.20
"Зеленый" водород – экологически чистое топливо, которое может заменить ископаемые источники энергии уже в ближайшем будущем. Какие источники водорода существуют, и почему это топливо перспективно для Украины.
Алюминий подорожал до максимальных значений за полтора года. Стоимость металла на LME достигла 1863 долл/тонну за счет активного спроса в Китае и ослабления курса доллара.
16.10.20
"Банковская реформа" Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной. Создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей.
Летом ситуация на рынке труда значительно улучшилась и количество вакансий увеличилось на 47 процентов. Сейчас же работодатели заняли выжидательную позицию, пока не будет более-менее понятная ситуация со второй волной карантина.
16.10.20, Сегодня
В Украине с началом осени начался стремительный рост цен. Инфляция за сентябрь, по данным Госслужбы статистики, составила 0,5% за месяц. Экономисты говорят, что к концу года цены будут расти еще быстрее, до 2% ежемесячно.
15.10.20
В октябре, как ожидается, Верховная Рада рассмотрит подготовленный правительством проект госбюджета на 2021 год. Что не так с главным финансовым документом страны.
Ціни на оренду комерційної нерухомості знизилися і будуть знижуватися далі, попереджають експерти. Як криза позначилася на торговельній та комерційній нерухомості і яким буде майбутнє офісних працівників?
13.10.20
13.10.20, Капитал
Со времён окончания Второй мировой войны ни одно событие не оказывало такого глубокого глобального воздействия, как пандемия Covid-19. Эта пандемия спровоцировала кризис в здравоохранении и экономике в масштабах, которые мы не видели на протяжении жизни несколько поколений.
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20
16.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!