Тимошенко спасает приватовские АЗС от обесценивания

Точка зору

Совместный с властями запуск нефтепровода «Одесса — Броды» в период низких закупочных мировых цен на нефть дает шанс группе получить ключевой рычаг влияния на отечественную нефтяную промышленность — механизм вывода на отечественный рынок новых сортов легкой нефти.

КОНТРОЛЬ над новыми видами сырья обещает инициаторам как минимум серьезную экономическую выгоду — более глубокий, чем из российской нефти, выход светлых нефтепродуктов и, следовательно, эффективное оружие конкуренции. Как максимум допуск «Привата» к стратегически важному нефтепроводу даст повод «задобрить» власти при решении долголетних многомиллиардных споров о распределении прибылей «Укрнафты» и правах контроля над Кременчугским НПЗ «Укртатнафта».

К концу января Игорь Коломойский, один из учредителей ПриватБанка и недавний горячий оппонент премьер-министра Юлии Тимошенко, неожиданно для многих начал продвигать своих подчиненных на руководящие должности в государственных нефтегазовых компаниях. Так, глава правления НПК «Галичина» Александр Лазорко получил пост заместителя главы правления государственной трубопроводной монополии ОАО «Укртранснафта», а коммерческий директор «Укрнафты» Валентин Франчук начал претендовать на кресло одного из заместителей главы правления НАК «Нафтогаз Украины».

В период этих продвижений «Укртранснафта» (УТН) и международная компания «Сарматия» заявили о начале работ над бизнес-планом развития проектного использования нефтепровода «Одесса — Броды». План непосредственно связан с амбициями «Привата». Первый его этап предполагает отказ от действующего соглашения между УТН и российской компанией ТНК-ВР о ежегодной прокачке до 7 млн. т российской нефти, которая прокачивается по «реверсному» направлению из Брод в Одессу. Вместо этого закупку уже до 9 млн. т каспийской нефти и ее прокачку в изначальном проектном направлении Одесса — Броды — Ужгород начнут новые потребители — три чешских НПЗ польской компании PKN Orlen и два западноукраинских НПЗ, подконтрольных «Привату». Второй, параллельный по времени реализации пункт бизнес-плана предусматривает, что международная компания «Сарматия», созданная государственными нефтетранспортными компаниями Украины, Польши, Азербайджана и Литвы, начнет финансирование дальнейшей достройки нефтепровода «Броды — Плоцк» с целью дальнейшего вывода «Одесса — Броды» на полную проектную мощность до 30 млн. т в год.

ДИНАМИКА ПЕРЕГОВОРОВ И БАКИНСКИЙ ПРИЦЕЛ

До осени минувшего года ПриватБанк предлагал правительству отдать права операционного контроля над «Одесса — Броды» офшорной компании Milbert. Ее представители посетили Баку и попытались заключить с азербайджанской государственной нефтекомпанией Socar протокол о намерениях закупки крупного объема нефти. Переговоры в «офшорном» формате явно подразумевали передачу долей в офшоре третьим лицам, поэтому предложение было отвергнуто. После этой неудачи в Киеве произошла горячая перепалка между Кабинетом Министров и Секретариатом Виктора Ющенко, смысл которой сводился к диаметрально противоположным оценкам добросовестности намерений Коломойского.

В начале декабря правительство дало добро на то, чтобы от лица учредителей «Привата» на переговорах с Азербайджаном выступил не офшор, а непосредственно «Укрнафта», 51% акций которой принадлежит «Нафтогазу Украины». После чего переговоры возобновились.

На сегодня, по данным азербайджанской стороны, переговоры проходят продуктивно, правда, стороны не разглашают ни параметры будущих закупок, ни вероятность покупки азербайджанской стороной одного из украинских НПЗ. По слухам, ради реального торга в списке вероятных покупок фигурируют не только доли в принадлежащих «Привату» Дрогобычском и Надворнянском НПЗ, но и акции Херсонского НПЗ владельца нефтекомпании WOG Игоря Еремеева (его НПЗ имеет техническую возможность принимать нефть из Одессы или порта Южный). В случае успешного завершения переговоров с «Приватом» Socar со своими или транзитными казахстанскими ресурсами сможет прорваться на рынок Восточной Европы. Приход в Украину обещает азербайджанцам сбыт больше чем 5 млн. т в нескольких странах.

АНТИКРИЗИСНАЯ ТАБЛЕТКА: СЪЕЛ, НЕ ЭМИГРИРОВАЛ

С каждым пунктом падения мировых цен на нефть адекватно растет риск снижения рыночной стоимости сетей АЗС, нефтебаз и нефтетерминалов «Привата», ведь именно в этот сектор группа вложила большую часть инвестиций. Конечно, пошатнуть позиции «Привата», который давно и четко нацелился на концентрацию в своих руках не менее чем полутора тысяч АЗС, пока никому не удалось. Но кто знает, какую сбытовую политику решат проводить завтра импортеры белорусских, литовских и румынских нефтепродуктов или более предсказуемые российские владельцы Лисичанского или Одесского НПЗ? Вряд ли сегодня кто-либо в Киеве даст ответ на этот вопрос.

Но вполне надежно нейтрализовать обесценивание этих активов сможет привязка сетей сбыта к заводам — потребителям новых сортов нефти. Более высокая глубина переработки и стабильность снабжения определят дополнительные «ценовые зазоры» для родственных сетей АЗС, стоимость которых, невзирая ни на какие кризисы, нужно поддерживать на должном уровне любыми методами. Вплоть до перемирия с недавними самыми ярыми противниками во власти, один вид которых не вызывал никаких других желаний, кроме как острого желания эмиграции.
Взамен премьер получила семь приватовских штыков в парламенте, которые гарантируют ей сохранение нынешней коалиции. Как долго будет длиться «любовь» между Коломойским и Тимошенко, зависит только от того, как долго Тимошенко будет находиться у власти и как долго эти семь штыков будут для нее критично необходимы. В любой удобный момент стороны разорвут «контракт» на вынужденную дружбу. Правда, пока не известно, успеют ли приватовцы окончательно застолбить за собой направление Одесса — Броды.

Кроме того, как стало известно «k:», в пакете договоренностей с группой «Приват» будет рассмотрен вопрос передачи 100% дивидендов «Укрнафты» за прошлый год государству. Правда, пока не ясно, будут ли подниматься вопросы о дивидендах за 2006–2007 годы. Также в пакете договоренностей — молчаливое согласие государства с тем, что на Кременчугском НПЗ сохранится нынешний статус-кво или, в крайнем случае, произойдет формальная смена руководства.

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢