Подробнее Запомнить город


Вторые по пыткам

03.02.09 , Бизнес
размер текста:

Хоть стой, хоть падай

На прошлой неделе Киевская городская государственная администрация (КГГА) обнародовала отчет о выполнении столичного бюджета прошлого года. Документ, что называется, не для слабонервных. И дело даже не в том, что план по доходам и расходам в 2008 г. руководство столицы не выполнило — это мы уже проходили в позапрошлом году (см. БИЗНЕС №16 от 21.04.08 г., стр.26-28), а в том, на сколько не выполнило…

То, что рекордный по своим показателям горбюджет-2008 будет провален, стало понятно еще в начале четвертого квартала бюджетного года (см. БИЗНЕС №46 от 17.11.08 г., стр.34-36). Тогда эксперты прогнозировали невыполнение доходной и расходной частей на 3-4 млрд грн., однако реальность превзошла ожидания даже самых ярых критиков столичной власти. Если верить отчету КГГА, в городскую казну в 2008 г. поступило 20,4 млрд грн. вместо запланированных 24,5 млрд грн. То есть план по доходам выполнен на 83%, недостача составляет 4 млрд грн. Израсходовали киевские власти в прошлом году 21,4 млрд грн. при плане в 26,7 млрд грн. Для сравнения: в 2007 г. город недобрал доходов на 300 млн грн. (2% плана) и не профинансировал расходов на 2 млрд грн. (11%). Тогда мэрия просто не спешила расставаться с поступившими от сбора налогов и сборов деньгами. Это отразилось на финансировании так называемых капитальных расходов, в первую очередь — на строительство и транспорт, однако почти все текущие расходы, как-то: выплата зарплат и пенсий, финансирование образования, здравоохранения и т.д., были профинансированы в полном объеме.

В прошлом же году (особенно в его второй половине. — Ред.) КГГА не смогла собрать запланированный объем средств. Это незамедлительно сказалось на финансировании расходной части бюджета. В итоге ни одна статья расходов не была выполнена. В конце года мэрии пришлось отказаться даже от выплат надбавок к зарплатам бюджетников и к пенсиям — а ведь не секрет, что именно эти целевые группы являются электоратом нынешнего мэра (см. “Основные статьи…” на стр.20). О закупке оборудования и медикаментов для столичных больниц в конце года речь не шла вообще.

Отсутствие средств в казне прочувствовали на себе и коммунальные предприятия столицы. Впервые за время пребывания Леонида Черновецкого на посту градоначальника КГГА фактически не компенсировала убытки предприятиям “Киевэнергохолдинга”. В результате в начале нынешнего года “Киевэнерго” подало в суд иск к КГГА с требованием возместить более 500 млн грн. убытков, обусловленных несоответствием действующих тарифов ЖКХ и стоимости предоставляемых услуг (см. БИЗНЕС №1-2 от 12.01.09 г., стр.27). Кроме того, впервые с 2001 г. в столице зафиксирован рост задолженности по выплате зарплат бюджетникам. Согласно данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2009 г. задолженность составила 71 млн грн. (третий результат по стране), что почти в 11 раз больше, чем 1 января 2008 г. (см. “Задолженность…”). Фактически сорван план сдачи в эксплуатацию объектов инфраструктуры. В 2008 г. планировалось закончить строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода, реконструкцию Московской площади, а также ввести в эксплуатацию три новых станции метрополитена. Вместо этого была сдана лишь станция метро “Червоний Хутір”, которую первоначально намеревались открыть годом ранее. Кроме того, были начаты работы по реконструкции НСК “Олимпийский”.

А мы ведь предупреждали

Провал выполнения столичного бюджета-2008 обусловлен целым рядом причин. Безусловно, на столице, как и на стране в целом, отразился экономический кризис. Прежде всего это выразилось в сокращении рабочих мест и, как следствие, в невыполнении плана по сбору налога с доходов физических лиц, поступления от которого составляют 85% в структуре доходов бюджета столицы. В 2008 г. план поступлений от НДФЛ был выполнен на 85% (для сравнения: в 2007 г. — на 98%). Это объясняется, как уже говорилось, существенным сокращением во втором полугодии рабочих мест в Киеве и стремительным увеличением задолженности по выплате зарплат. Госкомстат пока не обнародовал данные о занятости населения Киева в прошлом году, однако в начале 2008 г. в столице официально насчитывалось 1,405 млн рабочих мест. По подсчетам Александра Сергиенко, директора Аналитическо-исследовательского цент­ра “Институт города” (г.Киев; с 2004 г.; 7 чел.), во втором полугодии прошлого года в столице были уволены около 200 тыс. человек, из которых 70 тыс. работали официально, т.е. платили налоги. “В первую очередь сократилось количество работающих в строительстве и розничной торговле. Однако не стоит забывать, что многие компании задерживают выплату зарплат сотрудникам, вследствие чего поступления от НДФЛ тоже снижаются”, — говорит Лариса Лисогор, руководитель департамента развития человека Института демографии и социологии (г.Киев; с 1994 г.). Кроме того, не стоит забывать, что план поступлений от НДФЛ столичные чиновники рассчитывали, исходя из прогноза, что средняя зарплата в Киеве по итогам года составит 3,5 тыс.грн. В то же время БИЗНЕС неоднократно писал, что этот показатель существенно завышен, и даже в начале года, когда о кризисе никто не думал, эксперты говорили о среднегодовой зарплате, не превышающей 3,2-3,3 тыс.грн. (см. БИЗНЕС №4 от 28.01.08 г., стр.36-40).
 
По данным Госкомстата, по итогам 2008 г. средняя зарплата в Киеве составила 3,07 тыс.грн., что, безусловно, во многом повлияло на наполнение городской казны. А вот невыполнение плана продажи земли и нематериальных активов можно объяснить скорее нерасторопностью столичных чиновников, чем экономическим кризисом. От приватизации в КГГА рассчитывали выручить около 2 млрд грн., но по итогам года получили менее 1 млрд грн. Список предприятий, которые предполагалось продать в прошлом году, мэрия обнародовала в начале марта 2008 г. (см. БИЗНЕС №11 от 17.03.08 г., стр.22-26, 28-30), однако до октября, когда цены на столичную землю и недвижимость снижались довольно медленно (см. БИЗНЕС №40 от 06.10.08 г., стр.123-125), от продажи нематериальных активов в бюджет поступило лишь 776 млн грн. В последние месяцы года удалось собрать еще 130 млн грн.
Таким образом, мэрия элементарно не успела продать ряд коммунальных предприятий, многие из которых могли заинтересовать покупателя лишь земельным участком, в период, когда эта земля стоила очень дорого, а у покупателей было достаточно денег. По мнению опрошенных БИЗНЕСом экспертов, именно отсутствие оперативной реакции на экономический кризис со стороны Киевсовета и КГГА и стало главной причиной провала горбюджета-2008. “В середине года, когда стало понятно, что страна на грани экономического кризиса, столичные чиновники не откорректировали соответствующим образом бюджет города. Тогда необходимо было сократить как доходную, так и расходную части. В частности, многочисленные социальные выплаты”, — говорит Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований (г.Киев; с 1998 г.; 25 чел.). По его мнению, внесение изменений в киевский бюджет в середине года позволило бы профинансировать в полном объеме хотя бы так называемые защищенные статьи бюджета, т.е. зарплаты бюджетников.

ТОП-ФАКТ

- 4 млрд грн.
не хватает властям Киева, чтобы выполнить план по доходам
горбюджета-2008

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Невыполнение расходной части, помимо сокращения поступлений в городскую казну, объясняется ее крайней “социальной раздутостью”. Еще после принятия горбюджета-2008, который секретарь Киевсовета Олесь Довгий назвал “наиболее социальным” из всех ранее принятых, БИЗНЕС писал, что от ряда статей КГГА стоило бы отказаться (см. №4 от 28.01.08 г., стр.36-40). Прежде всего речь шла о программе “Турбота”, которая предусматривала выплату 750 млн грн. в виде подарков ветеранам и инвалидам к праздникам, предоставление пенсионерам бесплатных услуг кабельного телевидения, а также компенсацию убытков коммунальным предприятиям столицы. Это позволило бы сэкономить 1,5-2 млрд грн., которые, как минимум, можно было направить на финансирование капитального строительства (годовой план выполнен на 58%) или выплату зарплат бюджетникам в конце года. В то же время даже в конце года, когда выполнение расходной части отставало от плана по всем статьям, КГГА отказалась сократить многочисленные социальные программы, на финансирование которых денег уже не было. Примечательно, что после обнародования отчета о выполнении бюджета прошлого года столичные власти не сочли нужным высказать свое мнение о причинах провала годового плана. Отказались комментировать ситуацию БИЗНЕСу и в Главном финансовом управлении КГГА. Хотя, если по-хорошему, после таких “блестящих” результатов руководство КГГА должно было подать в отставку в полном составе.

Пациент болен…

Самое печальное, что столичные власти, судя по всему, даже не сделали выводов из прошлогодней ситуации. Иначе как объяснить заявление Леонида Черновецкого, что бюджет Киева в 2009 г. будет увеличен вдвое по сравнению с предыдущим периодом — до $10 млрд. Накануне Нового года мэр заявил: “Это возможно, я это докажу вам в следующем году”. Бюджет нынешнего года депутаты Киевсовета планировали утвердить 22 января, однако вместо этого Киевсовет принял решение о переносе рассмотрения бюджета на 26 февраля. Причина просто анекдотичная — Главное финансовое управление до сих пор не разработало проект финансовой сметы… В результате, понятное дело, финансирование коммунальных предприятий и бюджетных организаций осуществляется из расчета 1/12 бюджета прошлого года. Кроме того, деньги выделяются исключительно на финансирование все тех же защищенных статей бюджета. Иными словами, заморожено финансирование всех объектов капитального строительства. Не стоит также забывать, что по сравнению с январем прошлого года, когда был утвержден горбюджет-2008, цены на товары и услуги в столице значительно возросли (по итогам 2008 г. на 22%). “Выделяемых сегодня денег коммунальным предприятиям может быть недостаточно для закупки товаров и услуг по новым ценам”, — говорит г-н Сергиенко.

Наверное, в КГГА все же понимают, что в связи с экономическим кризисом поступления от главного источника доходов горбюджета — налога на прибыль физлиц — в нынешнем году существенно снизятся, и активно придумывают альтернативные источники наполнения городской казны. Леонид Черновецкий уже успел заявить, что подписал распоряжение, предусматривающее введение платы за посещение столичных кладбищ, а также платы за въезд в Киев для всех машин, не зарегистрированных в городе. Какое коммунальное предприятие будет осуществлять эти сборы и каков будет их размер — пока неизвестно. Столичный градоначальник заявил о намерении ввести и налог на собак. Столь специфические заявления уже вызвали неоднозначную реакцию экспертов и депутатов оппозиционных к мэру фракций Киевсовета. “Необходимо учитывать, что средства от новых сборов будут поступать не напрямую в бюджет, а перечисляться определенным коммунальным предприятиям города. Город должен будет сформировать уставный фонд создаваемого предприятия, обеспечить его помещением и техникой. А для этого нужны существенные средства”, — поясняет Наталья Новак, депутат от Блока Кличко, секретарь Комиссии Киевсовета по вопросам бюджета. По ее мнению, не стоит забывать и о том, что почти все коммунальные предприятия столицы неприбыльны, поэтому большой вопрос — получит ли бюджет от новых сборов больше денег.

Эксперты сходятся во мнении, что даже если КГГА введет новые сборы, бюджет нынешнего года по сравнению со своим предшественником целесообразно сократить. “Во времена кризиса об увеличении доходов говорить не совсем корректно. Прежде всего мэрия должна отказаться от идеи дополнительных социальных выплат, а также обеспечить максимально прозрачное распределение доходов. Необходимо сократить и инновационную составляющую”, — советует г-н Жолудь. С этим согласен и Александр Жмуцкий, ведущий эксперт Центра им.А.Разумкова (г.Киев; с 1994 г.; 25 чел.): “Во времена кризиса целесообразно сократить расходы бюджета. Благо это можно сделать безболезненно, отказавшись от дополнительных социальных выплат”. Впрочем, можно не сомневаться, что киевские власти вряд ли прислушаются к мнению экспертов. Они пойдут своим путем. Правда, весьма вероятно, что тогда ситуация с бюджетом-2008 покажется цветочками по сравнению с ягодками бюджета-2009.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
Офис президента обнародовал все пять вопросов, которые будут заданы украинцам в день голосования на местных выборах 25 октября. Один из них касается создания свободной экономической зоны на Донбассе.
19.10.20
"Зеленый" водород – экологически чистое топливо, которое может заменить ископаемые источники энергии уже в ближайшем будущем. Какие источники водорода существуют, и почему это топливо перспективно для Украины.
Алюминий подорожал до максимальных значений за полтора года. Стоимость металла на LME достигла 1863 долл/тонну за счет активного спроса в Китае и ослабления курса доллара.
16.10.20
"Банковская реформа" Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной. Создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей.
Летом ситуация на рынке труда значительно улучшилась и количество вакансий увеличилось на 47 процентов. Сейчас же работодатели заняли выжидательную позицию, пока не будет более-менее понятная ситуация со второй волной карантина.
16.10.20, Сегодня
В Украине с началом осени начался стремительный рост цен. Инфляция за сентябрь, по данным Госслужбы статистики, составила 0,5% за месяц. Экономисты говорят, что к концу года цены будут расти еще быстрее, до 2% ежемесячно.
15.10.20
В октябре, как ожидается, Верховная Рада рассмотрит подготовленный правительством проект госбюджета на 2021 год. Что не так с главным финансовым документом страны.
Ціни на оренду комерційної нерухомості знизилися і будуть знижуватися далі, попереджають експерти. Як криза позначилася на торговельній та комерційній нерухомості і яким буде майбутнє офісних працівників?
13.10.20
13.10.20, Капитал
Со времён окончания Второй мировой войны ни одно событие не оказывало такого глубокого глобального воздействия, как пандемия Covid-19. Эта пандемия спровоцировала кризис в здравоохранении и экономике в масштабах, которые мы не видели на протяжении жизни несколько поколений.
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20
16.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!