Колеса с молотка

Точка зору

Скоро в салонах можно будет купить автомобили, отобранные у должников банков.

300 тыс. почти новых машин может оказаться на рынке подержанных автомобилей уже в этом году. По оценкам экспертов, столько автовладельцев уже испытывают трудности с выплатой автокредитов. Банкиры не собираются церемониться – залоговые машины продают уже сейчас.

Денис – поклонник автомобилей Nissan. Поскольку желания совпадали с возможностями, его семья купила три машины: внедорожники Nissan Pathfinder и Navara и скромную Micra. Общая стоимость авто превышала $100 тыс. Молодой бизнесмен оформил на них кредит. Сегодня семейный бизнес Дениса переживает кризис, прежних доходов уже нет, поэтому обслуживать три кредита на автомобили ему очень непросто.

Денис – один из множества украинцев, позволивших себе лишнее за кредитные деньги. Приобретение нового авто или замена на более престижное превратилось чуть ли не в главное увлечение жителей городов-миллионников.

Только за последние три года со стоянок автодилеров выехало 1,5 млн. машин. Из них более половины, по оценкам самих продавцов и банкиров, были приобретены в кредит. Большинство покупателей рассчитывали, что их благосостояние будет расти с каждым годом, поэтому не особо беспокоились по поводу «каких-то» долгов перед банками.

Теперь пришло время платить по счетам. По оценке коммерческого директора «Независимого коллекторского агентства» (ICA Украина) Анны Гасинец, доля проблемных среди автокредитов уже сейчас составляет 20-25%. Банки начинают создавать площадки для повторной продажи автомобилей, покупатели которых не осилили кредитные выплаты. Сайт банка «Финансы и Кредит» предлагает на продажу более чем 60 подержанных авто, изрядная доля их – сравнительно новые машины 2005-2007 годов выпуска.
Пока количество выставленных на продажу машин невелико, но не за горами массовое изъятие залоговых авто у не справившихся заемщиков и повторная продажа подержанных автомобилей. По оценкам информационно-аналитической группы AUTO-Con­sul­ting, вскоре в Украине будут искать новых хозяев для 200-300 тыс. автомобилей. «Это «зона риска» кредитных автомобилей, по которым еще не выплачено половины стоимости», – сообщают аналитики AUTO-Con­sul­ting.

Однако ценники предлагаемых банками автомобилей вызывают недоумение: цены в некоторых случаях превышают среднерыночные. Начальник управления разработки продуктов розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков объясняет это тем, что сейчас машины продаются через банки самими автолюбителями. Поскольку покупались они с минимальным первоначальным взносом или вовсе без него, цены выставили максимальные, чтобы погасить как можно большую часть кредита.

Небольшое количество предложений подержанных автомобилей от банков Шаперенков объясняет длительностью процедуры взыскания долгов. Сегодня средняя просрочка по автокредитам составляет 30-50 дней, а банки начинают процедуру взыскания залогов через 60-90 дней просрочки. Чем больше будет таких машин у банков, тем дешевле их будут продавать, резюмирует Шаперенков.

Тем временем цены на новые автомобили выросли в гривне на 30-50%. Дилеры успели распродать машины, закупленные по старому курсу доллара и теперь устанавливают цены повыше, боясь нового падения гривни. Но и это не спасет продавцов, ведь новым покупателям во время увеличения безработицы просто негде появиться. Председатель наблюдательного совета «Еврокар» Олег Боярин на последнем круглом столе автодилеров вынужден был признать, что не все продавцы останутся на рынке до конца этого года.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢