Подробнее Запомнить город


Бумажная лавина

размер текста:

Пока в Канаде в 1992 году печатали нашу будущую национальную валюту — гривню, Украина шла к мировому инфляционному рекорду. В 1992-м уровень инфляции превысил 2000%, а в 1993-м достиг 10 255%.

Инфляция отчасти стала наследием кризисного состояния советской экономики, уже не справлявшейся с растущим дефицитом бюджета и сокращением объемов ВВП, темпы падения которого в 1990 году составили 2,4%. Отмена государственного контроля над ценами и, как следствие, подорожание энергоресурсов способствовали повышению стоимости остальных товаров. Удержать его правительству не удалось, так же как и перенаправить украинскую промышленность, работавшую на пол-Европы, на внутренний рынок.

Отечественная экономика фактически останавливалась, на денежном рынке не хватало рублей. Было решено ввести в обращение временную денежную единицу — купоно-карбованцы, которые к 1992-му полностью завладели рынком (рубли обменивались на карбованцы в отношении 1 к 1,45). Предполагалось, что новая валюта примет на себя удар непростой экономической ситуации, сложившейся в Украине.

«Дальше можно было действовать разумно, но у нас не было опыта работы в новых условиях, отсутствовали инструменты и институты для трансформации экономики. А власти занимались популизмом», — говорит президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.

Поддержать сокращающееся производство, а также профинансировать дефицит казны правительство решило с помощью денежных инъекций (в основном за счет кредитов НБУ). Дефицит госбюджта в 1992-м превысил 12% ВВП, при этом затраты казны были почти на треть покрыты за счет ничем не обеспеченных денег. Эмиссия направлялась на пополнение оборотных средств предприятий, кредитование промышленности, финансирование АПК. В 1992 году она достигла 1 трлн крб, а год спустя — 30 трлн крб. Выпуск неподкрепленной денежной массы провоцировал все больший рост цен.

Впрочем, денег все равно не хватало. Остановить промышленный спад тоже не удавалось. Объемы производства в 1994 году сократились в 2,5 раза по сравнению с 1990-м, а ВВП не превышал 60% от уровня 1991-го. Повышение цен вело к росту издержек предприятий, что требовало увеличения денежной массы. В 1993 году инфляция превысила 10 000%.

Для поддержания текущей ликвидности коммерческих банков НБУ выдавал кредиты, но происходило это в основном путем предоставления целевых займов непосредственно клиентам банков. Деньги попадали неплатежеспособным предприятиям, которые были не в состоянии их вернуть. Но для того чтобы поддерживать банки на плаву, приходилось снова выдавать кредиты. Нацбанку понадобилось два года, дабы убедить депутатов, что кредитовать сельское хозяйство и другие отрасли за счет дополнительного выпуска денег неправильно.

Снижения темпов инфляции до 500% удалось добиться только в 1994 году, после того как НБУ ужесточил монетарную политику и перестал напрямую кредитовать правительство. При этом бюджетные дотации и льготные кредиты промышленным предприятиям были ограничены, а бюджетникам сознательно задерживали выплату зарплаты. Кроме того, был установлен курс карбованца к доллару.

В 1994-м Нацбанк начал активнее использовать учетную ставку для регулирования денежного рынка, меняя ее (пять раз за год) в соответствии с колебаниями инфляции. В 1992–1993 годах за все время гиперинфляции ставку повышали всего три раза — с 80% до 240% (но из-за льготных кредитов она фактически оставалась на уровне 80% — значительно ниже уровня инфляции). Параллельно НБУ заставил коммерческие банки устанавливать свои процентные ставки по кредитам в зависимости от изменений учетной ставки и повысил норму резервирования с 10% до 15%. Но эффект принесли все же ограничительные меры.

В 1995 году Национальный банк окончательно отказался от практики выдачи кредитов непосредственно предприятиям и прекратил выделять коммерческим финучреждениям средства для льготных займов. Регулятор начал проводить целевые кредитные аукционы по продаже займов банкам для кредитования предприятий, нуждавшихся в помощи государства. Объемы кредитования уменьшили, а список предприятий, получавших господдержку, сократили. Дефицит бюджета удалось снизить до 6,4% от ВВП.

Но только в 1996 году, когда индекс цен упал до 40%, правительство посчитало, что экономика готова к полноценной денежной реформе и появлению нацвалюты (одну гривню обменивали на 100 тыс. купоно-карбованцев). Около двух лет курс держался на уровне 2 UAH/USD. Украина последней среди всех стран бывшего СССР завершила денежную реформу.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Украина остро нуждается в средствах, чтобы закрыть громадную дыру в государственном бюджете, рассчитывая, в том числе, и на транш Международного валютного фонда (МВФ). Фонд готов дать деньги, но ожидает от правительства страны выполнения ряда условий.
01.12.20
Децентрализация – это реформа, которой принято гордиться, причем как нынешним властям, так и прошлым. Но по мере движения реформы к логическому завершению она зашла вглубь наших регулятивных дебрей, когда за деревьями уже не видно леса.
Страны ОПЕК впервые за последние полгода не смогли достичь согласия о точных параметрах сделки по сокращению добычи нефти в первом квартале 2021 года.
30.11.20
30.11.20, Сегодня
Государственный бюджет Украины, который должен был пройти второе чтение до 20 ноября, до сих пор лежит в Верховной Раде. Проект главной сметы страны планируют рассмотреть в декабре. Но если второе чтение провалится, бюджет рискуют не принять до конца года.
27.11.20
Дефицит государственного бюджета Украины к концу 2020 года может достичь 200 миллиардов гривен. Денег на закрытие такой дыры у правительства нет, поэтому финансирование многих бюджетных расходов приостановлено.
Как же помогают предпринимателям в Украине сейчас, на какие финансовые уступки собирается пойти правительство, а также как компенсируют убытки бизнесу из-за карантина в других странах?
26.11.20
Планам властей ввести строгий карантин на период новогодних и рождественских праздников малый и средний украинский бизнес готовится противопоставить смекалку и находчивость.
25.11.20
В хаосе и долгах на энергорынке виновата халатность конкретных людей. А именно – членов НКРЭКУ, они вместо того, чтобы отрегулировать рынок, позволили спекулянтам зарабатывать на нем миллиарды гривен. А сейчас – пытаются исправить ситуацию очередным повышением тарифа на передачу электричества.
Государственная собственность в Украине не приватизируется в периоды экономического роста, зато распродается по бросовым ценам в кризис, чему является подтверждением 2020 год. В чем заключается системная проблема приватизации по-украински.
Президент Украины Владимир Зеленский наконец-то пообещал поддержку пострадавшему от карантинных ограничений бизнесу и наемным работникам не в абстрактных планах, а в конкретных суммах. Цена вопроса – десятки миллиардов гривень. Осталось дело за малым – заглянуть поглубже в бюджетную дыру и понять, где найти деньги…
23.11.20
19.11.20
17.11.20
16.11.20
12.11.20
11.11.20
09.11.20
05.11.20
04.11.20
03.11.20
02.11.20
30.10.20
29.10.20
28.10.20
27.10.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!