Подробнее Запомнить город


Посиделки на газовой трубе: кому достанется "священная корова" Украины?

27.01.09 , СейЧас
размер текста:

Несмотря на активные заявления украинского правительства о священной неприкосновенности газотранспортной системы страны, она как никогда близка к передаче в совместное управление. Холодный январь-2009 и информационное давление "Газпрома" убедили Евросоюз рассмотреть идею более внимательно. Украина в этой ситуации оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, создание консорциума означает передачу контрольного пакета "Газпрому", с другой – строительство обходных путей транспортировки газа в Европу оставит украинскую ГТС без загрузки.

Аккурат под занавес газового кризиса в Европе российский премьер Владимир Путин дал интервью одной из ведущих немецких газет. И открыл перепуганным европейцем панацею от всех газовых бед. Спасение, уверен он, заключается в создании международного газотранспортного консорциума (ГТК) и максимальном отстранении Украины от транспортировки газа. Но лидер России усматривает сложности на этом пути: "Там (в Украине) фетишизируется газотранспортная система, считается чуть ли не национальным достоянием, доставшимся чуть ли не с небес и не подлежащим приватизации". Цель заявления Путина понятна и объяснима – расчистить "Газпрому" путь для контроля над ГТС Украины. Вопрос в том, воспримут ли посыл украинские и европейские партнеры.

Готовность №0

Украинское законодательство, в частности закон "О трубопроводном транспорте", запрещает приватизировать, передавать в аренду или концессию газотранспортную систему страны. Председатель Комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко считает сдачей украинских интересов создание консорциума. Но "священная корова" может оказаться не такой уж священной, и закон может в любую минуту поменяться – была бы на то политическая воля. В последнее время мысли о воскрешении переговоров по ГТК бродят в головах спикеров – нынешнего и бывшего. И Владимир Литвин, и Арсений Яценюк поддерживают идею создания такого объединения, но с условием доступа Украины к российским месторождениям углеводородов. Следует заметить, со стороны России таких предложений не звучало.

Но разговоры разговорами, а к конкретным действиям по созданию консорциума Украина пока не готова, полагают эксперты. Газовый кризис, неблагоприятная международная ситуация, информационный подрыв доверия к Украине европейскими лоббистами "Газпрома" отодвигают переговоры по ГТС на несколько лет. Добавил жару в огонь и финансовый кризис. "Нецелесообразно продавать ни одно предприятие, эти разговоры преждевременны", - заявил интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин.

Идея о создании консорциума была предложена в 2002 году президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. Позднее к ним присоединился немецкий канцлер Герхард Шредер. Но ни тогда, ни в последующие годы, когда идея консорциума вновь поднималась на переговорах (преимущественно Россией), стороны не пришли к пониманию. Причина тому – разные цели, полагает директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар. Цель "Газпрома" – получить в консорциуме контрольный пакет. Цель украинской стороны – обеспечить загрузку ГТС. "Речь шла о том, что для газопровода Богародчаны-Ужгород, который должен был быть реализован в рамках консорциума, нужны гарантии на поставку дополнительного транзита в 20 млрд. кубометров газа в год. "Газпром" уходит от такой постановки вопроса. Если нет дополнительных поставок газа, то нет причины городить огород", - рассказал эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

"Девушки" больше не выбирают?

Нынешняя ситуация невыгодна для сдачи ГТС в концессию или аренду. Однако в противном случае - через 5-10 лет - Россия и Евросоюз могут обойтись и без нас. В настоящее время ГТК больше нужен Украине, чем России, предположил в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС" директор Центра энергетических исследований Константин Бородин, подчеркнув при этом, что вопрос консорциума – скорее политический, нежели газовый.

Но если подходить к нему с исключительно газовой стороны, то Россия вскоре найдет замену Украине как транзитной территории. "Объем обходных газопроводов, которые планируют построить в обход к 2013 году, составляет 118 млрд. кубометров в год. Реальная мощность нашей системы – 120 млрд. кубометров. Из газотранспотрной системы уйдет от половины до двух третьих газа. Украина останется один на один с необходимостью поддерживать ГТС в нормальном техническом состоянии – а это от $300 млн. до $500 млн. в год", - поясняет Бородин.

Об отказе от Украины как транзитной территории говорит и Путин. "Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Если хотите, как говорится, нужно лишить девушек иллюзий - у женихов есть выбор", - скаламбурил ранее российский премьер. Большие надежды Россия возлагает на "Норд стрим", или "Северный поток", – газопровод по дну Балтийского моря. Но срок его сдачи постоянно переносится. Еще больше сомнений вызывает "Южный поток" – в проекте он проходит опять-таки через территорию Украины в Черном море, и в этом случае наша страна может не дать разрешения на строительство. Поэтому Сапрыкин уверен, что в ближайшие 10-15 лет альтернативы Украине как транспортеру в Европе нет.

Молчание Европы

А что же основной потребитель российского газа – Евросоюз? Кто, как не Европа, больше остальных страдает от неурегулированности транспортной системы газа между Украиной и Россией? Евросоюз пока не выработал единого мнения относительно консорциума.

Бородин полагает, что европейские газовые корпорации, дружественные "Газпрому", могут войти в состав консорциума, если такой вопрос будет инициировать российская сторона. Среди возможных претендентов на кусок украинской трубы – немецкий концерн Wintershal, итальянский Eni, в меньшей степени - французский GdF Suez. Этот концерн менее зависим от позиции "Газпрома", но имеет свои интересы в Восточной Европе, будучи владельцем 19,3% газотранспортной системы Словакии. И все же самостоятельно настаивать на создании консорциума европейцы не будут. "Даже крупнейшие компании не готовы проводить самостоятельную политику по управлению украинской ГТС. А вот в фарватере России они пойдут", - полагает Бородин.

Гончар, напротив, утверждает, что европейцы поняли опасность ситуации, когда все надежды возлагались на "Газпром". По его словам, сейчас многие европейские эксперты склоняются к мысли, что с ним опасно играть в рискованные игры.

Единого мнения по поводу консорциума Брюссель пока не выработал. Но в третьей декаде марта ожидается обсуждение этого вопроса на конференции стран-доноров по реализации проекта модернизации украинской ГТС. Там Европа, возможно, и ответит на вопрос, быть ли консорциуму и в каком формате.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Запасы золота в Украине невелики – если говорить о добыче в промышленных масштабах. Реально можно поднимать на-гора пару тонн в год. Куда большую ценность представляют сопутствующие металлы.
США вновь заблокировали назначение новых судей в апелляционную инстанцию Всемирной торговой организации. Одновременно Вашингтон подал апелляцию на решение арбитров, признающее необоснованным повышение американских пошлин на китайский импорт.
26.10.20
26.10.20, Сегодня
В "Укртрансбезопасности" заявляют: число железнодорожных аварий в Украине растет, и почти 90% случаев происходят из-за неудовлетворительного содержания путей.
Якщо податки на газ зростуть, ми отримаємо різке зростання вартості скрапленого газу в середньому на 4-5 гривень за 1 літр. Це матиме негативні соціально-економічні наслідки. Источник: https://biz.censor.net/m3223502
26.10.20, Дело
За прошедшую неделю (19-23 октября) курс продажи наличного доллара в банках практически не изменился, на других же сегментах валютного рынка курс доллара к гривне незначительно снизился на 0,1-0,3%
В Украине никому не интересны реальные экологические инвестиции, а экология стала ширмой для получения рентабельности одними за счет других.
23.10.20
Отечественная внешняя торговля представляет собой историю неуспехов, а порой - и откровенных провалов. Почему наша страна не умеет защищать свои экономические интересы, и есть ли шанс исправить эту ситуацию.
Подземные хранилища газа в Украине забиты под завязку, но само топливо дорожает. В ближайшие месяцы его стоимость может достичь 7-8 тыс. грн за 1 тыс. кубометров.
В отличие от финансового кризиса 2008–2009 годов, когда глубокий спад спроса (и соответственно — цен) наблюдался по всем сырьевым товарам, последствия пандемии COVID-19 для отдельных частей сырьевого рынка оказались различными, отмечает в своем новом докладе Всемирный банк.
21.10.20
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
20.10.20
19.10.20
16.10.20
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!