Посиделки на газовой трубе: кому достанется "священная корова" Украины?

Точка зору

Несмотря на активные заявления украинского правительства о священной неприкосновенности газотранспортной системы страны, она как никогда близка к передаче в совместное управление. Холодный январь-2009 и информационное давление "Газпрома" убедили Евросоюз рассмотреть идею более внимательно. Украина в этой ситуации оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, создание консорциума означает передачу контрольного пакета "Газпрому", с другой – строительство обходных путей транспортировки газа в Европу оставит украинскую ГТС без загрузки.

Аккурат под занавес газового кризиса в Европе российский премьер Владимир Путин дал интервью одной из ведущих немецких газет. И открыл перепуганным европейцем панацею от всех газовых бед. Спасение, уверен он, заключается в создании международного газотранспортного консорциума (ГТК) и максимальном отстранении Украины от транспортировки газа. Но лидер России усматривает сложности на этом пути: "Там (в Украине) фетишизируется газотранспортная система, считается чуть ли не национальным достоянием, доставшимся чуть ли не с небес и не подлежащим приватизации". Цель заявления Путина понятна и объяснима – расчистить "Газпрому" путь для контроля над ГТС Украины. Вопрос в том, воспримут ли посыл украинские и европейские партнеры.

Готовность №0

Украинское законодательство, в частности закон "О трубопроводном транспорте", запрещает приватизировать, передавать в аренду или концессию газотранспортную систему страны. Председатель Комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко считает сдачей украинских интересов создание консорциума. Но "священная корова" может оказаться не такой уж священной, и закон может в любую минуту поменяться – была бы на то политическая воля. В последнее время мысли о воскрешении переговоров по ГТК бродят в головах спикеров – нынешнего и бывшего. И Владимир Литвин, и Арсений Яценюк поддерживают идею создания такого объединения, но с условием доступа Украины к российским месторождениям углеводородов. Следует заметить, со стороны России таких предложений не звучало.

Но разговоры разговорами, а к конкретным действиям по созданию консорциума Украина пока не готова, полагают эксперты. Газовый кризис, неблагоприятная международная ситуация, информационный подрыв доверия к Украине европейскими лоббистами "Газпрома" отодвигают переговоры по ГТС на несколько лет. Добавил жару в огонь и финансовый кризис. "Нецелесообразно продавать ни одно предприятие, эти разговоры преждевременны", – заявил интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин.

Идея о создании консорциума была предложена в 2002 году президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. Позднее к ним присоединился немецкий канцлер Герхард Шредер. Но ни тогда, ни в последующие годы, когда идея консорциума вновь поднималась на переговорах (преимущественно Россией), стороны не пришли к пониманию. Причина тому – разные цели, полагает директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар. Цель "Газпрома" – получить в консорциуме контрольный пакет. Цель украинской стороны – обеспечить загрузку ГТС. "Речь шла о том, что для газопровода Богародчаны-Ужгород, который должен был быть реализован в рамках консорциума, нужны гарантии на поставку дополнительного транзита в 20 млрд. кубометров газа в год. "Газпром" уходит от такой постановки вопроса. Если нет дополнительных поставок газа, то нет причины городить огород", – рассказал эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

"Девушки" больше не выбирают?

Нынешняя ситуация невыгодна для сдачи ГТС в концессию или аренду. Однако в противном случае – через 5-10 лет – Россия и Евросоюз могут обойтись и без нас. В настоящее время ГТК больше нужен Украине, чем России, предположил в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС" директор Центра энергетических исследований Константин Бородин, подчеркнув при этом, что вопрос консорциума – скорее политический, нежели газовый.

Но если подходить к нему с исключительно газовой стороны, то Россия вскоре найдет замену Украине как транзитной территории. "Объем обходных газопроводов, которые планируют построить в обход к 2013 году, составляет 118 млрд. кубометров в год. Реальная мощность нашей системы – 120 млрд. кубометров. Из газотранспотрной системы уйдет от половины до двух третьих газа. Украина останется один на один с необходимостью поддерживать ГТС в нормальном техническом состоянии – а это от $300 млн. до $500 млн. в год", – поясняет Бородин.

Об отказе от Украины как транзитной территории говорит и Путин. "Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Если хотите, как говорится, нужно лишить девушек иллюзий – у женихов есть выбор", – скаламбурил ранее российский премьер. Большие надежды Россия возлагает на "Норд стрим", или "Северный поток", – газопровод по дну Балтийского моря. Но срок его сдачи постоянно переносится. Еще больше сомнений вызывает "Южный поток" – в проекте он проходит опять-таки через территорию Украины в Черном море, и в этом случае наша страна может не дать разрешения на строительство. Поэтому Сапрыкин уверен, что в ближайшие 10-15 лет альтернативы Украине как транспортеру в Европе нет.

Молчание Европы

А что же основной потребитель российского газа – Евросоюз? Кто, как не Европа, больше остальных страдает от неурегулированности транспортной системы газа между Украиной и Россией? Евросоюз пока не выработал единого мнения относительно консорциума.

Бородин полагает, что европейские газовые корпорации, дружественные "Газпрому", могут войти в состав консорциума, если такой вопрос будет инициировать российская сторона. Среди возможных претендентов на кусок украинской трубы – немецкий концерн Wintershal, итальянский Eni, в меньшей степени – французский GdF Suez. Этот концерн менее зависим от позиции "Газпрома", но имеет свои интересы в Восточной Европе, будучи владельцем 19,3% газотранспортной системы Словакии. И все же самостоятельно настаивать на создании консорциума европейцы не будут. "Даже крупнейшие компании не готовы проводить самостоятельную политику по управлению украинской ГТС. А вот в фарватере России они пойдут", – полагает Бородин.

Гончар, напротив, утверждает, что европейцы поняли опасность ситуации, когда все надежды возлагались на "Газпром". По его словам, сейчас многие европейские эксперты склоняются к мысли, что с ним опасно играть в рискованные игры.

Единого мнения по поводу консорциума Брюссель пока не выработал. Но в третьей декаде марта ожидается обсуждение этого вопроса на конференции стран-доноров по реализации проекта модернизации украинской ГТС. Там Европа, возможно, и ответит на вопрос, быть ли консорциуму и в каком формате.

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢