Труба преткновения

Точка зору

Судьба украинской экономики зависит от того, по каким ценам и схемам будет реализовываться на внутреннем рынке импортный газ. Пока же очевидно одно – и без того тающая на глазах рентабельность газозависимых отраслей, в числе которых химпром и ГМК, может снизиться до минусового показателя.

Двадцать второго января глава правительства Юлия Тимошенко поделилась с общественностью интимной информацией. Премьер заявила, что уже несколько лет подряд приблизительно за три недели до Нового года ей постоянно снится мужчина, который закручивает газовый вентиль. Скорее всего, систематично проникнуть в подсознание госпожи Тимошенко в образе загадочного «мужчины с вентилем» пытается вовсе не Владимир Путин, а миллиардер Дмитрий Фирташ. Ведь именно после устранения его компании от посреднических услуг в торговле Украины с «Газпромом» г-жа Тимошенко высказала уверенность в том, что в газовых отношениях между странами теперь наступит спокойствие.

Но прозрачность внешних отношений еще не гарантирует чистоплотности торговли на рынке внутреннем. Фактор «вентиля» здесь также присутствует, и находится он именно в руках Дмитрия Фирташа, который владеет опционом на выкуп 75% отечественных облгазов. Поэтому, если разумный баланс между ценой импортируемого газа и стоимостью топлива на задвижке предприятия правительством не будет найден, то промышленность либо заснет спокойным сном на десять предусмотренных «газовым» контрактом лет, либо попробует взять «вентили» в свои руки. Ведь непредвиденный переход на «евроцены» означает не только катастрофическое снижение рентабельности украинских предприятий, но и ослабление позиций в борьбе с российским производителем на внешних рынках, особенно в химпроме.

Черный квартал В условиях резкого падения мировых цен на топливо «Газпром» принял решение ликвидировать льготные условия продажи газа на своем крупнейшем рынке сбыта, каковым является Украина. Дело в том, что долларовая выручка российского газового монополиста от продажи топлива в России в 2009 году, по прогнозам экспертов East European Gas Analysis, снизится примерно на 10% за счет девальвации рубля и охлаждения экономики. При этом прибыль от экспорта голубого топлива в Европу упадет на 40-45%. Единственным растущим рынком станет ближнее зарубежье, в частности Украина, где общая выручка возрастет минимум на 15-20% именно благодаря контрактам, подписанным после январской топливной «блокады». Кроме того, россияне таким образом достигли сокращения «льготного» периода для Украины с трех лет до одного года, а также получили непосредственный доступ к четверти украинского рынка реализации газа через дочернюю компанию «Газпром сбыт Украина».

А пока ключевой темой остается вопрос, сколько будет стоить газ для промышленных предприятий. Разница в цене голубого топлива «на границе» и «на задвижке» предприятия всегда существенная и объясняется затратами на транспортировку, а также тем фактом, что украинская промышленность дотирует население, позволяя тому платить льготную цену за газ. Количество ныне действующих надбавок таково, что при их сохранении в первом квартале стоимость природного газа достигнет катастрофической отметки в $500.

Например, для крупного потребителя топлива Одесского припортового завода прошлогодний газ по $179 вместе со всеми надбавками стоил $287. Но, скорее всего, коррективы правительством будут внесены, и для предприятий цена газа превысит стоимость на границе только на $50-100, в зависимости от расположения производственных мощностей. По мнению эксперта по нефти и газу Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимира Омельченко, средняя цена на газ для промышленных предприятий «на задвижке» в 2009 году составит около $400 за тысячу кубометров. При этом эксперт допускает, что если правительство пойдет на сокращение надбавок, цена не поднимется выше $370-380.

Бизнес пока не понимает, по каким принципам будут торговать газом в Украине и о какой надбавке может идти речь. Не ясна в этом вопросе и позиция «Нафтогаза». «Как только цена будет объявлена и будет выведена стоимость для конечного потребителя с учетом транспортировки, тогда можно будет предметно говорить о плюсах и минусах», – утверждают в компании «Метинвест».

Пока что громче всех высказывают свое недовольство химики. Это не удивительно, ведь они рискуют оказаться в роли агнца, принесенного в жертву для усмирения разбушевавшихся аппетитов российского газового монополиста. Ведь для химпрома голубое топливо является сырьем и не подлежит замене, тогда как в металлургии существуют альтернативное пылеугольное топливо и парогазовые установки, которые могут дать совершенно новую энергетическую картинку на предприятии. К тому же в себестоимости металлургической продукции газ занимает всего 7%, в себестоимости труб – 5-8%. Зато в структуре затрат на производство минеральных удобрений его составляющая в среднем равна 80%.

Учитывая, что химические заводы не смогут больше прибыльно производить азотные удобрения, особенно аммиак, 2009 год может стать очень неудачным для украинских химпредприятий. По подсчетам руководителя аналитического департамента ИГ «Сократ» Константина Степанова, при цене голубого топлива $230 ($360 «на задвижке» предприятия) в себестоимости аммиака газ займет около 95%, карбамида – около 84%, аммиачной селитры – 62%. Это на 1-5% выше, чем в 2008 году. При этом себестоимость аммония – $420 за тонну – будет явно выпадать из рынка, так как его нынешние котировки на мировых рынках составляют от $150 до $200. По оценкам аналитика ИК «Ренессанс Капитал» Марины Алексеенковой, производители карбамида будут близки к нулевой рентабельности, если цена на него будет держаться на уровне $240-260 за тонну, а цена на газ не превысит $250 за тысячу кубометров в среднем по году.

Металлургические заводы также пострадают, но в меньшей степени. На производстве тонны полуфабрикатов замена газа коксом в доменном производстве позволяет сократить потребление голубого топлива с 75 до 25 кубических метров. При себестоимости полуфабрикатов и проката в $300-400 доля газа будет варьироваться от «исторически нормальных» 3% до очень высокого показателя в 20-25%.

По словам председателя правления крупнейшего среди производителей стали потребителя газа Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимира Бойко, предприятие в условиях топливной «блокады» использовало лишь 45-47 тыс. кубометров газа в час, хотя в летние месяцы этот показатель достигал 160 тыс. Всего с 8 января по просьбе «Нафтогаза» крупнейшие промышленные предприятия сократили потребление газа на 15 млн. куб. м в сутки.

Такой урок экономии весьма поучителен и наверняка подтолкнет компании осуществлять капитальные вложения, которые приведут к снижению потребления газа. По мнению Константина Степанова, для химиков это может быть модернизация агрегатов по синтезу аммиака, что снижает коэффициент потребления с 1,2-1,3 тыс. куб. м на тонну аммиака до 0,9-1. Этого уже добился, например, концерн «Стирол». Однако не все промышленники смогут вложить в экономию сотни миллионов долларов и год-два времени, которые понадобятся для модернизации.

Замена газа в доменном производстве пылеугольным топливом стоит не слишком дорого – около $100-200 млн., но монтаж оборудования на предприятиях в последние годы часто оттягивался. Весьма вероятно, что нынешнее повышение цен на газ и недавнее драматическое падение цен на сталь подтолкнет к введению пылеугольного топлива уже в 2009 году сразу на нескольких комбинатах.

Более дорогой вариант экономии газа – переход с цепочки мартен – слитки – блюминг на более экономную комбинацию конвертер – МНЛЗ. Но это уже вопрос миллиардов долларов. Например, «Запорожсталь» утвердила программу стоимостью $1,7-2 млрд., «Азовсталь» уже полностью заменила газ на кокс, а Алчевский МК реализовал программу модернизации на сумму $2 млрд. Из этого следует вывод, что повышение стоимости газа не должно иметь существенного влияния на работу этих металлургических комбинатов.

Наименее заметное влияние дорогой газ окажет на производителей стальных труб. Аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Питер Келлер отмечает, что повышение стоимости голубого топлива в этом сегменте производства будет иметь маргинальное влияние, поскольку производители сварных труб покупают уже готовые стальные пластины и полосы. Но на производителей бесшовных труб рост цены повлияет более существенно, потому что им приходится самостоятельно плавить сталь, а для этого необходим природный газ. «В то же время, учитывая, что доля газа составляет 5% от общих затрат на производство, негативное влияние роста цены на голубое топливо для данного сегмента производства не будет драматичным», – резюмирует эксперт.

Хорошие новости Маленькой победой Украины в переговорах с «Газпромом» стала договоренность о поквартальном изменении цены газа уже в текущем году. Учитывая стремительно снижающийся ценовой тренд на топливо, это может стать залогом успешного выхода промышленности из шокового состояния и увеличения рентабельности.

Аналитики ИК «Тройка Диалог Украина» прогнозируют цену газа для Украины во втором квартале на уровне $246 за тысячу кубометров, а в третьем и четвертом – по $191. Таким образом, среднегодовая стоимость голубого топлива должна составить $247. Но по утверждению главы правительства Юлии Тимошенко, среднегодовая цена газа не превысит $228, что в условиях корреляции надбавок в сторону уменьшения не является для промышленности неподъемным бременем. К тому же эксперты из-за дефицита информации пока не могут объяснить разницу между заявленными «официальными» среднегодовыми ценами на газ и своими несколько «завышенными» прогнозами.

Стоимость газа в начале 2010 года, скорее всего, сравняется с европейской (минус транзит по территории Украины) и составит $240-260. В ИК «Тройка Диалог Украина» ожидают в следующем году цену за газ на уровне $239. Более оптимистично настроены аналитики ИК «Сократ», которые не наблюдают тенденцию к повышению цены на нефть, поэтому допускают, что в первом квартале 2010 года стоимость газа будет более низкой и ориентировочно равной цене четвертого квартала.

Такое снижение должно откорректировать негативные последствия высокой цены в первом квартале и повысить показатели рентабельности химпрома. Но в любом случае для отечественной тяжелой промышленности, как для химии так и для металлургии, в течение всего года более весомой проблемой будет отсутствие спроса на внешнем и внутреннем рынках на свою продукцию. Константин Степанов утверждает, что цены на российскую металлопродукцию сейчас выше украинских на 20-25%, поэтому даже повышение цен на газ не сделает украинскую сталь менее конкурентоспособной. Опять же, этого нельзя сказать о химпроме, где украинская продукция по себестоимости значительно проигрывает в цене российской и белорусской.

На этом хорошие новости заканчиваются. Необходимость уменьшать внутриукраинские накрутки при транспортировке газа однозначно приведут к дефициту средств на счетах «Нафтогаза». И это при том, что финансирование поддержания работоспособности украинской газотранспортной системы (ГТС) плачевно, а тариф за транзит российского газа заморожен на уровне ниже рыночного. Фактически правительству предстоит трудный выбор: либо удерживать минимальную рентабельность тяжелой промышленности, либо собирать средства на модернизацию ГТС.

Аналитик «Ренессанс Капитал» Ирина Елиневская допускает возможность трансфертного финансирования украинской ГТС в рамках вертикально интегрированного «Нафтогаза» за счет доходов от реэкспорта топлива. Также весьма вероятно привлечение кредитов. Казалось бы, проблема должна разрешиться сама собой в 2010 году, когда Украина сможет повысить транзитный тариф до рыночного уровня. Но полученные средства, скорее всего, будут израсходованы для удержания цен на газ для населения и для обслуживания долгов «Нафтогаза». Кроме того, Россия заняла достаточно жесткую позицию в переговорах по цене транзита голубого топлива, поэтому вряд ли украинские переговорщики смогут добиться увеличения стоимости транзита до европейского уровня даже в следующем году.

Обходными путями Согласно новым договоренностям с «Газпромом», часть украинских предприятий сможет покупать газ напрямую у российского монополиста через его дочернюю компанию «Газпром сбыт Украина». Россияне, аргументируя необходимость реализации данной схемы, напоминают, что Украина подписала Энергетическую хартию, которая обязывает предоставлять свободный доступ к трубе субъектам, которые реализуют газ в нашей стране.

Таким образом, крупнейшим после «Нафтогаза» поставщиком газа украинским потребителям в 2009 году будет дочернее предприятие «Газпрома». Эта компания имеет квоту в 25% рынка поставок газа промышленным предприятиям. Ирина Елиневская утверждает, что «Газпром сбыт» в 2009 году может напрямую реализовать украинским потребителям 13,5 млрд. кубометров газа. Учитывая, что в прошлом году, по неофициальным данным, компания продала около 3 млрд. куб. м природного газа, объемы продаж увеличатся более чем в четыре раза. Данный объем почти равен годовой потребности всех отечественных металлургических и химических комбинатов.

Поскольку газовая составляющая для химиков – это основной элемент затрат, некоторые представители химпрома ставят под сомнение необходимость посреднических услуг «Нафтогаза» и желают торговать с «Газпромом» напрямую. При такой схеме химкомбинаты смогут получать газ по более низкой цене, поскольку теоретически различные внутриукраинские «накрутки» будут сведены к минимуму. Первым экспериментом по продвижению именно такой практики может стать деятельность именно компании «Газпром сбыт Украина». Пока что неясно, как именно дочернее предприятие «Газпрома» будет реализовать голубое топливо в Украине, но прочный фундамент деятельности этой компании уже заложен в виде запланированного к подписанию 10-летнего контракта с НАК «Нафтогаз».

Не исключено, что среди клиентов «Газпром сбыта» будут предприятия Дмитрия Фирташа. Это было бы весьма логично, учитывая желание бизнесмена максимально обезопасить свой бизнес от давления со стороны правительства. Но поскольку желание многих предприятий (особенно химкомбинатов) попасть в заветную квоту уже превышает заветные 25%, и это еще до официального обнародования цены на внутреннем рынке, правительству стоит задуматься: не является ли дочка «Газпрома» троянским конем, призванным со временем сбросить с трубы не только «РосУкрЭнерго», но и сам «Нафтогаз»? И тогда ночные кошмары Тимошенко воплотятся в жизнь.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢