Подробнее Запомнить город


Конец сезона бензинового послабления

размер текста:

Несвойственная зимнему периоду тенденция роста цен на АЗС, мягко говоря, настораживает. Но эксперты уверяют - причин для стабилизации, увы, нет.

Обвальное снижение стоимости мировых цен на нефть, наблюдавшееся во второй половине прошлого года, позволило и украинским бензиновым магнатам побаловать потребителей некоторым ценовым послаблением.

Однако резвый рост курса доллара внутри страны, к которому привязаны украинские нефтетрейдеры, во многом нивелировал нисходящие тренды мировых рынков. При такой курсовой ситуации терять прибыль нашим нефтетрейдерам было явно не на руку.

Антимонопольный комитет Украины в декабре возбудил дело по факту резкого роста цен на светлые нефтепродукты. На тот период цены повысились в среднем на 5-7%, тогда как мировые цены на нефть еще продолжали снижаться. Исполняющий обязанности главы АМКУ Александр Мельниченко даже призвал нефтетрейдеров пересмотреть цены адекватно снижению стоимости нефти на мировом рынке.

Очевидно, нефтетрейдеры вняли призыву, и как только вектор цены на мировых рынках изменился, внутренние цены на горючку пришли в соответствие с глобальными тенденциями.

Но не только колебанием цен на нефть и нефтепродукты в мире вызвано нынешнее повышение цен на бензин. Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн в интервью ИА "Интерфакс-Украина" заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в Украине с начала 2009 года вызван преимущественно ожиданиями компаний повышения акцизов на эти продукты. "Повышение цен на нефтепродукты, произошедшее в первые дни января, следует воспринимать как следствие некоторой неразберихи вокруг сроков и параметров повышения акцизов и начала их действия, а также традиционными колебаниями цен в период новогодних праздников", - сказал Сергей Куюн.

Эксперт подчеркнул, что обычно в этот период реальные сделки по купле-продаже нефтепродуктов не заключаются, поэтому повышение оптовых цен также следует рассматривать как своеобразную подстраховку и излишне пессимистичные ожидания производителей.

"Последние вынуждены избирать такую позицию в связи с низкой рентабельностью своей работы и связанными с этим рисками получения убытков", - отметил С. Куюн.

По его оценкам, повышение акциза на бензин на 50 евро за тонну с учетом НДС и курса евро, к примеру, на уровне 10,48 грн./евро, составит около 630 грн./тонна, что в розничном сегменте может повысить стоимость этого продукта на около 47 коп./литр.

Кроме того, эксперт отметил, что произошедший на европейском рынке скачок цен на нефтепродукты с начала года приблизительно на 23% также стал одним из факторов удорожания бензина в Украине.

Моторное топливо уже подорожало в рознице на 35-40 копеек за литр, дальше - больше.

В условиях повального снижения темпов производства, а следовательно, снижения спроса на топливном рынке рост цен на бензин, на первый взгляд, выглядит нелогичным. Однако трейдеры уверяют, что от них в нынешних реалиях ничего не зависит.

Факторы роста

Глава крупнейшего нефтетрейдера Донецкого региона - компании "Параллель" - Дмитрий Кулик заявил "Салону", что на ценообразование в сегменте ГСМ сейчас оказывают влияние, по крайней мере, три фактора.

Во-первых, это резкий и непредсказуемый скачок курса доллара и евро, то есть валюты, за которую трейдеры закупают импортные нефтепродукты, доля которых на украинском рынке ГСМ сейчас достигает 70%.

Во-вторых, Верховная рада утвердила новый размер акцизной ставки на моторное топливо. Акциз на бензины повысился на 50 евро за тонну - с 60 до 110 евро, поэтому при курсе евро 10,31 грн./евро повышение на одном литре, по нашим данным, составляет 50 - 55 копеек.

Третий серьезный фактор - это значительное подорожание отечественных бензинов и дизельного топлива в закупке. С 5 января украинские НПЗ подняли отпускные цены на нефтепродукты на 1-1,5 тыс. грн. за тонну. Закупочная цена Кременчугского НПЗ поднялась на 1,17 -1,25 грн. за литр по сравнению с 30 декабря 2008 года, то есть более чем на 1-1,5 тыс. грн. за тонну, тогда как в декабре, по данным нашей компании, украинские НПЗ плавно снижали цены в первой половине месяца (в среднем на 375 грн./тонна) и умеренно повышали во второй - в целом на 632 грн./тонна.

"Влияние этих трех факторов, а также существующие на рынке ожидания по поводу возможного введения 13% пошлины на импорт уже привели к подорожанию моторного топлива в рознице на 35-40 копеек за литр, и мы прогнозируем рост цен и в дальнейшем", - заявил Дмитрий Кулик.

НПЗ теряют объемы

Информация, которая поступает от нефтеперерабатывающих заводов, негативна не только в ценовых параметрах. По итогам 2008 года НПЗ массово сократили производства. Так, Лисичанский нефтеперерабатывающий завод в минувшем году сократил переработку нефтяного сырья на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - до 4 млн. 59 тыс. тонн. Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод в 2008 году переработал 569,8 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 13,9% меньше, чем за 2007 год. Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод в прошлом году переработал 317 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 63,2% меньше, чем за 2007 год. Более того, 15 января Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод остановил производство продукции. Причина - отсутствие разрешения Госпотребстандарта на производство нефтепродуктов с содержанием серы более 0,2%, хотя в настоящее время на предприятии ведется реконструкция, которая позволит выпускать продукцию необходимого качества, но предполагается, что завершена она будет в течение трех лет.

По прогнозам экспертов, в этом году можно ожидать переработку нефти не больше 11-12 млн. тонн, и производство нефтепродуктов существенно сократится.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
Европейские партнеры требуют от Украины более жесткого налогового контроля для украинских бизнесов – и стандарты BEPS должны его обеспечить. Но следствием может стать эмиграция бизнеса
20.10.20
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
Офис президента обнародовал все пять вопросов, которые будут заданы украинцам в день голосования на местных выборах 25 октября. Один из них касается создания свободной экономической зоны на Донбассе.
19.10.20
"Зеленый" водород – экологически чистое топливо, которое может заменить ископаемые источники энергии уже в ближайшем будущем. Какие источники водорода существуют, и почему это топливо перспективно для Украины.
Алюминий подорожал до максимальных значений за полтора года. Стоимость металла на LME достигла 1863 долл/тонну за счет активного спроса в Китае и ослабления курса доллара.
16.10.20
"Банковская реформа" Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной. Создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей.
Летом ситуация на рынке труда значительно улучшилась и количество вакансий увеличилось на 47 процентов. Сейчас же работодатели заняли выжидательную позицию, пока не будет более-менее понятная ситуация со второй волной карантина.
16.10.20, Сегодня
В Украине с началом осени начался стремительный рост цен. Инфляция за сентябрь, по данным Госслужбы статистики, составила 0,5% за месяц. Экономисты говорят, что к концу года цены будут расти еще быстрее, до 2% ежемесячно.
15.10.20
В октябре, как ожидается, Верховная Рада рассмотрит подготовленный правительством проект госбюджета на 2021 год. Что не так с главным финансовым документом страны.
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!